ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
«Российский рынок труда в системе глобальных рынков»

Активно включились в работу Комиссии Общественной палаты Российской Федерации. 10 апреля состоялось заседание Круглого стола по теме: «Российский рынок труда в системе глобальных рынков». Подготовили заседание и выработали рекомендации Комиссия Общественной палаты РФ по вопросам глобализации и национальной стратегии развития при участии Федерации Независимых Профсоюзов России и Академии труда и социальных отношений.
«Круглый стол» по теме:
«Российский рынок труда в системе глобальных рынков»




РЕКОМЕНДАЦИИ

По оценкам экспертов МОТ, Всемирного банка либерализация торговли оказывает различное, иногда противоречивое по результатам влияние на темпы роста и занятость. При этом результаты зависят от характера торговых барьеров в стране и от стратегии осуществляемых реформ. В зависимости от проводимой политики вместо быстрого роста производства и занятости можно получить падение реальной заработной платы, значительную ее дифференциацию по отраслям и регионам страны, сокращение производства и рост безработицы, резкий рост импорта и т.д. Для социальной стабильности общества крайне опасным может стать вынужденный нетрудовой образ жизни для значительной части населения. Актуальность предварительного решения социально-экономических проблем в условиях России бесспорна. Однако социально-экономические последствия присоединения России к ВТО должным образом не изучены. В немалой степени это обусловлено отсутствием правительственного органа, специализирующегося на решении проблем заработной платы, занятости, повышения производительности труда.
Для того чтобы Россия не оказалась в числе стран, которые в процессе глобализации становятся беднее, необходимы новые приоритеты в социально-экономической политике. Развитые страны хорошо усвоили философию глобализации, защищая свои рынки высокими ценами и соответствующим им высоким уровнем зарплаты. Россия вовлекается в процессы глобализации при несопоставимо низкой по сравнению с развитыми странами заработной плате наемных работников, в условиях обостряющегося дефицита квалифицированной рабочей силы и низкой конкурентоспособностью российского рынка труда.
На уровень занятости после либерализации торговли окажет непосредственное влияние моральный и физический износ оборудования и отсталость технологии, которые делают товары ряда отраслей неконкурентоспособными по сравнению с импортными. Однако проблема занятости не исчерпывается низкой конкурентоспособностью товаров. Не менее важен уровень конкурентоспособности рабочих мест. Старая технология и соответствующая ей организация труда характеризует свыше 70% производственного аппарата страны.
В процессе подготовки к вступлению в ВТО проводится большая подготовительная работа, которая, однако, не включает решения проблем социального характера. Не предусматривается необходимость гармонизации социального законодательства, и, прежде всего, применение международных принципов регулирования заработной платы и социального страхования наемных работников. Особое внимание обращает на себя то, что российские законы, регулируется несовершенными законами, которые к тому же плохо исполняются, в том числе органами власти и управления.
Главным направлением преодоления бедности во всех странах является повышение занятости, а одной из основных задач государства и бизнеса является создание новых рабочих мест. Занятость в России пока еще не является условием преодоления бедности. Более того, значительная часть занятых в бюджетной сфере, в сельском хозяйстве, в легкой промышленности и в других отраслях, ориентированных на внутренний рынок, формирует категорию т.н. экономических бедных. Необходимо в кратчайшие сроки устранить как явление экономическую бедность, без чего невозможно преодолеть воспроизводство бедности, когда дети малообеспеченных родителей лишаются возможности получения полноценного образования, современной квалификации, медицинской помощи, и не могут разорвать порочный круг бедности. Дети из бедных слоев общества рано привлекаются к труду и становятся объектами недобросовестной эксплуатации.
Вопросы заработной платы, проблема цены рабочей силы являются определяющими для создания предпосылок устойчивого роста экономики. Исчерпание потенциала факторов, обеспечивавших высокие темпы роста на протяжении последних лет (прежде всего наращивание объема экспорта сырья при многократном повышении мировых цен на энергоносители) требует ускоренного развития внутреннего рынка. Главным препятствием для реализации этого направления экономической политики и создания новых рабочих мест выступает низкий платежеспособный спрос основной массы населения, то есть наемных работников и членов их семей, а также пенсионеров.
В современном мире, идущем по пути глобализации, важнейшим фактором успешного и устойчивого развития становится способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Для социально-экономического развития России становится серьезной проблемой нарастающий дефицит рабочей силы, прежде всего рабочих высокой квалификации. Ослабление дефицита рабочей силы требует кардинального повышения уровня заработной платы в стране. Только существенное, не менее чем в 2 раза, повышение заработной платы позволит снизить уровень безработицы в депрессивных регионах страны и повысить привлекательность российского рынка труда для рабочих из сопредельных стран.
Сокращение безработицы и рациональное перераспределение ограниченных трудовых ресурсов требует серьезной перестройки системы переквалификации рабочих кадров. Предпринимаемые меры на этом направлении следует считать недостаточными.
Низкая заработная плата в России делает российский рынок труда непривлекательным по сравнению с рынками стран Евросоюза. Предпринимаемые в настоящее время усилия по облегчению процедуры легализации приезжающих на работу в Россию не увеличат притока рабочих рук, так как конкурентоспособность рынка труда определяется гарантированным уровнем заработной платы, а не сложностью легализации въезда в страну. В то же время в пакете мер по упорядочению миграционных потоков не уделяется должного внимания вопросам обеспечения равных прав российских и иностранных рабочих, нарушающих условия конкуренции между ними на рынке труда. Практически выпал из перечня рассматриваемых проблем по преодолению дефицита рабочей силы анализ причин, приводящих к значительным масштабам выезда из страны молодежи с высшим образованием и рабочих высокой квалификации. Соответственно не намечаются меры по преодолению этого явления.
В процессе обсуждения поставленных проблем в связи с активным вовлечением России в глобализационные процессы и предстоящим присоединением к ВТО представляется необходимым:
1. Рассматривать проблемы, возникающие в связи с полноформатным вступлением России в процессы глобализации и присоединения к ВТО, с позиций обеспечения социально-экономической безопасности страны.
2. Повысить эффективность государственной политики занятости, разработать и осуществлять полноценную программу содействия занятости (исключения вынужденной безработицы) на период действия программы социально-экономического развития России до 2008 года и в долгосрочной перспективе, увеличить финансирование из всех источников (включая бюджетную систему и бизнес) на подготовку и переквалификацию рабочих кадров с целью повышения адаптационных возможностей рабочей силы к меняющимся условиям рынка труда и повышения конкурентоспособности национальных кадров. Одновременно уделять необходимое внимание конкурентоспособности рабочих мест, внедрению современных технологий и систем организации труда.
3. Осуществить гармонизацию российского социального законодательства с международными принципами регулирования заработной платы и социального страхования наемных работников. Осуществить детальный анализ использования в экономике детского труда и разработать нормативные акты по этому вопросу, соответствующие лучшим международным нормам.
4. Разработать государственную программу по смягчению негативных социально-экономические последствия для отдельных отраслей экономики, включая отрасли социальной сферы, а также для проблемных регионов РФ от либерализации экономического пространства страны.
5. Осуществить меры по повышению конкурентоспособности российского рынка труда, которая определяется гарантированным уровнем заработной платы, а также эффективностью системы социального страхования наемных работников, в целях обеспечения необходимого притока в страну квалифицированной рабочей силы из сопредельных стран и сокращения выезда из страны молодежи с высшим образованием и рабочих высокой квалификации.
6. Рассмотреть вопрос о целесообразности восстановления в составе Правительства РФ Министерства труда (в структуре исполнительной власти России), ориентированного на решение проблем развития российского рынка труда; эффективного с точки зрения работников, экономики и государства использования трудовых ресурсов; приумножения человеческого и социального капитала.
7. Продолжить обсуждение проблемы социально-экономических последствий вступления России в ВТО с участием Правительства, органов законодательной власти Российской Федерации и проблемных регионов, полномочных представителей деловых кругов и трудящихся, имея в виду повышение ответственности всех участников дискуссии за конечные результаты.

Москва, 10 апреля 2006г.

10.04.2006
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English