ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан в части реализации доступности жилья для групп населения с различным уровнем доходов

1.    Законодательная база осуществления прав граждан на жилище

 Конституцией Российской Федерации (ст.40) предусмотрено, что  каждый имеет право на жилище. При этом «малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами».

Это конституционное положение в последние годы претерпело существенные изменения. Прежде всего понятие «малоимущие граждане». Так,  Федеральным законом  № 134-ФЗ от 24.10.97 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» уставлено, что   семья, среднедушевой доход которой ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей и имеет право на получение социальной поддержки (ст. 6 Закона). Данная законодательная норма действует до настоящего времени.

Новый Жилищный кодекс, введенный с 1 марта 2005 года, в корне изменил содержание этой нормы. Согласно ст. 49, п.2 Кодекса, предоставление жилья по договору социального найма (бесплатно) осуществляется при условии, что  малоимущими считаются «граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению». Таким образом, реализация указанной нормы: во-первых, теперь не связана с определением категории малоимущей семьи в зависимости от прожиточного минимума, а во-вторых, предоставление права на бесплатное жилье в этой части полностью передано в компетенцию многочисленных органов местного самоуправления (формирование которых еще продолжается). 

Постановка на учет малоимущих семей (в качестве «очередников» на получение бесплатного жилья) осуществляется теперь в зависимости от принятых на местах норм, что вызвало необходимость в принятии многочисленных дополнительных решений,  учитывая к тому же  недостаточно четкие методические рекомендации Минрегиона России по определению состава имущества граждан, подлежащего налогообложению.

2.    Обязательство, касающееся обеспечения граждан жильем, как условие Генерального соглашения

Согласно Генеральному соглашению на 2005-2007 годы (пункт 4.12), Стороны приняли на себя обязательство «разработать (в дополнение к ипотечному кредитованию) системы обеспечения доступным жильем групп населения с различным уровнем доходов».

Правительством РФ в 1 полугодии 2007 года было решено разработать «Долгосрочную стратегию массового строительства жилья для всех категорий граждан». Проект ее в октябре должен быть рассмотрен правительством, но в настоящее время дорабатывается Минрегионом России.

Что касается законодательных и иных норм, устанавливающих права граждан  на жилище в зависимости от уровня их доходов (кроме семей, признанных органами местного самоуправления в качестве малоимущих), то до настоящего времени определяющие их нормативные акты на федеральном уровне не приняты.

В этой связи, можно упомянуть об утвержденной Правительством РФ Федеральной программе «Жилище» на 2002-2010 годы, где в качестве индикатора, используемого для определения срока накопления денежных средств, необходимых семье из трех человек на «типовую квартиру», (54 кв. м)  принят коэффициент доступности жилья. Сегодня коэффициент доступности жилья, который к 2010 году должен быть равен 3, а составляет 4,6, как и три года назад.

Здесь уместно напомнить, что в этой Программе предусмотрены нормативы предоставления жилья (исходя из его общей площади) в зависимости от состава семьи: состоящей из 3-х и более человек – 18 кв. м на члена семьи,  из 2-х человек – 21 кв. м на члена семьи, а из одного человека- 33 кв.м.  Однако, например, в составе действующей потребительской корзины для всех социально-демографических групп населения предусмотрен в качестве норматива только первый из них, т.е. 18 кв.м.

3.    Федеральным законом №185-ФЗ от 21 июня 2007 г.

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотрено выделение 250 млрд. рублей на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов  и переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Затем было выделено на эти цели 10 млрд. руб. федерального бюджета в 2007 году.

По существу название этого закона не полностью отражает назначение указанного Фонда, поскольку предусмотренные им ассигнования не планируется направлять на оздоровление находящегося в кризисе  коммунального хозяйства России. В то же время, утвержденная Правительством РФ  в составе программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса», на реализацию которой намечалось израсходовать 650 млрд. руб., не содержала всех необходимых затрат, объем которых сначала предлагалось экспертами увеличить до 1,5 трлн. руб., затем по предложению Росстроя России  – 2,5 трлн. руб., а в последнее время - более чем 10 трлн. руб.

На заседании РТК от 19.01.07 г., рассматривавшем ход реализации национального проекта – «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», вопрос о комфортном жилье также не касался комфортности существующего жилищного фонда, значительная часть которого (особенно в малых городах и сельской местности) до настоящего времени не имеет ряда основных элементов благоустройства.

 

Благоустройство жилищного фонда

удельный вес общей площади в процентах; на конец года

 

Оборудованный :

водопроводом

водоотведением

отоплением

ваннами

газом (сетевым и сжиженным)

горячим водоснабжением

Весь жилищный фонд    2005 г.

76

71

80

65

70

63

Городской жилищный фонд 2005 г.

 88

86

91

81

68

79

Сельский жилищный фонд  2005 г.

43

34

52

26

75

22

 

Если исходить из объема финансовых средств Фонда в размере 240 млрд. руб. и общей площади жилых помещений только ветхих и аварийных многоквартирных домов в целом по России в размере 48,1 млн. кв. м, то на все затраты по капитальному ремонту этих домов и переселению жильцов из аварийных домов предполагается выделить на 4 года в расчете на 1 кв.м. общей площади такого жилья лишь 5 тыс. рублей. Речь уже не идет о выделенных на второе полугодие 2007 г. из федерального бюджета10 млдр. руб., в расчете на 1 кв. м общей площади получается в среднем по 208 рублей.

Все это убеждает в том, что в соответствии с новым Жилищным кодексом основное бремя расходов неизбежно ляжет на население, и в первую очередь, на живущих в старых домах семьи с относительно низким уровнем доходов.  Это подтверждает актуальность безотлагательного решения многократно поднимаемого профсоюза вопроса о необходимости резкого повышения размеров оплаты труда, пенсий и пособий.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 467 утверждены «Правила осуществления государственного контроля за установлением, изменением и применением индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги».

Предложение: рассмотреть вопрос о необходимости изменения порядка определения средней стоимости 1 кв. м общей приобретении бюджетном субсидировании и выдаче сертификатов. В 1 полугодии 2008 года внести изменения в законодательные и другие нормативные акты.

Доступность жилья в решающей степени зависит от величины его рыночной стоимости. Ранее Правительство (в предыдущей среднесрочной Программе) предполагало определять стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в размере не более 2-х месячного среднедушевого дохода. Сегодня этот ориентир забыт. Приобретение  жилья недоступно для большинства населения.

Темпы роста заработной платы, (а это основной источник дохода для большинства населения), предусмотренные долгосрочной Концепцией социально-экономического развития РФ, на уровне 115% - 110% до 2010 года и 108% до 2020 года, не смогут изменить ситуацию и обеспечить «полное выведение в среднесрочной перспективе из существующего жилищного фонда аварийного и ветхого жилья». В этих условиях не будет решена и проблема  устранения крайней бедности определенных слоев населения.

По данным Счетной палаты среднестатистический россиянин в состоянии оплатить не более 1,5 кв. м жилья в год. На приобретение  двухкомнатной квартиры 56 кв. м. семье из трех человек потребуется 50-60 лет. Счетная палата считает, что  «беспрецедентный рост  цен на недвижимость в России привел к тому, что покупательная способность населения в приобретении жилья за последние два года снизилась в среднем на 30%.»  Не становятся доступнее и ипотечные кредиты: сегодня средняя стоимость ежемесячного обслуживания по кредиту, взятому на покупку двухкомнатной квартиры в Москве с первоначальным взносом 20%, возросла с 850-950 долл. в 2004 году до 2200-2500 долл. в 2006году, при том что процентные  ставки снизились на 2-3%, а срок кредитования возрос с 10 до15 лет. И хотя ипотечные кредиты, по некоторым экспертным оценкам, сегодня способны взять примерно 20 % российских семей, на деле ими воспользовались пока только четыре семьи из 100.

По данным Росстата, бедняков в России примерно 14%, а с учетом плохих жилищных условий - таких россиян 42% или более чем 50 миллионов. У них или доходы низкие, или жилищные условия тяжелые, или то и другое.

4 млн. нынешних бедняков – это бедные и по доходу и по жилищу.

Если всех граждан разделить на пять групп по уровню дохода, то механизм обеспечения жильем можно представить следующим образом.

Первой категории граждан,  семьи которых имеют  доходы ниже двух с половиной прожиточных минимумов,  надо предоставлять право  на получение жилья по договору социального найма (бесплатно).

Второй категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, чьи  среднедушевые доходы выше двух с половиной прожиточных минимумов на человека (стандарт экономически устойчивой семьи), но ниже семи, следует предоставлять муниципальное жилье в наем.  Однако общий размер оплаты стоимости нового жилья, вместе с платой за его наем, а также, включая плату   за коммунальные услуги,  не может быть выше  22% от совокупного дохода семьи.

При этом потребительская корзина должна содержать расходы на приобретение жилья.

Третья категории граждан, чей доход выше семи, но ниже десяти прожиточных минимума жилище должно предоставляться в наем, причем их ежемесячный платеж должен составлять не более 10%  дохода за наем.

Четвертая категория граждан – это люди, чьи доходы выше десяти    прожиточных минимумов, что позволяет им приобретать жилье в собственность.

Этой категории граждан необходимо помогать в приобретении жилья – льготными кредитами, скидками по подоходному налогу.

Пятая категория граждан с наиболее высокими доходами в состоянии купить жилье без кредитов и без поддержки государства. Им предлагается осуществлять налоговый вычет при приобретении квартиры. Богатые граждане – 3% населения. У них может быть не одна квартира или дом, они способны осуществить самостоятельно покупку еще нескольких квартир с целью сдачи помещения в наем или выгодного размещения капитала. Для таких граждан считаем необходимым вводить налог на имущество.

Департамент социально-трудовых отношений ФНПР

27.12.2007
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English