ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования

Развитие социального партнерства
в сфере профессионального образования

Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, во многом определяющимся образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
21 марта 2006 года в Москве прошли парламентские слушания по теме «Эффективное партнерство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования; законодательный аспект». Тем самым сделан еще один шаг на пути к цивилизованному социальному партнерству в сфере профессионального образования
В выступлениях участников парламентских слушаний была отмечена важная роль образования в решении задач социально-экономического развития России, в том числе в:
формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
обеспечении социальной и профессиональной мобильности работников.
создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
В течение последних десятилетий, система образования развивалась неадекватно потребностям экономики страны по структуре и качеству подготавливаемых специалистов. Многомиллиардные бюджетные средства, выделяемые на образование, расходовались недостаточно эффективно.
Современная российская система образования характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Не развиты в достаточной степени независимые формы и механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики, в том числе в процессах независимой общественной оценки качества образования.
Отсутствие соответствующего качества профессионального образования или его несоответствие запросам рынка труда у части молодежи имеет негативные социально - экономические последствия. Это не только негативно отражается на экономики страны, но, в первую очередь, ограничивает возможности профессионального самоопределения и трудоустройства указанной группы граждан и, как следствие, ведет к формированию на рынке труда дефицита кадров, имеющих необходимое образование и уровень квалификации. Кроме того, это способствует формированию группы незанятой молодежи, созданию условий для распространения социально вредных привычек и роста количества правонарушений, совершаемых гражданами.
В настоящее время на российском рынке образовательных услуг сложилась парадоксальная ситуация: число студентов вузов год от года растет, а бизнес буквально задыхается от нехватки квалифицированных специалистов.
Эксперты объясняют это явление «перепроизводством» в стране дипломированных специалистов, нарушением баланса между их количеством и реальной потребностью данной категории трудовых ресурсов.
Статистика свидетельствует: из 1.5 миллионов специалистов, ежегодно выпускаемых высшей школой, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способно принять лишь 500 тысяч человек. Между тем, по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в 2 раза и сейчас составляет 6.5 миллиона - рекорд десятилетия. Сегодня наша страна уже превзошла США по такому наглядному показателю, как число студентов на 10 000 населения (у нас - 245 человек, у них - 234). В Америке 65% выпускников школ поступают в вузы, в России - 76%.
В стране обозначился острый дефицит современных менеджеров -управленцев, способных решать самостоятельно задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений.
Произошел искусственный разрыв традиционных связей между отечественной системой образования и экономикой. Этот разрыв был усугублен функционально неполным законодательством, по существу, не предусматривающим участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования, в том числе, в формировании структуры подготовки кадров и содержания профессионального образования. На законодательном уровне не были сформированы механизмы, стимулирующие участие законодателей в организации деятельности системы образования.
В тоже время, именно конструктивное партнерство государства, работодателей и вузов позволяет значительно повысить качество и конкурентоспособность российского образования, эффективность его модернизации.
В связи с необходимостью создания в России экономики, построенной на знаниях, а реального производства - на использовании высоких технологий, проблема обеспечения соответствия профессиональной компетенции выпускников образовательных учреждений профессионального образования требованиям современного производства становится чрезвычайно актуальной.
Решение ее невозможно обеспечить без активного участия работодателей в организации образовательного процесса. Однако действующее законодательство не только не стимулирует участие работодателей в указанном процессе, но, по существу даже не предусматривает такого участия.
О том, что современная система управления в России не совершенна, свидетельствуют расчеты экспертов: неэффективность управленческих кадров как минимум тормозит ежегодный рост экономики на 1.5 - 2 процента.
В настоящее время вопросы участия работодателей и их объединений в организации профессионального образования, по существу, не регулируются образовательным законодательством.
В последние десятилетия перед отечественной системой образования постоянно ставилась задача обеспечения повышения качества подготовки рабочих и специалистов. Однако добиться ощутимых результатов в этом направлении не удалось. Это приводит к дефициту кадров, способных эффективно работать в новых условиях, что крайне негативно отражается на экономическом развитии России и социальном благополучии граждан.
Для укрепления правовой основы взаимодействия бизнеса и образования необходимо ускорить разработку законопроектов, изменений и поправок в действующие российские законы, подготовку и принятие других нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию приоритетов государственной образовательной политики в сфере профессионального образования. Необходимо реализовать комплекс социальных, экономических, организационно-технических мероприятий, направленных на полномасштабное вовлечение бизнес-сообществ в практическую реализацию моделей непрерывного профессионального образования, развитие современных образовательных технологий, разработку новых государственных образовательных стандартов.
Участники парламентских слушаний считают, что формирование на государственном уровне системы мер по эффективному взаимодействию бизнеса и образования является необходимым условием для реализации приоритетного национального проекта «Образование» и поддерживают концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования", подготовленную в Комитете Государственной Думы по образованию и науке.
Участники слушаний были ознакомлены с Концепцией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования», подготовленной Экспертным советом по профессиональному образованию при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по образованию и науке.
Основная идея законопроекта заключается в создании законодательных возможностей для непосредственного участия работодателей и их объединений в организации профессионального образования, что будет способствовать приведению подготовки квалифицированных кадров в образовательных учреждениях профессионального образования в соответствие запросам реальной экономики.
В настоящее время образовательное законодательство не предусматривает непосредственного участия работодателей или их объединений в организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования. Законодательное «отстранение» работодателей от процесса подготовки кадров крайне отрицательно сказывается на результатах деятельности отечественной системы профессионального образования, как с точки зрения качестве подготовки кадров и соответствия их профессиональной компетентности требованиям современного производства, так и с точки зрения соответствия номенклатуры подготавливаемых кадров требованиям рынка труда. Такое положение не соответствует запросам и вызовам современного общества, задачам формирования конкурентоспособной российской экономики, а также негативно отражается на социальном положении граждан.
Целью разработки законопроекта является создание системы законодательных положений, не только значительно расширяющих возможности участия работодателей в организации профессионального образования, но и стимулирующих их к сотрудничеству с образовательными учреждениями профессионального образования.
Для этого законопроектом предполагается внести изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», в федеральные законы «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и «Об объединениях работодателей», а также во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения направлены на формирование комплекса законодательных механизмов, стимулирующих более активное участие работодателей в организации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования, а также объединений работодателей в выработке ряда решений в области профессионального образования.
Предметом правового регулирования данного законопроекта являются отношения в области профессионального образования, возникающие между гражданами, получающими профессиональное образование, работодателями (их объединениями), образовательными учреждениями профессионального образования и государством в лице соответствующих органов власти, обеспечивающих создание необходимых социально-экономических условий для получения профессионального образования.
Действие норм, установленных законопроектом, будет распространяться на всех граждан Российской Федерации, обучающихся в образовательных учреждений профессионального образования, на работодателей (их объединения); на органы государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц; образовательные учреждения профессионального образования и их должностных лиц.
Законопроектом предусматривается дополнить Закон Российской Федерации «Об образовании» самостоятельной статьей «Права и обязанности работодателей и их объединений в области профессионального образования».
Этой статьей должны устанавливаться особенности заключения договоров при подготовке, переподготовке или повышении квалификации кадров для работодателя в образовательном учреждении, в том числе с точки зрения как прав работодателей и образовательного учреждения, так и защиты прав обучающихся и выпускников образовательного учреждения. В том числе, должна предусматриваться возможность организации работодателем производственного обучения или производственной практики обучающихся образовательного учреждения, безвозмездной передачи имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав образовательному учреждению для ведения уставной деятельности
В целях привлечения инвестиций в систему образования рассматриваемой статьей должна быть продекларирована обязанность государства создать систему преференций и налоговых льгот работодателям, безвозмездно передающим имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права образовательным учреждениям, осуществляющим для них подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, а также работодателям, обеспечивающим производственное обучение и (или) производственную практику обучающихся указанных образовательных учреждений в организации работодателя.
Для создания возможностей участия работодателя в управлении
образовательным учреждением, следует установить, что работодатель,
передающий безвозмездно образовательному учреждению профессионального образования, денежные средства в объеме не менее 3 процентов от годовой сметы расходов образовательного учреждения, вправе направлять своего представителя для участия в работе совета образовательного учреждения и попечительского совета образовательного учреждения. Одновременно должно быть определено, что названные представители работодателей вправе участвовать в разработке компонентов образовательного учреждения соответствующих государственных образовательных стандартов.
Другой статьей законопроекта предполагается внести дополнения в Федеральный законопроект «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые по своему концептуальному содержанию аналогичны дополнениям, предусмотренным вышеназванной статьей, но учитывающие особенности подготовки кадров в системе высшего и послевузовского профессионального образования.
Следующей статьей законопроекта предполагается внести изменения в федеральный закон «Об объединениях работодателей». Эти изменения должны установить право общероссийских объединений работодателей и общероссийских отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей на участие:
в подготовке проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающихся подготовки профессиональных кадров и затрагивающих интересы работодателей;
в разработке среднесрочного прогноза и мониторинге потребности экономики в профессиональных кадрах, федеральных компонентов государственных образовательных стандартов профессионального образования;
в государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы любого уровня,
в формировании перечней направлений подготовки (специальностей) начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Одновременно на общероссийские объединения работодателей и общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей возлагается обязанность предоставлять имеющуюся у них информацию о состоянии подготовки профессиональных кадров и рынке труда федеральным органам исполнительной власти, к компетенции которых относятся вопросы профессионального образования.
Законопроектом необходимо внести изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации с целью формирования экономических механизмов стимулирования работодателей к участию в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях профессионального образования, а также в создания лучших условий для осуществления образовательной деятельности.
В частности, представляется целесообразным внести изменения в подпункт 22 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации, с целью расширения перечня необлагаемых налогами доходов образовательных учреждений. Следует установить, что при определении налоговой базы государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений не учитывается не только имущество, безвозмездно полученное названными образовательными учреждениями, а также полученные денежные средства и имущественные права.
В статье 264 «Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией» подпункт 23 предлагается изложить в редакции, позволяющей относить к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, не только расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, но и расходы на:
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров из числа обучающихся по очной форме получения образования, если налогоплательщик заключил соответствующий договор с образовательным учреждением профессионального образования или трехсторонний договор с образовательным учреждением и частью обучающихся соответствующего образовательного учреждения о поступлении их на работу после окончания образовательного учреждения в организацию налогоплательщика;
расходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, безвозмездно переданных государственным, муниципальным или негосударственным образовательным учреждениям, осуществляющим в соответствии с договорами подготовку, переподготовку или повышение квалификации кадров для соответствующего налогоплательщика;
организацию и проведение производственного обучения и производственной практики обучающихся российских образовательных учреждений профессионального образования.
Законодатели предполагают, что принятие данного законопроекта позволит создать реальный механизм, позволяющий:
значительно расширить возможности работодателей участвовать в процессе подготовки кадров, в том числе создать экономические предпосылки для вложения средств работодателей в развитие образовательных учреждений, динамично реагировать образовательным учреждениям на запросы реальной экономики в области профессионального образования;
повысить качество образования,
более полно обеспечить развивающуюся экономику России квалифицированными рабочими и специалистами,
улучшить социальное положение выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

Участники парламентских слушаний рекомендуют:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
В течение 2006-2007 гг. провести с участием образовательного и бизнес-сообщества обсуждение различных моделей партнерства, с целью законодательного обеспечения инновационного развития образовательной сферы на основе общефедеральных приоритетов, принципов и подходов. Рассмотреть правовые аспекты участия бизнеса в функционировании системы образования, на основе таких форм, как:
- корпоративный договор и отраслевой заказ;
- образовательный кредит;
- участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов;
- развитие систем попечительских и других советов, различных ассоциаций работников образования и т.д.;
- привлечение к аккредитации образовательных программ и образовательных учреждений;
- создание эффективной системы оценки образования, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Рассмотреть законодательные аспекты обеспечения реальной ресурсопривлекательности российской системы образования, создания законодательных основ по расширению возможностей участия работодателей и их объединений в организации профессионального образования, определение прав и обязанностей работодателей по подготовке кадров в системе профессионального образования, включая возможность заключения договоров с образовательными учреждениями на подготовку кадров, финансово-материальной поддержки работодателями обучающихся, безвозмездной передачи ими имущества и имущественных прав
образовательному учреждению, в том числе за счет принятия мотивированных налоговых преференций, участия работодателей в работе органов самоуправления образовательного учреждения.
Разработать законодательные основы эффективного использования населением страны образовательного кредитования (образовательной ипотеки), а также другие нормативные документы, обеспечивающие более широкое привлечение внебюджетных средств в систему образования на основе налоговых льгот, преференций, частичного и полного возврата кредитов.
Правительству Российской Федерации:
Внедрить прозрачную конкурсную систему государственной поддержки и экспертизы инновационных образовательных программ, проектов, грантов с активным привлечением представителей бизнес-сообщества.
Продолжить формирование оптимальной сети федеральных государственных образовательных организаций, реализующих программы профессионального высшего образования, способной обеспечить современный уровень качества соответствующих образовательных услуг с учетом потребностей отечественного рынка труда.
Обеспечить правовые условия и стимулы для расширения экспорта российского образования и повышения его конкурентоспособности в европейском и мировом образовательном пространстве.
Разработать систему стимулов и преференций для привлечения бизнеса к финансированию профессионального образования и, при необходимости, подготовить соответствующие законодательные предложения. Создать правовые и экономические основы планомерного вовлечения бизнеса:
- в существенное обновление учебно-лабораторной и материально-технической базы учреждений профессионального образования,
- в разработку и развитие экономических механизмов в образовании, совершенствование системы двухсторонних отношений вуза и бизнеса на основе принципов стратегического менеджмента, долгосрочного бюджетирования, ориентированного на конечный результат, внедрение прогрессивных управленческих систем.
В целях структурной перестройки системы профессионального образования, развития новых образовательных технологий определить меры государственного стимулирования бизнеса, принимающего прямое участие в создании необходимых элементов инновационной инфраструктуры системы профессионального образования, ресурсных образовательных центров со смешанной формой управления и собственности.
Закрепить право бизнес-сообщества на участие в процедурах контроля качества подготовки выпускников, в разработке критериев и методологии оценки качества высшего профессионального образования.
Усовершенствовать систему государственного заказа на подготовку специалистов высшей школы, которая позволит более эффективно расходовать бюджетные средства, контролировать и корректировать контрольные цифры приема молодежи в федеральные учреждения высшего профессионального образования с учетом баланса перспективной потребности рынка труда, интересов работодателей и задач трудоустройства выпускников вузов, а также демографической ситуации в стране.
Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральному агентству по образованию, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:
Шире привлекать объединения работодателей к участию в мониторинге и прогнозировании потребностей рынка труда в квалифицированных рабочих и специалистах, разработке государственных образовательных стандартов, перечней профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование, а также в государственной аккредитации образовательных учреждений.
Способствовать расширению практики социального партнерства образовательных учреждений с работодателями, гражданами и общественными объединениями, вовлечению их в процесс выработки и принятия решений по проблемам образования.
Органам законодательной власти субъектов Российской Федерации:
Сформировать региональную законодательную базу, направленную на поддержку взаимодействия бизнеса и образования, в том числе посредством предоставления соответствующих преференций и налоговых льгот.
- - - - - - - - - - - - -
Проведенные парламентские слушания имеют большое значение для дальнейшего развития рынка труда.
По предложениям профсоюзов в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2005-2007 годы предусмотрен следующий пакет мер, непосредственно касающихся обсуждаемой проблемы:
подготовить в 2005 году предложения по созданию статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе;
разрабатывать с участием объединений работодателей не реже одного раза в три года прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе региональной и профессионально-квалификационной структуры;
осуществить с учетом международных классификаторов разработку общероссийского классификатора профессий, систем профессиональных стандартов и оценки качества работников. Разработать предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей.
Рекомендации участников парламентских слушаний позволяют определить перспективу взаимодействия профессионального образования и рынка труда и предусматривать в коллективных договорах и соглашениях более активное участие работодателей не только в образовании, но и во внутрифирменной системе переподготовке и обучении кадров.

07.04.2006
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English