ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Замечания ФНПР по основным социальным параметрам проекта федерального бюджета на 2007 год

Замечания ФНПР по основным социальным параметрам
проекта федерального бюджета на 2007 год

О консолидированном бюджете, социальных трансфертах и государственных социальных стандартах
Для профсоюзов важно обеспечение качества и доступности основных социальных услуг в соответствии с требованиями Конституции и на уровне, который обеспечивает развитие общества, независимо от системы финансирования.
По мере передачи социальных полномочий и ответственности в регионы необходимость рассматривать консолидированный бюджет становится очевидной, о чем профсоюзы заявляли неоднократно. Рассмотрение социальных бюджетных расходов, ограничиваясь только информацией по проекту федерального бюджета, недостаточно, поскольку львиная доля социальных расходов финансируется не из федерального, а из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Настаиваем на анализе и обсуждении социальной составляющей на базе консолидированного бюджета.
Без информации об уровне расходов в динамике от уровня ВВП либо консолидированных бюджетных ресурсов невозможно судить о достаточности их на: образование, здравоохранение, физическое и культурное развитие населения; на решение жилищных проблем граждан, на формирование структуры жизнеобеспечения, и во взаимосвязи с реальными доходами населения и их дифференциацией.
Из документов правительства по проекту бюджета на 2007 год не складывается общая картина – обеспечат ли средства консолидированного бюджета (с учетом межбюджетных трансфертов) только компенсацию инфляционных потерь, или это - серьезные капитальные вложения в развитие отраслей социальной сферы, материально-техническая база которой сильно изношена, в восстановление инфрастуктуры ЖКХ, переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, или жилищного фонда с высоким уровнем износа.

Необходимо обеспечить прозрачность направления средств федерального бюджета на реализацию всех приоритетных национальных проектов и его отражение в бюджетной классификации, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации, на базе аналитической информации об их освоении.

Просматривается тенденция формирования сумм финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на осуществление ими расходных полномочий вне зависимости от их характера, без указания целевого назначения. Вызывает опасение, что социальные расходы будут финансироваться по остаточному принципу, и еще раз убеждает в необходимости рассмотрения консолидированного бюджета на базе фактических консолидированных расходов.
Вызывает сомнение и достаточность сумм самих трансфертов.
Проект федерального бюджета на 2007 год предусматривает рост объема межбюджетных трансфертов на 13% (по сравнению с суммой, утвержденной законом о бюджете на 2006 год). При этом доля финансовой помощи в доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (и территориальных государственных внебюджетных фондов) составит в 2007 году 16,4%, то есть практически на уровне предшествующих двух лет. Как известно, заложенные изначально в бюджет 2005 года масштабы финансирования социальных расходов и суммы финансовой помощи субъектам РФ в связи с передачей им ряда полномочий были занижены и не в полной мере учитывали проблему дефицита региональных бюджетов. В результате пришлось принимать поправки к законам о федеральном бюджете на 2005 год и на 2006 год и направлять значительные дополнительные финансовые ресурсы на обеспечение новых расходных полномочий, главным образом - на социальную сферу.

Профсоюзы настаивают на учете в бюджете 2007 года расходов, направляемых на финансовую помощь бюджетам субъектов Российской Федерации для выплаты в полном объеме средств на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг, исходя из федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи в размере 15% вместо установленной величины данного норматива - 22%. Норматив очевидно завышен. Значительная часть населения не может осилить рост коммунальных платежей без потерь в потреблении жизненно важных товаров и услуг.

С 2007 года планируется приступить к отработке соответствующих механизмов замены перекрестного субсидирования в электроэнергетике системой адресной поддержки населения из бюджета. В проекте бюджета на эти цели до принятия соответствующего решения Правительства зарезервировано 15 млрд.руб. по разделу «Межбюджетные трансферты».
Ликвидация перекрестного субсидирования приведет к опережающему росту тарифов для населения по сравнению с промышленными потребителями услуг естественных монополий.
Необходимая законодательная база и механизм целевого субсидирования правительством пока не созданы и не разработаны. Требуются серьезные расчеты необходимых объемов бюджетных средств на выплату субсидий в увязке со сроками необходимой бюджетной поддержки.
Необходима информация, каким образом это намерение отразится на величине тарифов в целом и учтено ли это в расчете роста потребительских цен.

ФНПР позитивно оценивает начатую Правительством Российской Федерации работу по повышению результативности бюджетных расходов и переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, ориентированным на результат.
Однако достоверность прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, основанных только на тенденциях, проявляемых в показателях, исчисляемых в средних величинах, без учета их резкой дифференциации, крайне низка и приводит к сомнительным выводам. Так, ежегодно фактическая инфляция превышает прогнозируемый правительством уровень. Несоответствие прогнозных и фактических параметров и характеристик прогноза и бюджета требует необходимости перерасчета в бюджете возникающих при этом не учтенных расходов, снижает качество управления финансами и имеет негативные социальные последствия.
Одним из направлений деятельности по повышению результативности бюджетных расходов, по мнению российских профсоюзов, должно стать скорейшее принятие закона о государственных минимальных социальных стандартах. Его принятие позволит обеспечить уровень жизни населения выше порога бедности и четко определять обязательства бюджетов всех уровней по реализации социальных гарантий населения, закрепленных в Конституции Российской Федерации, устанавливать ясные финансовые нормативы выделения финансовой помощи из федерального бюджета.
Профсоюзы считают, что реформы отраслей социальной сферы не могут быть проведены без законодательного установления системы стандартов, обеспечивающих качество предоставляемых услуг.
Более того, сегодня нет законодательно установленного порога бедности. Есть установленный прожиточный минимум, есть понятие «мало имущие», а бедных в стране нет!
Необходимо одновременно с внесением проекта федерального закона о бюджете внести соответствующие проекты законов, и окончательную оценку достаточности социальных направлений бюджета проводить также с учетом влияния бюджетных расходов на сокращение бедности в стране. При этом обращаем внимание на законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи в Российской Федерации» и необходимость предусмотреть в бюджете достаточные финансовые средства, обеспечивающие выполнение этих законов во всех регионах в соответствии с федеральным законодательством.

Ныне бюджет отражает исключительно отношения между государством и организациями-бюджетополучателями, ответственными за сферу социальных услуг и выплат. Возможность аргументированной социальной (по группам населения) экспертизы расходов бюджета серьезно ограничена на базе действующей их классификации – функциональной, ведомственной и экономической. По мнению профсоюзов, о чем мы уже не раз говорили в процессе обсуждения проектов бюджетов, существует потребность иметь в приложениях к бюджету показатели социальной классификации расходов бюджетов, которая формировала бы расходы по социальным адресам конечных получателей государственных средств.
Такая «социальная» группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации позволит повысить прозрачность главного финансового документа страны, адресность бюджетного процесса, обоснованность принятия решений, в конечном счете, будет способствовать повышению эффективности управления социально-экономической сферой. По сути предлагаемый нами подход к анализу бюджетных расходов представляет собой один из вариантов программно-целевого планирования с позиций анализа и выработки соответствующих мер улучшения положения отдельных социальных групп населения.

О налогах
В расчетах к бюджету 2007 года не учтены предложения профсоюзов об изменении налогообложения доходов физических лиц, в особенности, низких доходов и возврате к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. В результате налоговая система, как и прежде, способствует росту дифференциации в доходах.
В настоящее время 60 % работающих граждан имеют заработную плату ниже средней по стране. Налог на доходы физических лиц берется с доходов, значительно не достигающих прожиточного минимума. Недопустимо взимать НДФЛ с заработной платы ниже прожиточного минимума, так как в ее размере не только не учитываются обязательные платежи, и прежде всего налоги, но и достаточные ресурсы на питание, одежду, жилище.
В связи с существенным снижением с 2005 года доли ЕСН на пенсионное обеспечение имеется устойчивая тенденция роста дефицита пенсионного бюджета и ослабления зависимости пенсии от заработной платы. Отношение среднего размера трудовой пенсии к номинальной средней заработной плате (коэффициент замещения) снижается в 2005-2007 годах с 28,4 % до 26,1 %, и вызывает серьезное сомнение достоверность прогноза правительства о его росте в 2008-2009 годах до уровня 28,5 %.

Об уровне заработной платы
Согласно правительственному прогнозу доля фонда заработной платы в ВВП в 2006 году падает по сравнению с 2005 годом и в перспективе растет медленно. При этом не очевидны факторы, которые могли бы привести к обоснованному снижению удельного веса заработной платы в ВВП. Снижаются согласно прогнозу и темпы роста реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения, обещаемых значительных социальных вливаний в виде отдельных категорий социальной помощи. В данном случае речь может идти либо опять о качестве прогноза, либо о сомнительности «социального допинга».
Сама доля заработной платы в ВВП остается крайне низкой: 22,7% - в 2006 году, 23,3% - в 2007 году, на чем сказывается в числе других факторов политика правительства в отношении оплаты труда.
При складывающейся ситуации в экономике есть возможности повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в течение 2007 года, на чем и настаивают профсоюзы. Этого мнения придерживаются не только профсоюзы, но и эксперты других независимых институтов.
Сдерживание вывода минимального размера оплаты труда на прожиточный минимум вызывает необходимость увеличения бюджетных затрат на различные виды социальной помощи. Расчет баланса такого рода не представляется, но необходим.
При этом профсоюзы поддерживают инициативу Президента Российской Федерации В.В.Путина по направлению значительных ресурсов на решение демографических проблем, поддержку материнства, детства, многодетных семей, выражая при этом свое устойчивое мнение, что заработная плата является самым экономически и социально эффективным видом дохода, и без вывода ее на уровень, достаточный для экономической независимости семьи, проблемы деградации не решить.
Представленные расчеты правительства по повышению заработной платы работникам федеральных государственных учреждений в реальном выражении в 1,5 раза, которое достигается уже в 2007 году, не убеждают в их реальности.
По нашим расчетам, для того, чтобы выйти на эту цифру, повышение заработной на 15% - с 1 сентября 2007 года, как это представлено в правительственных расчетах, будет недостаточно.
Профсоюзы настаивают, что ресурсы в бюджете 2007 года на заработную плату работников отраслей бюджетной сферы должны обеспечить указание Президента Российской Федерации и быть включены в соответствии с решением Российской трехсторонней комиссии от 21 июля 2006 года, предусматривающим повышение заработной платы на 30%.
Но и этот уровень повышения заработной платы бюджетников не решает вывода их заработной платы на прожиточный минимум для всех категорий работников. Кроме того, увеличивается «валовая» заработная плата, которая включает выплаты за совмещение профессий, сверхурочную работу и другие подобного рода выплаты, которые искажают реальную стоимость труда.
Рост ВВП, согласно прогнозу правительства, во многом будет определяться ростом внутреннего спроса, в то же время прогнозируется снижение розничного товарооборота. Из такого прогноза очевидна необходимость более существенного роста заработной платы с одновременным принятием комплекса антиинфляционных мер, особенно в секторе розничной торговли товарами первой необходимости.

В связи с тем, что в 2007 году будут осуществляться мероприятия по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений, требуется определить необходимые средства для их проведения и включить их в состав бюджетных расходов на 2007 год. При формировании новых систем оплаты труда данной категории работников должна быть исключена возможность установления заработной платы ниже прожиточного минимума, иначе для работников изменение системы оплаты труда не имеет смысла.
Планируемое увеличение заработных плат бюджетников не допустимо осуществлять за счет самих бюджетников – их необоснованного массового увольнения в ходе реформы отраслей социальной сферы, в частности при планируемой «автономизации» учреждений.
Без кардинального изменения уровня заработной платы предлагаемые на среднесрочную перспективу условия реформирования отраслей социальной сферы, предполагающие коммерциализацию услуг этих отраслей, и при неразвитой инфраструктуре жизнеобеспечения в широком понимании, делают для значительной части населения России практически не доступными хорошее образование, медицинское обслуживание, ограничивают доступ к реальным культурным ценностям, к удовлетворительному жилью.
Повышение заработной платы работников бюджетной сферы - это одна из форм государственных инвестиций в человеческий капитал, а не просто расходы социального характера; целенаправленная деятельность государства по обеспечению условий и качества развития экономики, это еще и ориентиры оценки стоимости трудовых ресурсов для рыночного сектора. И здесь, в этой работе, нельзя допустить ошибок, которые серьезно скажутся на будущем страны.

Профсоюзы обращают внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 31.03.2006 увеличены состав и нормы потребительской корзины, что дало рост прожиточного минимума в среднем на 6%. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
В проекте бюджета на 2007 год при определении потребности в бюджетных ресурсах должно быть учтено увеличение стоимости потребительской корзины и предусмотрены средства на компенсацию за предшествующие 2005 и 2006 годы, так как имело место нарушение ст.130 и ст. 134 Трудового кодекса. Также следует откорректировать базу для расчетов потребности соответствующих средств на 2007 год.

О финансировании системы содействия занятости
В прогнозе правительства на 2007 год не представлены аргументы, подтверждающие снижение общей численности безработных, в том числе, претендующих на этот статус и получение пособия по безработице. При этом предполагается сокращение численности занятых в некоторых отраслях.
Информации о создании новых рабочих мест, возмещающих убываемые и, тем более, о дополнительных рабочих местах в документах правительства нет. В то же время доклад Минздравсоцразвития России о результатах работы Министерства в 2005 году и основных направлениях деятельности на 2006-2008 годы, одобренный в целом на заседании Правительства 2 февраля 2006 года, свидетельствует о стабилизации численности безработных.
Официальная статистика свидетельствует о наличии вакантных рабочих мест (от 800 тысяч до 1 млн. мест). Однако большинство вакансий не отвечают при этом понятию «рабочее место», так как не обеспечиваются ресурсами на заработную плату не только в размере рыночной цены заработной платы в условиях дефицита рабочей силы, но и не обеспечивают ее даже на минимальном социально необходимом уровне.
Очевидно, что в 2007 году и до 2009 года закладывается сохранение теневой экономики и неформальных трудовых отношений, как минимум в сложившихся для российского, не занятого в формальном секторе экономики, трудоспособного населения и для нарастающего потока работников иммигрантов.
Такому положению способствует и применяемая сегодня политика содействия занятости и поддержки безработных. Ежегодно в бюджете (не принципиально – какого уровня), в настоящее время - в федеральном бюджете, закладывается очевидно недостаточный уровень финансирования: сокращаются возможности служб занятости обеспечить оплату подготовки (молодежи) и переподготовки безработных, организации внутренней межрегиональной миграции рабочей силы, выплаты положенного по закону пособия. Все это понуждает безработных, особенно молодежь, впервые вышедшую на рынок труда, пополнять кадрами теневую экономику и криминал.
Снижение затрат на одного обучающего ведет к снижению не только качества обучения, но и сокращению численности обучающихся граждан.
Из-за недостатка выделяемых средств снижается численность участвующих в общественных работах, в 2005 году - 90,7 % к предыдущему году, данные места все в большей мере заполняются иммигрантами.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации минимальное пособие по безработице установлено на 2006 год в размере 720 руб., максимальное – 2880 руб. Данные параметры пособия не пересматривались в течение двух лет, что привело к потере более 20% его покупательной способности. Не предполагаются к пересмотру размеры пособия и в 2007 году.
Кроме того, установленные размеры пособия по безработице не имеют никакого экономического и социального смысла, так как не опираются ни на какую обоснованную базу (прожиточный минимум или заработную плату).
Необходимо, в соответствии с изложенным, пересмотреть сумму общего финансирования системы содействия занятости, в том числе - на пособия по безработице. Размер пособия по безработице должен быть не ниже прожиточного минимума.
Ошибки в прогнозах и расчетах приводят к таким противозаконным явлениям, как долги по пособиям безработным. В ряде регионов допущена значительная задолженность по выплате пособий по безработице (до 30 дней). Дефицит средств на выплату пособий по безработице возрастает с каждым годом и на 1 января 2007 года составит по прогнозу 1,3 млрд. руб. В настоящее время дефицит составляет порядка 5% от общей суммы пособий по безработице.
В случае остатка долга по пособиям, необходимо учесть в бюджете на 2007 год эти суммы с индексацией не ниже уровня роста потребительских цен на товары и услуги за период задолженности.

Корректировка параметров бюджета–2007 влечет за собой необходимость адекватного изменения бюджетных намерений на 2008 и 2009 годы.

04.08.2006
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English