ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Предложения профсоюзной стороны РТК к механизму определения величин минимального и максимального пособий по безработице

Целью пособий по безработице является сокращение затрат работников, зарегистрированных в качестве безработных, на адаптацию к экономическим условиям путем предоставления им определенного дохода. Пособие по безработице является своего рода возмещением заработной платы на ограниченный период времени, необходимый человеку для того, чтобы найти новую работу.

В соответствии с Конвенцией 168 МОТ о содействии занятости и защите от безработицы (1988 г.) в случае полной безработицы пособия выплачиваются в форме периодических выплат, начисляемых таким образом, чтобы обеспечить получателю частичное и временное возмещение утраченного дохода и в то же время, чтобы не снижать стимулов к получению работы или к созданию занятости.

Согласно ст. 15 данной Конвенции размер пособий должен составлять не менее размера, обеспечивающего покрытие расходов на минимальные основные жизненные нужды. В любом случае эти пособия в сочетании с любыми другими пособиями, на которые получатели могут иметь право, обеспечивают здоровье и достаточные условия жизни, отвечающие национальным нормам.

Пособие по безработице не может заменять зарплату, поскольку оно не должно стимулировать человека к тому, чтобы он оставался постоянно не занятым и привыкал к роли хронического безработного, тем не менее, при всем стимулирующем характере выплат пособия, сам по себе его размер должен быть достойным человека.

Согласно законодательству России:

до 2001 года величина пособия по безработице не должна быть ниже минимального размера оплаты труда и выше уровня средней заработной платы, сложившегося в субъекте Российской Федерации;

с 2001 года – не должна быть ниже 20 % величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, максимальная – не выше величины прожиточного минимума;

с 2003 года (федеральный бюджет с этого года стал бездефицитным) – не должна быть ниже 30 % от прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, и не выше величины прожиточного минимума.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в закон «О занятости населения в Российской Федерации» внесено изменение, согласно которому Правительство Российской Федерации обязывалось ежегодно определять размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице. В 2005 года минимальное пособие установлено на уровне минимального размера оплаты труда на тот период - 720 рублей, максимальное в четыре раза больше - 2880 рублей.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации на 2006 год и 2007 год данные величины пособий сохранены.

В соответствии с действующими в настоящее время нормами закона «О занятости населения в Российской Федерации» минимальное пособие по безработице выплачивается безработным гражданам:

впервые ищущим работу (ранее не работавшим);

стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель;

направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия.

По данным  Роструда в 2006 году 70,9 % зарегистрированных безработных получали минимальное пособие (в 2005 году - 60,2 %).

С 2005 года происходит существенное ухудшение материального положения безработных граждан по сравнению с ранее действующей редакцией законодательства о занятости.  Размеры пособий по безработице неуклонно продолжают уменьшаться по отношению к величине прожиточного минимума. В конце 2006 года у 93 % от общей количества субъектов Российской Федерации максимальный размер пособия по безработице был ниже уровня прожиточного минимума трудоспособного человека, исчисленного в субъекте.

Установление единых абсолютных величин пособий по безработице игнорирует реальный факт существенной дифференциации уровней минимального прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации, колеблющихся в пределах от 2175 рублей до 8410 рублей (разница в июле 2006 года составляла–3,9 раза).

Действующие ставки пособий по безработице не имеют под собой ни социальной, ни экономической основы. Кроме того, за период 2005-2006 годы размер пособия по безработице не индексировался в отличие от других социальных трансфертов. Аналогичное положение сохранено и на 2007 год. Суммарная инфляция за период 2005-2007 годы предполагается около 30 %.

По данным Минэкономразвития России, за период 2005-2007 годы социальные трансферты, выплаты социального характера наемным работникам вырастут в 2,7 раза, пенсионные выплаты – в 1,3 раза, а величины минимального и максимального пособий по безработице остаются на прежнем уровне.

По всем субъектам Российской Федерации (по состоянию на 22.11.2006) величина минимального пособия по безработице фиксировалось в пределах  от 26 % (Тамбовская область) до 7 % (Корякский автономный округ) от величины прожиточного минимума трудоспособного человека в соответствующем субъекте Федерации.

Из-за низкого уровня минимального и максимального пособий по безработице работники с опытом и высокой квалификацией все реже пользуются услугами государственной службы занятости.

Размеры минимального и максимального пособия по безработице не соответствуют рекомендациям МОТ (Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы 168 МОТ от 1968 г.). Величина замещения максимальным пособием утраченного заработка квалифицированных работников базовых отраслей промышленности, строительства и транспорта составляет менее 10 %.

Уровень материальной поддержки безработных в России существенно ниже величины пособий по безработице в развитых странах. За рубежом пособие но безработице составляет:

США - 50% учитываемого заработка, но не более 580 дол. в месяц (33%
средней заработной платы по США); максимальная продолжительность выплаты пособия — 26—30 недель;        

Англия - размер пособия рассчитывается следующим образом: минимальная заработная, плата — 41 ф.ст. в неделю плюс надбавка на взрослого иждивенца 25,75 ф.ст. и на ребенка —8,4 ф.ст.; продолжительность выплаты — 312 дней, далее необходимо отработать 13 недель; условие выплаты пособия — уплата взносов по безработице в течение 50 недель в год;       

Франция - 40% заработка плюс ежедневная надбавка 6,7 евро; максимальный срок получения пособия — 160 недель;

Япония - от 60 до 80% заработка, но не более 7330 йен в месяц, про­-
должительность выплат от 90 до 300 дней в год в зависимости от страхового
стажа и возраста;

Германия - 68% заработка (без учета премии); выплачивается в течение года при занятости I год за последние 3 года, далее в зависимости от стажа и возраста период выплаты по безработице возрастает;

Канада - 60% заработка, но не свыше 318 канадских дол. в неделю; выплачивается в течение 25 недель с продлением до 50 недель;

Финляндия — 45% заработка; продолжительность выплаты — 500 дней в течение 4 лет; условие выплаты пособия — страховые взносы в течение 6 месяцев;

Бельгия — 60% среднего заработка, 40% — для одиноких; продолжи­тельность выплаты — без ограничений, но условием выплаты является необ­ходимость отработать 600 дней в течение 3 лет.

 

Предложения

         1. Сохранить механизм определения размеров и выплаты пособия по безработице, предусмотренными статьями 30-35 закона «О занятости населения в Российской Федерации»;

        2. Установить с 2008 года величину минимального пособия по безработице в размере 0,9 МРОТ (в среднегодовом исчислении), величину максимального пособия по безработице установить в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице. Сохранить коэффициент 4.

       3. Конкретные размеры пособия по безработице устанавливаются как и ранее в соответствии со статьями 33 и 34 закона «О занятости населения в Российской Федерации».

 

Приложения

Скачать

11.04.2007
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English