ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Экономика России в 2002 году. Первые итоги

Официальная статистика в средних цифрах показывает неуклонный экономический рост и улучшение показателей уровня жизни населения. Так прирост ВВП составил 4,1% (январь-сентябрь 2002г. к соответствующему периоду 2001г.); индекс потребительских цен (инфляция) - 15,1% (декабрь 2002г. к декабрю 2001г.).
Реальные денежные доходы населения выросли за 2002 год - на 8,8 %, реальная заработная плата – на 16,6 % (предварительные данные). Заработная плата работников социальных отраслей, финансируемых из бюджета, составила 53 – 56 % от ее уровня в промышленности.
Согласно статистике, число безработных сократилось с 9 млн. человек в 1999 году до 5,1 млн. человек (в декабре 2002г.).
С 2000 года формируется бездефицитный консолидированный бюджет Российской Федерации, - и картина благополучия готова.
За «средними цифрами» картина складывается совсем не безоблачная:
1.1. Продолжается опережающий рост цен и тарифов на платные услуги населению – за 11 месяцев 2002г. они приросли на 34,7%. Наиболее болезненным является рост оплаты услуг ЖКХ, который идет еще более высокими темпами - за 11 месяцев 2002г. – на 46,9%, что заставляет семьи менять структуру расходов не в пользу улучшения питания, оздоровления, образования и т.д.
1.2. Практически не меняется структура экономики. Подавляющее большинство предприятий отраслей (кроме сырьевых) остаются низко конкурентными и высоко затратными.
Ухудшается структура рабочих мест – сокращается число рабочих мест, требующих высоко квалифицированной рабочей силы. Так, из вновь зарегистрированных в 2002 году организаций 50 % - торговые.
По состоянию на сентябрь 2002 года доля убыточных организаций в их общем числе составила 45,2 % (рост по сравнению с тем же периодом 2001 года - на 7,9 процентных пунктов). В том числе, в энергетике – 59,1 %, нефтедобывающей промышленности – 37,8 %, газовой – 41,5 %, угольной – 61,9 %, машиностроении – 40,9 %, металлургии – приблизительно 50%.
1.3. В 2002 году прирост промышленного производства составил по сравнению с 2001 годом всего 3,7 процента, так и не дотянув до прогнозных 4 процентов, что привело к необходимости оперативной корректировки среднесрочной программы Правительства.
Динамика темпов прироста промышленного производства в течение первых трех кварталов прошлого года была позитивной и позволяла надеяться, что промышленность в итоге вытянет 4,5 процента прироста. Однако конец года, особенно ноябрь и декабрь оказались «провальными» по темпам роста промышленного производства.
Произошел также явный структурный перекос в пользу отдельных отраслей. По данным Госкомстата, в 2002 году рост производства в РФ был отмечен в 9 из 15 отраслей. Наибольшее увеличение производства было зафиксировано в топливной отрасли - на 7 процентов и цветной металлургии - 6 процентов, в пищевой - на 6,5 процента.
Основа технического прогресса - машиностроение и металлообработка - показали скромные 2 процента, что отражает слабость инвестиций и неразвитость, можно даже сказать - затухание межотраслевой и межрегиональной кооперации.
В целом ситуацию 2002 года можно назвать деиндустриализацией экономики, в том числе и в отраслях, определяющих технологический прогресс. Позитивные сдвиги в строительстве и на потребительском рынке не могут компенсировать эту негативную тенденцию, а банковский сектор по сути дела, занят самим собой.
1.4. Несмотря на достигнутую профицитность бюджета и усиление в последние годы его социальной направленности, он не учитывает объем расходов, особенно на социальные направления, в достаточных размерах с учетом всех положений действующего законодательства. Фактически бюджетные намерения не исполнялись опять же по «социальным» статьям расходов многие предшествующие годы, что сказалось на состоянии объектов ЖКХ и социальной сферы, и что вызывает теперь необходимость в более высоких финансовых влияниях.
Судя по принятому Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год», он не сулит каких-либо заметных положительных социальных перемен.
Решение важнейших социальных проблем (таких, как минимальный размер оплаты труда и уровень заработной платы, занятость и безработица, жилищно-коммунальная реформа, социальные выплаты и трансферты для регионов и др.) через бюджет, как инструмент социально-экономической политики страны, еще находится на низком уровне.
Заложенное в бюджет 2003г. (статья 89 ФЗ) соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 21,6% снижает законодательно установленное соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума по сравнению с 2002г. и не обеспечивает выполнение действующего трудового законодательства относительно минимальной заработной платы.
Федеральным бюджетом практически не обеспечивается задача борьбы с бедностью. Да и в своих программных намерениях Правительство закладывает крайне медленное снижение бедности.
Кроме того, потребительская корзина, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, все больше и больше отстает от жизни. Она не учитывает расширение платности образования и здравоохранения, предстоящих изменений в оплате жилищно-коммунальных услуг, трудовых и семейных нагрузок.
Четко просматривается стремление переложить на население максимум ответственности за социальные аспекты в опережающем рост его доходов режиме, снизить бюджетную ответственность, не слишком обременять социальными проблемами и бизнес. Результатом будет дальнейшее сокращение коренного населения и компенсация убыли за счет иммиграции.
1.5. При сложившейся непростой ситуации в экономике и «букете проблем» в социальной сфере Правительство намерено почти одновременно проводить реформы энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы; ведет переговоры по вступлению в ВТО.
И это в условиях непросчитанности социальных последствий предлагаемых путей реформирования указанных отраслей, недостаточной финансовой базы субъектов Российской Федерации и особенно муниципальных образований!


Отдел социально-трудовых отношений
Аппарата ФНПР

29.01.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English