ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Позиция ФНПР по проекту федерального закона № 411103-4

Федерация Независимых Профсоюзов России рассмотрела проект федерального закона № 411103-4 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», внесенный в Государственную Думу Российской Федерации Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), и сообщает следующее.

Законопроект, согласно пояснительной записке, вносится с целью повышения эффективности деятельности органов службы занятости населения, повышения доступности государственных услуг, предоставляемых населению органами службы занятости.

В связи с этим внесение изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» заслуживает внимания и поддержки, так как устранит содержащиеся в действующей редакции базового закона ограничения прав граждан на труд и защиту от безработицы, а также обеспечит равный доступ безработных граждан к государственным услугам, предоставляемым органами службы занятости населения, и расширит возможности трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 23 лет.

В то же время дополнение статьи 2 базового закона предлагает считать занятыми граждан, имеющих личное подсобное хозяйство и реализующих продукцию по договорам, что лишит указанных граждан права быть зарегистрированными в качестве безработных и получать пособие по безработице.

Данное нововведение приведет к снижению материальной поддержки значительной части населения сельской местности, городских поселков, малых и средних городов, где в настоящее время преобладает низкая оплата труда, отмечается застойная безработица и высокий уровень бедности. По данным Роструда, в январе-декабре 2006 года в стране из 1,4 млн. безработных граждан, получавших пособие по безработице, только сельскими жителями (без учета малых и средних городов, городских поселков) являлись около 620 тыс. человек, или 44,4 %. Почти три четверти из них получали минимальное пособие по безработице в размере 720 рублей, которое составляло по субъектам Российской Федерации 7 –26 % от величины прожиточного минимума трудоспособного человека.

В последние годы многие центры занятости в нарушение законодательства осуществляют действия по «экономии» финансовых средств, выделенных из федерального бюджета на выплату пособий по безработице. Так, прокуратура Алтайского края в июне 2005 года провела проверку исполнения закона «О занятости населения в Российской Федерации». Выявлено, что многие районные и городские центры занятости края создают препятствия на пути регистрации и выплаты пособий по безработице гражданам, уволенным из организаций, и таким образом стремятся повысить свою «эффективность».

Ряд центров занятости населения, как установила прокуратура края, от безработных граждан требовали документы, не предусмотренные законом о занятости: справки о составе семьи, свидетельства о браке и о рождении детей, удостоверение беженца или вынужденного переселенца, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (ИНН), свидетельство обязательного пенсионного страхования, справки о наличии либо отсутствии земельного пая, копии сберегательных книжек, справки от фтизиатра с отметкой о прохождении флюорографического исследования и его результатах и т.п. Среди этих незаконных требований фигурировали и справки о наличии личного подсобного хозяйства.

Следует отметить, что существующие размеры личного подсобного хозяйства и государственная инфраструктура обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций по оказанию помощи личным подсобным хозяйствам, как правило, не позволяют подавляющему большинству граждан и членам их семей, ведущим личное подсобное хозяйство, достичь дохода на уровне прожиточного минимума.

Кроме того, работы по ведению личного подсобного хозяйства в подавляющем большинстве носят сезонный и временный характер, что в случае принятия данного законопроекта вызовет значительные сложности и путаницу как в представлении документов от договаривающихся сторон (владельца личного подсобного хозяйства и организации, покупающей продукцию личного подсобного хозяйства), так и в регистрации центром занятости граждан в качестве временно безработных и временно занятых.

Указанное дополнение статьи 2 базового закона при существующей величине выплат пособий по безработице из федерального бюджета и отсутствии в стране обязательного социального страхования на случай потери работы будет иметь негативные последствия: со стороны работодателей приведет к массовым припискам и взяткам, породит многочисленные обращения недовольных граждан в судебные органы, повысит социальную напряженность в экономически слабых и проблемных регионах.

Статьей 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определено, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства, реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Малые размеры личных подсобных хозяйств могут удовлетворить лишь часть продовольственных потребностей семей, ведущих эти хозяйства. Поэтому отдельные случаи реализации (продажи) части произведенной в личном подсобном хозяйстве продукции не являются признаком производства сельскохозяйственной продукции в целях продажи, то есть ведения товарного хозяйства.

Весь производимый в личном подсобном хозяйстве продукт (по своей стоимости не способный удовлетворить даже физиологические потребности семьи) - это необходимый для семьи продукт. Даже в случае продажи не части, а всего этого необходимого продукта его незначительный (ниже величины прожиточного минимума) денежный эквивалент не позволяет отнести его к заработку, трудовому доходу в смысле статьи 1 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а ведение семьей личного подсобного хозяйства - к занятости членов семьи, приносящей им заработок, трудовой доход.

Между тем законодательства многих зарубежных стран предусматривают выплату пособий по безработице при наличии небольшого (фиксированного) приработка безработного гражданина (Германия, Финляндия и др.).

Авторы законопроекта также не предусмотрели законодательные меры, непосредственно вытекающие из концепции законопроекта, а именно: если ведение семьей личного подсобного хозяйства будет признано занятостью членов семьи, то время такой занятости подлежит включению в трудовой стаж каждого члена семьи с распространением на занятых ведением личного подсобного хозяйства социального и пенсионного страхования.

Важно подчеркнуть, что это не первая попытка внести в законодательство положение, направленное на «экономию» средств службы занятости населения. В 2003 году уже обсуждалось аналогичное изменение закона о занятости населения, которое после рассмотрения всеми заинтересованными сторонами было отклонено приняты Государственной Думой Российской Федерации.

В представленном виде законопроект не может быть рекомендован к принятию.

16.05.2007
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English