ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Как должна выплачиваться зарплата, если предприятие - банкрот?

Информационная записка по проблемам своевременной и в полном объеме оплаты труда
в условиях банкротства предприятий
В настоящее время пока непреодолимой проблемой остаются невыплаты и задержки заработной платы. Несмотря на совместные усилия рострудинспекций и профсоюзов по усилению контроля за выполнением трудовых норм доля задолженности по заработной плате продолжает оставаться высокой (12 млрд.руб. на 1.01.05 г.). Основная причина образования большей части долгов – недостаток собственных средств организаций.
Данный вопрос, являясь длительное время предметом обсуждения на заседаниях российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в связи с поручением Президента РФ от 14.08.04. Пр-1369 получил дополнительный импульс для решения и преодоления сложившейся ситуации, в том числе путем пересмотра действующего законодательства в пользу защиты прав работников на заработную плату.
Вместе с тем, успешное продвижение Правительства в этом направлении вызывает большие сомнения.
Как показывает практика и анализ действующего законодательства, наибольшая уязвимость прав работников на заработную плату наблюдается при проведении процедур банкротства. Сроки проведения процедур банкротства в среднем составляют от 1,5 и более лет. Все это время работники предприятия, как правило, не могут получить заработанные деньги и долги «консервируются» вплоть до процедур, соответствующих признанию должника банкротом. Однако и эти процедуры длятся долго с учетом процесса формирования конкурсной массы и реализации имущества должника, еще более затягивая сроки выплаты заработной платы.
Вместе с тем, на практике реализация этих процедур далеко не всегда сопровождается выплатой долгов в полном объеме, и прежде всего, это относится к «старым долгам» (до подачи заявления о признании должника банкротом). Это вызвано, в основном, рядом несовершенств действующего законодательства в сфере банкротства, идеология которого во многом формировалась исходя из приоритетности интересов государства.
Так, в соответствии со ст.47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговые органы взыскивают налоги за счет иного имущества налогоплательщика за рамками судебного разбирательства. В результате, долги по налогам и сборам в преддверии банкротства или до подачи заявления о признании юридического лица банкротом отсутствуют, в то время как долги по заработной плате на этом этапе бывают весьма значительные. Долги по налогам возникают на этапе проведения процедур банкротства, но и они оплачиваются из конкурсной массы в числе внеочередных платежей до удовлетворения требований 2-ой очереди или работников по «старым долгам».
В результате, учитывая действие п.6. ст.64 ГК РФ –«требования кредиторов из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица считаются погашенными», банкротство предприятий представляется сферой особого риска для реализации прав работников на заработную плату.
Одновременно существующая правовая ситуация противоречит Конвенции МОТ №95 «Относительно защиты заработной платы», ратифицированной 31.01.61 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, а, следовательно, являющейся по правопреемству обязательством России и сегодня.
В соответствии с этой Конвенцией «в случае банкротства предприятия или ликвидации его в судебном порядке трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов», «заработная плата, составляющая привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю» (ст.11).
Таким образом, длительное время положение Конвенции грубо нарушается российской стороной путем подмены принципа «привилегированного положения работников среди других кредиторов» принципом «равной обязанности», предполагающим в российских условиях равенство прав государства по взиманию налогов и сборов и работников по заработной плате, который, в свою очередь, также нарушается в пользу бюджетных отчислений. Искажение в реализацию международной нормы вносит также и структурирование долгов по принципу - старые (до подачи заявления о признании должника банкротом) и новые (в период проведения процедур банкротства), отнесенные законодательством о банкротстве к внеочередным текущим обязательствам, и установление очередности по их принадлежности уже внутри созданных структур. В результате обязательствам по старым долгам по заработной плате предшествуют целый ряд обязательств по новым долгам всем кредиторам, что позволяет необоснованно оттеснить их «на периферию» денежных обязательств.
Одновременно факты невозвращенных долгов при процедурах банкротства свидетельствуют и о бездействии конституционных норм по гарантиям на заработную плату и правам граждан на судебную защиту, имея в виду, что решения судов о взыскании долгов по заработной плате не выполняются.
Учитывая изложенное, позиция профсоюзов по этому вопросу ориентирована на пересмотр действующего законодательства о банкротстве и переструктурирование очередности требований кредиторов на этапе конкурсного производства и усиление финансовой и юридической ответственности государства за риски частного бизнеса в соответствии с ратифицированными международными нормами. Данная позиция неоднократно озвучивалась при рассмотрении Плана совместных действий Правительства РФ, российских объединений профсоюзов и российских объединений работодателей по вопросу обеспечения прав работников на своевременную и в полном объеме заработную плату и обсуждении ряда законопроектов, затрагивающих эту проблематику. В мае 2005 года в рамках подготовки законопроектов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве), Гражданский, Уголовный и Бюджетный Кодексы Российской Федерации ко 2-му чтению в Госдуме РФ, ФНПР были внесены постатейные поправки.
Однако, учитывая курс современного Правительства на облегчение своих функций и уход от социальной ответственности, трудно предположить с его стороны объективный подход к этому вопросу, хотя собственно в этом и заключается миссия социального государства при выборе принципа Конвенции МОТ №95.
То, что государство не намерено финансово поддерживать обеспечение прав работников на заработную плату подтверждают и недавно представленные (пока неофициально) Минздравсоцразвития России два варианта решения проблемы долгов – 1) создание Фонда страхования заработной платы (обязательные отчисления из фонда заработной платы на покрытие рисков в условиях банкротства) и 2) создание специализированных гарантийных коммерческих учреждений (цель – гарантированная выплата работнику в условиях банкротства долгов по заработной плате с дисконтом 15-30 % от суммы задолженности). Исходя из правовой логики Конвенции МОТ №173, оба эти варианты можно классифицировать как «гарантийные учреждения».
Предварительный анализ двух моделей показал следующее:
1) речь идет об «урезании» прав работников на заработную плату в полном объеме;
2) модели плохо адаптированы к современным российским условиям (коррупция, криминализация общества, слабость антимонопольной политики и кредитно-финансовой системы);
3) они не решают кардинально вопрос с задержкой заработной платы, так как предлагаемые механизмы начинают работу с момента признания предприятия банкротом;
4) роль государства в функционировании предложенных структур ограничена лишь определением «правил игры», финансовая поддержка не предполагается, в то время как международные нормы и опыт ориентируют на частно-государственные структуры.

Как мы видим, даже базирующиеся на международных нормах предложения представлены искаженно с тем, чтобы свести к минимуму участие государства в процессах по банкротству.
Одновременно предлагаемые модели, ориентируясь на международную идеологию т.н.«гарантийных учреждений», идут в обход уже принятой и ратифицированной Россией Конвенции МОТ №95 о предоставлении законодательных привилегий работникам по заработной плате перед другими кредиторами в условиях банкротства, представляющей по своей сути принципиально другое идеологическое направление МОТ.
Учитывая вышеизложенное, в целях предотвращения угрозы невыплат заработной платы в период банкротства мы должны добиваться того, чтобы работники на этапе введения процедур банкротства не имели просроченной задолженности по заработной плате.
В связи с этим ФНПР нацеливает свои первичные организации на масштабную пропаганду в использовании трудовой нормы ст. 142 ТК РФ о приостановке деятельности работника в условиях нарушения сроков выплаты заработной платы. Эта статья является одним из реальных способов ее защиты в нынешних условиях.
Кроме того, профсоюзы намерены добиваться впредь внесения изменения в ст. 157 ТК РФ с тем, чтобы время простоя компенсировалось работнику исходя не из уровня 2/3 средней заработной платы, а на основе полного среднего заработка.
Другой способ защиты заработной платы – обращение в Европейский Суд по правам человека по фактам невыплаты заработной платы в условиях банкротства и нарушению Российской Федерацией Конвенции МОТ №95, который реален только после прохождения всех судебных инстанций по вертикали вплоть до Высшего Арбитражного Суда России.

09.06.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English