ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
"Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания"

Дополнительное профессиональное образование – путь к достойному труду

Важным инструментом, направленным на становление цивилизованного рынка труда в России, является дополнительное образование. У человека перспективы образования не должны быть ограниченными. Он должен всегда иметь возможность получить дополнительные образовательные услуги, пройти переобучение и повысить квалификацию для того, чтобы занять стабильное рабочее место с достойной оплатой труда.
Профсоюзы уделяют этому вопросу первостепенное значение. 2-3 июня 2005 года в г. Королеве Московской области с участием представителей ФНПР была проведена Четвертая конференция "Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания (бизнес-власть-образование)".
Решение
Четвертой конференции "Дополнительное профессиональное
образование: от спроса до признания (бизнес-власть-образование)"


В конференции приняли участие 153 человека из 48 городов России, Украины и США.
Обсудив актуальные проблемы реформирования системы дополнительного профессионального образования (ДПО) с учетом задач реальной экономики, участники конференции отмечают, что важнейшими факторами дальнейшего развития переподготовки и повышения квалификации кадров становятся взаимосвязь и взаимодействие дополнительного профессионального образования с работодателями, их объединениями, представителями профсоюзов и органами государственной службы занятости.
Важная роль ДПО в современной системе российского образования определяется его влиянием на конкурентоспособность страны, ответственностью за воспроизводство интеллектуального потенциала общества, реализацию непрерывного образования для руководителей и специалистов, всех категорий работников в течение их трудовой деятельности, обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации граждан путем их своевременной профессиональной ориентации и переориентации, переобучения на новые профессии и специальности.
Состоявшийся обмен мнениями позволил оценить состояние системы ДПО и достигнутый уровень работы в области совершенствования профессиональных знаний кадров и выявить проблемы, требующие неотложного решения.
В России функционирует несколько тысяч учебных заведений, в которых ежегодно проходят профессиональную переподготовку более 100 тысяч человек и более 1,5 млн. человек повышают квалификацию по программам свыше 72 часов. Краткосрочная подготовка проводится также различными организациями и образовательными подразделениями многих крупных и средних компаний и фирм.
Участники конференции отмечают, что в рыночных условиях деятельность системы ДПО строится на принципах самоокупаемости и проходит в условиях постоянно изменяющихся и возрастающих требований к профессионализму и компетентности специалистов всех уровней, в сложных и нестабильных экономических условиях при отсутствии объективных прогнозов экономического развития и необходимой законодательной и нормативно-правовой базы.
Наиболее сложное положение складывается в депрессивных регионах и в отраслях, которые в силу неблагоприятной социально-экономической ситуации переживают системный кризис.
Основное бремя расходов на ДПО несут работодатели. Однако, по данным Федерации независимых профсоюзов, расходы организаций на профессиональное обучение работников в последние годы незначительны и составляют в среднем 0,3 % процента от фонда оплаты труда организации. В российском бюджете на 2005 год на систему ДПО запланировано всего полтора процента от общих затрат на высшее профессиональное образование. Тогда как, в стране около 6 миллионов безработных, в том числе имеющих высшее профессиональное образование – 10,9 %, среднее профессиональное образование – 20,5 %, начальное профобразование – 18,3 %, среднее (полное) общее – 33,1 %, основное общее - 13,5 %. Многим из них, чтобы найти подходящую работу, требуется обучение и переподготовка. Но за счет бюджета ежегодно проходит профессиональное обучение через службы занятости только около 6 % незанятых граждан. В результате, средняя продолжительность поиска работы среди городского населения составляет – около 8 месяцев, а сельского – 9,5 месяцев. Затраты отдельных граждан на ДПО незначительны.
По мнению образовательного сообщества, система ДПО быстро и адекватно реагирует на изменения рынка труда. Представители же работодателей более сдержаны в своих оценках.
Важность системы ДПО, необходимость ее развития и совершенствования признаются и образовательным сообществом и объединениями работодателей. Однако, отсутствие федерального закона "О дополнительном образовании" значительно осложняет дальнейшее развитие системы ДПО и сказывается на ее взаимодействии с федеральными, региональными и муниципальными органами управления, в разделении полномочий и ответственности при проведении государственной политики в области переподготовки и повышения квалификации кадров, принятии обоснованных решений при создании, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений ДПО. Развитие и совершенствование системы сдерживается также недостаточным вниманием к ней органов государственного управления на федеральном уровне. Серьезный ущерб системе нанес Федеральный закон № 122-Ф3 от 22.08.2004.
Поправки к Федеральному закону «Об образовании», касающиеся системы ДПО, подготовленные Правительством, не решают большинства проблем. Более того, последствия принятия этих поправок неоднозначны, что может привести к негативным последствиям. Этого удалось бы избежать, если бы поправки обсуждались образовательным сообществом, связанным с ДПО.
Много проблем имеется в вопросах организации контроля деятельности образовательных учреждений ДПО. Механизм лицензирования, аттестации и государственной аккредитации, предусмотренный действующим законодательством об образовании, не в полной мере учитывает специфику повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов: краткосрочность обучения, частую сменяемость образовательных программ, деятельность образовательных учреждений ДПО в условиях самофинансирования. Медленно осуществляется работа по аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В целях выполнения задач по дальнейшему развитию системы дополнительного профессионального образования в условиях реформирования российского образования участники конференции решили:
1. Рекомендовать Министерству образования и науки России:
а. Разработать концептуальную модель ДПО на уровне страны и региона;
б. Расширять взаимодействие с министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными и негосударственными организациями, ассоциациями и союзами, в том числе работодателей и товаропроизводителей, в целях развития и совершенствования системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также её нормативно-законодательной базы;
в. Осуществлять развитие системы ДПО в соответствии с задачами социально-экономического развития России, требованиями Болонской декларации и ВТО, предусматривая соответствующие финансовые ресурсы в бюджетах всех уровней;
г. Инициировать и поддерживать предложения, предусматривающие льготное налогообложение образовательных учреждений и средств, направляемых предприятиями и организациями на воспроизводство кадров, содержащиеся в отклоненном Президентом Законе «О дополнительном образовании»;
Принять участие в создании системы прямых и косвенных поддержек предпринимателей, вкладывающих средства в воспроизводство кадров;
д. Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующую законодательную и нормативно-правовую базу ДПО в части, касающейся использования дистанционных методов обучения при проведении повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов;
е. Содействовать использованию дистанционных технологий в дополнительном профессиональном образовании, как его составной части, и организовать обучение преподавателей по использованию новых информационных технологий на базе одного из учебных заведений;
ж. Включать образовательные учреждения ДПО в международные и общероссийские программы переподготовки специалистов, в исследовательские программы по развитию образования и новых технологий;
з. Провести эксперимент по профессионально-общественной аккредитации программ и учебных заведений ДПО.
2. Просить Федеральное агентство по образованию:
а. Ускорить процесс утверждения нового положения об учебных заведениях и подразделениях ДПО;
б. Включить в перечень направлений и тем научных, прикладных и исследовательских работ исследования по проблемам ДПО, привлекая к ним ВУЗы, СУЗы и учебные заведения ДПО.
3. Рекомендовать Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:
а. Вести постоянный мониторинг качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов по приоритетным направлениям развития науки и техники, критическим технологиям;
б. Ускорить процесс утверждения показателей и документов, необходимых для государственной аккредитации учреждений ДПО и упрощения ее процедуры.
4. Просить Комитет Государственной думы по образованию и науке:
а. Создать рабочую группу по доработке Закона «О дополнительном образовании», включив в нее разработчиков варианта, отклоненного Президентом, и представителей системы ДПО;
б. Инициировать восстановление отдельных положений статьи 40 «Государственные гарантии приоритетности образования» Федерального закона «Об образовании», отмененные Федеральным законом № 122-Ф3 от 22.08.2004, в первую очередь, об ответственности работодателей за повышение профессиональной квалификации работников.
5. Просить Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии провести в октябре-декабре 2005 года круглый стол на тему «Роль федеральных, региональных и местных органов власти в развитии и совершенствовании системы непрерывного образования работающего населения».
6. Просить Межгосударственную ассоциацию последипломного образования:
а. Совместно с ИПК госслужащих разработать и издать глоссарий терминов, применяемых в научных, учебно-методических разработках и практической деятельности, сопряженных с понятием дополнительного профессионального образования;
б. Провести Пятую конференцию «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания» в 2007 году.
7. Просить ОАО РАО «ЕЭС РОССИИ» стать соорганизатором Пятой конференции «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания».

Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и информацией в области организации и проведения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и дальнейшего концептуального развития системы дополнительного профессионального образования.
Участники разочарованы отсутствием докладов ряда представителей органов власти и работодателей, заявленных в программе конференции.
Участники считают, что дальнейшее развитие ДПО должно идти по линии активизации социального партнерства с участием работодателей и профсоюзов, государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Участники поддерживают предложение профсоюзов о восстановлении обязательного страхования на случай потери работы, что позволит в больших объемах и лучше проводить обучение безработных граждан и работников, высвобождаемых в результате реструктуризации организаций и отраслей экономики.
Участники надеются, что работодатели и их союзы с учетом принятой 16 ноября 2004 года Социальной хартии российского бизнеса будут активнее развивать ДПО, способствовать раскрытию профессиональных и личностных способностей работников, создавать условия для профессионального роста и обучения.
Участники считают целесообразным продолжить работу по исследованию форм и методов повышения качества образовательных программ ДПО и созданию системы профессионально-общественной аккредитации.
Участники считают целесообразным провести широкое обсуждение среди образовательного сообщества предлагаемых Правительством поправок к Федеральному закону «Об образовании», касающихся системы ДПО. Помимо профессионально-общественной аккредитации программ они считают необходимым проводить профессионально-общественную аккредитацию учебных заведений.
Участники обращают внимание руководителей исполнительной и законодательной власти всех уровней на необходимость мониторинга потребности регионов и муниципальных образований в комплексном кадровом обеспечении для решения задач социально-экономического развития регионов и привлечение к разработке и реализации региональных целевых программ представителей системы ДПО и бизнес-сообщества.
Участники считают необходимым при разработке различных планов и документов, проведении мероприятий, касающихся ДПО, учитывать существование дополнительного к начальному и среднему профессиональному образованию.
Участники считают необходимым создание общественного совета из представителей союзов, ассоциаций и общественных объединений, связанных с ДПО.
Участники призывают все заинтересованные стороны предлагать, разрабатывать и внедрять инновационные структуры ДПО, ориентированные на удовлетворение потребностей регионов в комплексном кадровом обеспечении.
Участники конференции выражают уверенность в том, что органы управления образованием, учреждения и подразделения дополнительного профессионального образования обеспечат эффективное кадровое сопровождение проводимых социально-экономических преобразований, духовного возрождения страны.

03.06.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English