ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Вступила в силу новая редакция закона «О занятости населения в Российской Федерации»

Новая редакция закона «О занятости населения в Российской Федерации»
В феврале 2003 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам финансирования мероприятий по содействию занятости населения» от 10 января 2003 года № 8-ФЗ много новых положений.
Законопроект изменяет и дополняет 29 статей из 39 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В основном, данные новации сводятся к сокращению расходов федерального бюджета на социальную защиту граждан, потерявших работу и зарегистрированных в качестве безработных. Так, по данным разработчиков данного закона, расходы на выплату пособия по безработице могут быть снижены гражданам, уволенным по собственному желанию, на 2 млрд. руб., отмена доплат на лиц, находящихся на содержании безработных граждан, позволит сократить расходы на 0,89 млрд. руб. и т.д. Всего от введения в действие данного законопроекта предполагается сэкономить более 2 млрд. руб. или около 18 процентов от расходов федерального бюджета 2002 г. на мероприятия по защите от безработицы и активной политике занятости.
Главное чем может обрадовать безработных данный закон, это увеличение минимального пособия по безработице с 20% величины прожиточного минимума до 30 %. Такое увеличение может отразится почти на половине безработных, которым в настоящее время выплачивается пособие в минимальном размере.
На этом кончаются новации закона, которые декларируют усиление социальной защиты безработных, и начинаются меры по ограничению прав безработных граждан, вводя новые механизмы экономии бюджетных средств. И это соответствует логике новой системе финансирования. Законом (надо отметить - с большим запазданием) вместо фонда занятости, формировавшегося, в основном, за счет обязательных страховых взносов работодателей, устанавливаются новые источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения. Данное финансирование предлагается производить за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов). Теперь работодатель своими средствами никак не участвует в материальной поддержке тех, кого он увольняет.
Закон перекладывает часть забот по финансированию политики занятости с федерального уровня на плечи государственной власти субъектов РФ и органов самоуправления. Естественно, это встретит со стороны органов исполнительной власти регионов определенное непонимание: укрепление государственной вертикали направлено на изъятие части финансовых средств у субъектов РФ, а тут встречное движение - дополнительные расходы на содействие занятости.
Закон требует особого внимания от граждан, планирующих увольнение по собственному желанию. Он предусматривает изменить подход к социальной защите безработных граждан, уволенных по собственному желанию, разделяя их на две группы. Первая - это граждане, уволенные из организаций по собственному желанию в связи с переездом на новое место жительства в другую местность; в связи с болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности; в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи; в связи с нарушением работодателем коллективного или трудового договора; в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, аварии, эпидемии и другие чрезвычайные обстоятельства); в случае увольнения женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет.
Вторая группа – это все остальные граждане, уволенные по собственному желанию.
Изменяется подход к определению размера стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки:
гражданам первой группы выплата стипендии составит 75 процентов от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке;
гражданам второй группы – в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля.
Для этих двух групп дифференциируются условия и сроки выплаты пособия по безработице:
- для первой - период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев;
- для второй - период выплаты пособия не может превышать 6 месяцев.
Что касается размеров пособия по безработице, то закон предусматривает, что пособие по безработице гражданам первой группы начисляется:
а) в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не ниже 30 процентов величины указанного прожиточного минимума;
б) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации (а не 20 процентов, как по действующему закону).
Пособие по безработице гражданам второй группы начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере 40 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации;
во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.
Отменяется доплат на лиц, находящихся на содержании безработных граждан. Закон также сужает права безработных, утративших право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством РФ о занятости населения периода его выплаты, на материальную помощь за счет исключения дотаций за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Как видим, для федерального бюджета закон экономит средства, а вот безработные лишаются части своих гарантий.

В.Власов

02.04.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English