ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Профсоюзная экспертиза программы социально-экономического развития России

Об итогах социально-экономического
развития Российской Федерации за 2000-2002 годы
и о проекте программы социально-экономического
развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу на 2003-2005 годы.
(Экспертное заключение ФНПР)

20 февраля 2003 года на очередном заседании Правительства РФ были рассмотрены итоги социально-экономического развития России за 2000-2002 год и проект программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003-2005 год. Отделом социально-трудовых отношений ФНПР было подготовлено экспертное заключение на эти документы.


I. В докладе «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2000-2002 годы» приведенные цифры показывают неуклонный экономический рост, снижение инфляции и улучшение показателей уровня жизни населения.
Однако за «средними цифрами» картина складывается совсем не безоблачная:
1.1. Продолжается опережающий рост цен и тарифов на платные услуги населению – за 2001 год они приросли на 36,93%; за 2002г. – на 36,2%. Наиболее болезненным является рост оплаты услуг ЖКХ, который идет еще более высокими темпами - за 2002г. – на 48,8%, за 2001 год – на 56,8 %, что заставляет семьи менять структуру расходов не в пользу улучшения питания, оздоровления, образования и т.д.
1.2. Темпы роста ВВП, объема промышленной продукции и инвестиций в основной капитал за 2000-2002гг. последовательно снижаются.
Практически не меняется структура экономики. Подавляющее большинство предприятий отраслей (кроме сырьевых) остаются низко конкурентными и высоко затратными. Произошел явный труктурный перекос в пользу отдельных отраслей. В целом ситуацию, сложившуюся к концу 2002г., можно назвать деиндустриализацией, в том числе в отраслях определяющих технический прогресс (машиностроение, металлообработка).
Ухудшается структура рабочих мест – сокращается число рабочих мест, требующих высоко квалифицированной рабочей силы. Так, из вновь зарегистрированных в 2002 году организаций 50 % - торговые.
По состоянию на сентябрь 2002 года доля убыточных организаций в их общем числе составила 45,2 % (рост по сравнению с тем же периодом 2001 года - на 7,9 процентных пунктов). В том числе, в энергетике – 59,1 %, нефтедобывающей промышленности – 37,8 %, газовой – 41,5 %, угольной – 61,9 %, машиностроении – 40,9 %, металлургии – приблизительно 50%.
1.3. Статистика о здоровье населения, правонарушениях свидетельствует о неблагополучии в этих сферах, а также о том, что рост доходов в среднем исчислении не отражает истинного доходного положения большинства.
С 1992г. важным фактором доходно-имущественного расслоения является концентрация предпринимательского дохода и дохода от собственности у ограниченного круга высокодоходных слоев населения. Основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп населения России. Накануне рыночных реформ различия в доходах 10% самых бедных и 10% самых богатых оценивались примерно в 6 раз. В первые годы рыночных преобразований они стали составлять 11 раз и далее колебались в пределах 13-15 раз. В 1999г., после финансового кризиса, негативное влияние роста неравенства на уровень бедности продолжало сохраняться, несмотря на некоторый рост среднего уровня доходов, численность бедного населения остается значительной: в 2001г. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 39,9 млн.чел. или 27,6% от общей численности населения; за 2002г. (оценка) – 35,8 млн.чел или 25,0%.
1.4. Минимальная заработная плата гарантируется в размере 450 рублей или 22,7% от прожиточного минимума. При том, что законодательно Правительство обязано обеспечить душевые доходы не ниже прожиточного минимума. Ст.133 Трудового кодекса устанавливает нижний предел МРОТ – не ниже прожиточного минимума. Сроки, устанавливающие конкретный размер минимальной заработной платы, определены Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в соответствии с которым соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Нарушение этих законов не компенсируется направлением достаточных средств на исполнение Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в части оказания государственной социальной помощи гражданам.
Норма закона не исполняется, значительная часть населения не имеет душевых доходов даже на уровне прожиточного минимума, но с них еще взимается налог на доходы физических лиц в размере 13%.
В течение 2002 года наблюдался рост просроченной задолженности по заработной плате: в сравнении с январем, к декабрю она выросла более, чем на 6 млрд руб. На 01.01.03 долг (просроченный) по заработной плате составляет 30,6 млрд. рублей.
1.5. Несмотря на то, что за последние три года наметился рост заработной платы во всех отраслях экономики, не решается главная проблема – борьба с бедностью. Следует отметить рост дифференциации в заработной палате и ее недостаточный уровень по обеспечению достаточными денежными ресурсами семьи. Она не рассчитана на семейную нагрузку.
До сих пор остаются три основные проблемы, которые требуют решения: возврат долгов, повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума и существенное повышение заработной платы работников бюджетной сферы.
В мае 2002 года Правительством была разработана новая Концепция реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы, по которой у профсоюзов были серьезные опасения, неоднократно высказываемые на разных уровнях и направляемые в адрес Председателя Правительства РФ М.М. Касьянова и заместителя Председателя В.И. Матвиенко. Реализация Концепции не даст существенного повышения заработной платы работников бюджетной сферы и, кроме того, снижает уровень гарантий (с федерального на региональный) в оплате труда работников бюджетной сферы, определенных Трудовым кодексом, вступившим в действие год назад. Перенос финансовой ответственности по содержанию бюджетных учреждений в субъекты, определенный в Концепции, должен сопровождаться передачей реальных источников финансирования.
Предложения Правительства по реформированию заработной платы бюджетников ориентированы на рост степени платности социальных услуг населением и сокращение численности работников в этих отраслях
1.6. Демографическая картина выглядит следующим образом. Продолжается процесс сокращения постоянного населения России. На 1 декабря 2002г. оно уменьшилось с начала года на 766,2 тыс. человек. Причина – превышение смертности над рождаемостью. В этом плане проводимая социальная политика абсолютно неэффективна.
Регистрируемый поток международной миграции сокращается, миграционное сальдо остается положительным за счет миграции из стран СНГ. При этом Россия теряет качество человеческого капитала (рабочая миграция заполняется дешевой иностранной рабочей силой; гражданская миграция, которая в основном определялась переселением «север-юг» иссякает по известным причинам). При этом воздействие скрытой иммиграции иностранной рабочей силы сегодня, практически, не оценивается при анализе социально-экономического положения.
1.7. Несмотря на достигнутую профицитность бюджета и усиление в последние годы его социальной направленности, он не учитывает объем расходов, особенно на социальные направления, в достаточных размерах с учетом всех положений действующего законодательства. Фактически бюджетные намерения не исполнялись опять же по «социальным» статьям расходов многие предшествующие годы, что сказалось на состоянии объектов ЖКХ и социальной сферы, и что вызывает теперь необходимость в более высоких финансовых влияниях.
Судя по принятому Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 год», он не сулит каких-либо заметных положительных социальных перемен.
Решение важнейших социальных проблем (таких, как минимальный размер оплаты труда и уровень заработной платы, занятость и безработица, жилищно-коммунальная реформа, социальные выплаты и трансферты для регионов и др.) через бюджет, как инструмент социально-экономической политики страны, еще находится на низком уровне.
Заложенное в бюджет 2003г. (статья 89 ФЗ) соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 21,6% снижает законодательно установленное соотношение МРОТ и величины прожиточного минимума по сравнению с 2002г. и не обеспечивает выполнение действующего трудового законодательства относительно минимальной заработной платы.
Федеральным бюджетом практически не обеспечивается задача борьбы с бедностью. Да и в своих программных намерениях Правительство закладывает крайне медленное снижение бедности.
Кроме того, потребительская корзина, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, все больше и больше отстает от жизни. Она не учитывает расширение платности образования и здравоохранения, предстоящих изменений в оплате жилищно-коммунальных услуг, трудовых и семейных нагрузок.
Четко просматривается стремление переложить на население максимум ответственности за социальные аспекты в опережающем рост его доходов режиме, снизить бюджетную ответственность, не слишком обременять социальными проблемами и бизнес. Результатом будет дальнейшее сокращение коренного населения и компенсация убыли за счет иммиграции.
1.8. При сложившейся непростой ситуации в экономике и «букете проблем» в социальной сфере Правительство намерено почти одновременно проводить реформы энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы; ведет переговоры по вступлению в ВТО.
И это в условиях непросчитанности социальных последствий предлагаемых путей реформирования указанных отраслей, недостаточной финансовой базы субъектов Российской Федерации и особенно муниципальных образований!
Стремления переложить решение социальных задач непосредственно на население, а заботы о нетрудоспособных гражданах и беднейших слоях - на регионы представляются опасными и неприемлемыми.
II. Предлагаемые в проекте программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003-3005 годы перспективы впечатляют. Главный вопрос заключается в том, насколько они достижимы.
При ознакомлении с проектом программы возникает множество вопросов о том, как и за счет каких источников будет обеспечено достижение поставленных целей. Возможно, это из-за того, что федеральная исполнительная власть желает переложить решение наиболее болезненных вопросов на регионы, а те уже пусть действуют как хотят и умеют...
2.1. В проекте программы предлагается проведение административной реформы и реформы межбюджетных отношений.
ФНПР поддерживает намечаемое расширение бюджетных возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что самые острые проблемы лежат в сфере финансового обеспечения соответствующих полномочий.
Социальные статьи расходов (жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и физическая культура, социальная политика) финансируются полностью или преимущественно из бюджетов территорий.
В настоящее время в трех четвертях субъектов Российской Федерации доходы муниципальных образований (даже с учетом дотаций и субвенций) не покрывают их расходов. При этом основными отраслями муниципальной экономики являются жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и культура. Именно на эти отрасли на протяжении последних лет идет более 70% расходной части местных бюджетов.
Накопившиеся проблемы (недофинансирование, низкое качество предоставляемых услуг, снижение доступности социальных услуг из-за их резкой коммерциализации, низкая оплата труда работников этих отраслей, отставание в развитии их материально-технической базы и др.) требуют значительных дополнительных затрат в эти отрасли.
Предлагается кардинальное реформирование системы местного самоуправления, при этом еще не решен вопрос об основных источниках пополнения местных бюджетов; о том, насколько велики будут местные налоги, каков их гарантированный перечень и доля в формировании доходной базы местных бюджетов.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства страны и системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы также предполагает перенесение финансовой нагрузки на бюджеты субъектов Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (самой близкой к народу власти), которые за ними закрепляются, должны соответствовать их финансовым возможностям.
В этой связи ФНПР предлагает принятие пакета соответсвующих законов по реформированию межбюджетных отношений в едином пакете с изменениями норм Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.
Реформирование системы межбюджетных отношений и распределения полномочий между органами власти всех уровней не должно привести к перекладыванию на население максимума ответственности за социальные обязательства без опережающего роста доходов и снижению бюджетной ответственности.
2.2. Из-за отсутствия продуманной политики роста реальных денежных доходов населения повисает в воздухе социальная политика, ориентированная на способность населения за счет своих средств оплачивать основную часть расходов на образование, здравоохранение и содержание жилья.
Из главы «Повышение эффективности социальной политики» выпал главный и ключевой подраздел об уровне и динамике оплаты труда, посвященный реформированию системы оплаты труда и регулирования доходов населения, в частности, изменению минимального размера оплаты труда и поэтапного доведения его до величины прожиточного минимума, уровню жизни и его динамике до 2005 г.
Без решения этой проблемы постановка вопроса о повышении эффективности социальной политики говорить не приходится, также как и об изменении демографической ситуации в стране.
Можно говорить о существенном изменении структуры расходов населения (переход к платному образованию и здравоохранению, к полной оплате жилищно-коммунальных услуг и др.) - с ориентацией семейного бюджета на самодостаточность только в случае разработки системы мер по соответствующему повышению доходов населения.
Первоочередной задачей для вывода экономики страны из кризиса является восстановление эквивалентности товарно-денежного обращения путем ликвидации диспропорций в ценах на основные производственные ресурсы, начиная от цены труда. В ценах на все товары затраты на заработную плату сокращены до размеров, не обеспечивающих физическое воспроизводство рабочей силы и ее квалификации.
Совокупность этих задач должна решаться в программе, которую мы называем «государственная политика цен и доходов». Ее целью является устранение неплатежеспособности потребителей, искусственно вызванной «шоковой терапией» 1992-1993 гг., будь то население или производственные предприятия.
2.3. В Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Вместо этого предлагается: уход федеральных властей из социальной сферы; перенос центра тяжести финансирования социальной сферы на региональный уровень и преимущественно на само население (под видом его «самодостаточности»); радикальная ломка институтов социальной инфраструктуры и системы их функционирования; переход от обязательного к добровольным формам социального страхования, основанным на коммерческих началах.
При этом обращает на себя внимание, что разработка программы осуществлялась без необходимого в таких случаях предварительного широкого обсуждения проекта документа, декларируемого в самом документе.
2.4. Согласно проекту программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) в сфере занятости населения усилия Правительства Российской Федерации будут сконцентрированы на реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Ее проект рассматривался на прошлой недели на заседании Правительства Российской Федерации
Следует отметить, что в Концепции, в основном, отражены социально-трудовые вопросы рынка труда, которые будут реализовываться органами федеральной государственной службы занятости. В то же время не представлены конкретные меры экономического и финансового воздействия на стабилизацию рынка труда. Отсутствуют вопросы, формирующие промышленную, инвестиционную и налоговую политику. Большинство министерств и ведомств, которые отвечают за эти перечисленные вопросы просто остаются в стороне.
Численность зарегистрированных безработных увеличилась за прошлый год в целом по стране почти на 20 процентов, а по Южному, Уральскому и Сибирскому федеральным округам на 22-28 процентов. Главная альтернатива безработице - это создание новых рабочих мест. Однако, в Концепции не отражены конкретные меры со стороны государства по созданию новых рабочих мест, как в крупном, среднем бизнесе, так и в малом предпринимательстве. Она никак не учитывает замечания о неудовлетворительных результатах по созданию новых рабочих мест, изложенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года.
С упразднением фонда занятости с 2001 года и введением бюджетного финансирования политики занятости работодатель фактически отстранен от поддержки безработных граждан. Получается, что работодатели во главе с финансово-промышленными группами перекраивают экономическую карту России по силовым линиям своих бизнес-интересов, выбрасывают на улицу сотни тысяч работников и за все это расплачиваются сами же работники, уплачивая налоги.
К сожалению, Правительство пока никак не отреагировало на ключевые задачи Глобальной программы занятости, выдвинутой Международной организацией труда в 2001 году:
-создать в ближайшее десятилетие один миллиард новых рабочих мест;
-остановить процесс распространения и последовательно сокращать количество некачественных рабочих мест с низкой оплатой труда.
Профсоюзы предлагают определить комплексную система управления рынком труда на среднесрочную перспективу. Необходима продуманная систематическая работа федеральных министерств и ведомств по проблемам политики на рынке труда.
Комплексная программа государственной политики на рынке труда, обеспечивающая оптимальную координацию инвестиционной, кредитной, налоговой, промышленной, социально-экономической, демографической, образовательной составляющих должна быть включена в перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета.
Такое решение проблемы занятости позволит в долгосрочной перспективе перейти к цивилизованному и эффективному рынку труда оперативно обеспечить работника работой, достойной заработной платой и условиями труда, а работодателя - рабочей силой необходимой квалификации.

10.03.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English