ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
К вопросу о составе минимальной заработной платы

В связи с частыми обращениями в ФНПР о составе минимальной заработной платы с учетом изменений в трудовое законодательство, внесенных Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации», сообщаем следующее.

Позиция ФНПР по этой проблеме базируется на том, что минимальный размер оплаты труда должен оставаться государственной гарантией минимального вознаграждения за труд, без учета компенсационных и социальных выплат, исходя из комплексного учета правовых положений Трудового кодекса Российской Федерации в контексте действующего российского законодательства.

Часть первая ст.129 ТК РФ предусматривает трехчастную структуру определения понятия заработной платы (оплата труда работников): вознаграждение за труд (1), а также компенсационные (2) и стимулирующие выплаты (3). При этом нижней планкой «вознаграждения за труд» в соответствии с п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации является минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом.

Являясь вознаграждением за труд, заработная плата выплачивается, как правило, с учетом фактически затраченного времени при условии выполнения общественно необходимой функции в нормальных условиях. При этом именно фактор времени, как универсальное мерило труда, позволяет установить связь между трудом и базовой частью заработной платы.

Между тем компенсационные и социальные выплаты отличает отсутствие данных признаков.

Часть 1 статьи 129 ТК РФ квалифицирует компенсационные выплаты как доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отличающихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшимся радиоактивному загрязнению. Это автоматически предполагает наличие базового эквивалента труда.

Статья 316 «Районный коэффициент к заработной плате» и статья 317 «Процентная надбавка к заработной плате» ТК РФ квалифицирует компенсационные выплаты как государственные гарантии в виде дополнительных выплат к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснением «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденным постановлением Минтруда России от 11 сентября 1995 года № 49, коэффициенты, устанавливаемые к заработной плате, и процентные надбавки начисляются на фактический заработок работника. Это значит, что заработная плата, в том числе минимальная, подлежит увеличению на установленный законодательством коэффициент.

Кроме того, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате устанавливаются для каждого конкретного района и зависят от непрерывного стажа конкретного работника, что также исключает возможность включения данных выплат в минимальный размер оплаты труда в виде конкретной фиксированной суммы.

В соответствии с частью второй ст.147 ТК РФ минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, в настоящее время в рамках РТК рассматриваются предложения правительства по таким видам доплат. И хотя существуют разногласия сторон по параметрам увеличения, а также перечню работ с особыми условиями труда, никем не ставится под сомнение, что базой для расчета доплат является основная часть заработной платы, или тариф.

Таким образом, представленные виды доплат устанавливаются не за выполнение конкретных трудовых обязанностей, а являются дополнительной государственной гарантией к заработной плате, компенсирующей негативные условия труда.

Социальные выплаты, согласно определению, содержащемуся в части первой статьи 129 ТК РФ, не входят в понятие заработной платы, а следовательно, и в минимальный размер оплаты труда. К социальным выплатам можно, в частности, отнести выплаты работникам за медицинское обслуживание, питание, путевки в дома отдыха и т.п. Как видно из приведенных примеров, данные виды выплат также не имеют никакого отношения к исполнению работниками трудовой функции.

На настоящем этапе представители ФНПР инициировали проведение трёхсторонних консультаций в рамках РТК для подготовки согласованных рекомендаций о порядке применения ряда статей Трудового кодекса РФ в части состава минимального размера оплаты труда.

13.11.2007
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English