ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Профсоюзная экспертиза проекта бюджета на 2004 год

Федерация Независимых Профсоюзов России направила в Государственную Думу замечания и предложения по проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год», внесенному на рассмотрение Правительством Российской Федерации, к первому чтению законопроекта в Государственной Думе.

Представленный проект бюджета на 2004 год не способствует решению одной из приоритетных задач, отмеченных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - искоренение бедности. Проблема бедности является также главным социальным приоритетом ООН (членом которой является и Россия), поставившая перед странами задачу резко (в два раза) сократить долю бедных, в связи с чем значительно больше тратить из национальных государственных бюджетов на соответствующие программы.
Политика поддержки экономического роста и выполнения социальных обязательств государства требует существенного повышения расходов бюджета на это направление. Решение важнейших социальных проблем (таких, как минимальный размер оплаты труда и средний уровень заработной платы, ликвидация задолженности по выплате заработной платы, занятость и безработица, жилищно-коммунальная реформа, социальные выплаты и трансферты для регионов и др.) через бюджет 2004 года находится не на должном уровне.

Необходимо усиление социальной направленности бюджета и увеличение в бюджете доли расходов на социально-культурную сферу в 2004 году по сравнению с 2003 годом, обеспечивающих действующее законодательство.
Предусмотренный рост расходов федерального бюджета на социально-культурную сферу в размере 13% по нашему мнению является недостаточным при прогнозируемых темпах инфляции и при сохраняющемся долге государства перед гражданами.
Так, государственным долгом не признаются долги населению по социальным гарантиям, предусмотренным действующим законодательством и не обеспечиваемым бюджетным финансированием в полной мере.
По нашему мнению оценка расходов бюджета, направляемых на социальные нужды, должна осуществляться в сравнении с реальной потребностью в финансовых ресурсах в соответствии с действующим законодательством и планируемых бюджетных расходов на эти цели. В противном случае даже предоставление ресурсов, покрывающих инфляцию, не обеспечивает выполнение законодательства.
В качестве примера. По действующему законодательству в России на сегодняшний день не должно быть граждан с доходами ниже величины прожиточного минимума. Действующие федеральные законы «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи в Российской Федерации», «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», а также соответствующие законодательные акты субъектов Российской Федерации дают право и устанавливают механизм получения социальной помощи семьям со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума.
Введение системы пособий по нуждаемости (государственной социальной помощи) должно быть по законодательству поддержано федеральным бюджетом, но судя по представленному проекту бюджета ответственность за оказание помощи возложена только на местные бюджеты, среди которых 70% дотируемые.
И только правовая безграмотность и отсутствие денежных средств на оплату услуг адвокатов спасает исполнительную власть от массовых судебных разбирательств. В результате статистика показывает, что в июле 2003 года 33 млн. человек в нашей стране имели доход ниже величины прожиточного минимума.
В этих условиях предусматриваемый профицит бюджета в размере 83.4 млрд.руб. является профанацией. Полагаем, что Правительство обязано предоставить депутатам соответствующие расчеты по формированию достаточных ресурсов для указанных социальных нужд.
Другой пример. Объем государственной поддержки угольной отрасли на 2004 год, предусмотренный бюджетом 2004 года, в 2 раза ниже необходимой потребности. Особенно беспокоит значительное урезание социально значимых направлений финансирования, таких как:
социальная защита работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией угольной промышленности, членов их семей, пенсионеров и инвалидов, работавших в угольной промышленности (ниже потребности на 500 млн.руб.);
мероприятия по созданию безопасных условий работы в угольной отрасли (ниже потребности на 450 млн.руб.);
реализация программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков (ниже потребности на 1000 млн.руб.);
мероприятия по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных шахт и разрезов (ниже потребности на 2500 млн.руб.).
Сокращение объемов бюджетного финансирования повлечет за собой недоплаты по выходным пособиям и другим компенсациям высвобождаемым в связи с ликвидацией шахт (разрезов) работникам; непогашение задолженности по заработной плате этим же работникам; не предоставление пайкового угля пенсионерам, вдовам погибших шахтеров согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Проект федерального бюджета на 2004 год не предусматривает роста детских пособий (70 руб. в месяц), индексации на рост цен выплат по материнству (оплата отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет - 500 руб., единовременное пособие на рождение - 4,5 тыс. руб.). Не индексируется необлагаемый налогами вычет из доходов на детей, как и три года назад он составляет 300 руб. в месяц. Не решается вопрос ликвидации образовавшейся в субъектах Российской Федерации задолженности по выплате ежемесячного пособия на ребенка. Индексация базовых (минимальных) пенсий у самых бедных пожилых и инвалидов составит только 10,7% (порядка 70 руб).- сугубо на общий рост потребительских цен.

Доля социальных затрат государства в общей структуре расходов консолидированного бюджета 2004 года снижается против 2003 года (также как и 2003 года по сравнению с 2002г.). Причем абсолютный рост бюджетных затрат на социальные услуги в целом даже не покрывает инфляции. Рост заработной платы и денежных доходов основной массы населения не компенсирует снижение доли бюджетных социальных затрат в консолидированном бюджете на 2004 год, о чем свидетельствуют практически не снижающиеся масштабы бедности.
Таким образом, консолидированный бюджет 2004 года не ориентирован на сокращение масштабов бедности.
Учитывая дотационность многих регионов, а также то, что социальные статьи расходов финансируются полностью или преимущественно из бюджетов территорий, консолидированный бюджет должен обеспечить достаточное финансирование социальных отраслей.
Следует предусмотреть в бюджете финансовые ресурсы, обеспечивающие выполнение действующих законов во всех регионах в соответствии с федеральным законодательством. Передача ответственности региональным и местным бюджетам по обеспечению социальных выплат может осуществляться только вместе с передачей соответствующих доходных полномочий или обеспечением необходимых трансфертов.
Мы полагаем при этом, что более продуктивно - повысить уровень минимальной заработной платы, а не создавать очередь за бюджетными ресурсами на социальную помощь.
Особо обращаем внимание, что затраты на образование в 2004г. в консолидированном бюджете находятся на уровне 3,5% к ВВП, на здравоохранение – 2,1-2,2%. В то время как общий объем затрат на указанные цели должен находиться по самым скромным расчетам на уровне не менее 5-6% к ВВП по каждой отрасли. Положение с вложениями в человеческий капитал следует менять коренным образом.

Минимальный размер оплаты труда, тариф 1 разряда ЕТС и уровень заработной платы.
Проектом федерального бюджета на 2004 год не повышаются государственные гарантии в оплате труда.
Обращаем внимание депутатов на ситуацию, сложившуюся с заработной платой. Статья 133 Трудового кодекса устанавливает нижний предел МРОТ – не ниже прожиточного минимума. Статья 421 Трудового кодекса предусматривает, что порядок и сроки введения размера МРОТ устанавливаются федеральным законом. В течение 1,5 лет, прошедших с принятия Трудового кодекса, Правительством не предложен новый порядок и сроки, устанавливающие конкретный размер минимальной заработной платы. Таким образом, действует положение Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в соответствии с которым соотношение между МРОТ и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете.
Статья 91 Трудового кодекса также подтверждает, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, так как устанавливает предельную продолжительность использования рабочей силы (40-часовая рабочая неделя).
Однако в течение двух лет при формировании федерального бюджета нарушается действующее законодательство. Федеральном законом «О федеральном бюджете на 2003 год» указанное соотношение установлено с в размере 21,6%, что ниже, чем это соотношение было в 2002 году (24,4%). В проекте бюджете на 2004 год (статья 87) это соотношение заложено в размере 22 процентов.
По нашим расчетам среднегодовая величина прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004 году составит не менее 3000 руб. МРОТ соответственно должен быть не ниже прожиточного минимума.
Прогнозируемая Минэкономразвития России среднегодовая величина прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004 году составит 2730 руб. Размер минимальной заработной платы, заложенный в проект бюджета 2004 года при расчете соотношения МРОТ к прожиточному минимуму, составляет 600 руб.
Более того, с 1 января 2004 года прекращает действие Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», в соответствии с которым рассчитывался прожиточный минимум трудоспособного человека и который является базовым для определения МРОТ.
Правительство РФ обязано внести новый проект указанного закона, необходимого для расчета и установления МРОТ и размера тарифов Единой тарифной сетки на 2004 год, который прошел рассмотрение, был одобрен тремя сторонами Российской трехсторонней комиссии и должен быть представлен в Государственную Думу (по решению РТК) не позднее 1 июля т.г.

Заработная плата работников социальных отраслей бюджетной сферы на 2004 год устанавливается с нарушением Трудового кодекса. Заявленный рост заработной платы обеспечивает только индексацию, предусмотренную Трудовым кодексом, заработной платы работников бюджетной сферы за 2002 и 2003 годы, что не было сделано ранее, и не предусматривает рост заработной платы на покрытие инфляции 2004 года в соответствии со статьями 130 и 134 Трудового кодекса. В расчетах расходов федерального бюджета на 2004 год доля расходов на оплату труда возрастает только на увеличение с 1 октября 2003 года в 1,33 раза тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, предусмотренное бюджетом 2003 года.
Ассоциация профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации в ходе проведенной 26-28 февраля 2003 года Всероссийской акции протеста работников образования, здравоохранения и культуры определила свои требования по росту заработной платы: предусмотреть в бюджете на 2004 год для оплаты труда работников бюджетной сферы увеличение объема финансовых средств не менее чем в 2 раза для проведения индексации тарифных ставок и окладов ЕТС с 1 января 2004 года.

Остается нерешенной проблема бюджетного долга по заработной плате работникам социальных отраслей бюджетной сферы. Кроме того, долги выплачиваются без предусмотренного Трудовым кодексом компенсационного начисления (1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки). На эти цели средства в бюджете не предусмотрены.
Необходимо предусмотреть в расходах федерального бюджета на 2004 год средства для погашения задолженности по выплате заработной платы, в том числе на индексацию долга.

ФНПР предлагает не облагать подоходным налогом доход ниже величины прожиточного минимума.
Действующим налоговым законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения доходов в размере 400 руб. (что было связано с МРОТ, а не с прожиточным минимумом) для низкодоходной части населения. Таким образом доходы ниже прожиточного минимума попадают под налогообложение, что не увязано с другой законодательной нормой об оказании социальной помощи. Введение с 1 января 2001 года плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц привело к налоговому облегчению среднедоходных и высокодоходных слоев населения и увеличило нагрузку на доходы низкооплачиваемой части трудящихся.

Занятость и безработица.
Объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости, предусмотренный проектом бюджета на 2004 год недостаточен, учитывая, что:
численность зарегистрированных безработных по состоянию на 1 июля 2003 года уже возросла на 22, 5 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
инфляция по прогнозу в 2004 г. составит 10 %;
бюджетное финансирование политики содействия занятости негативно воздействует на рынок труда. С начала года во многих регионах страны отмечаются массовые задержки по выплате пособий по безработице. Выделенных ресурсов для данных выплат хватит только до 1 ноября т.г.;
прогнозируются массовые увольнения, в том числе: в металлургической промышленности –350 тысяч работников, на железнодорожном транспорте - 212 тысяч, на автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве - более 200 тысяч, в электроэнергетике – около 200 тысяч, машиностроении – 30 тысяч работников, 290 тысяч военнослужащих и т.д.;
неудовлетворительно решается вопрос по созданию рабочих мест, например, в угольной промышленности предполагалось создать 160 тысяч рабочих мест, а реально создано 30 тысяч.
В некоторых регионах ситуация на рынке труда вышла из-под контроля и требует принятия антикризисных мер. В соответствии с Правилами отнесения территорий к напряженным по ситуации на рынке труда (постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.00 № 875) в 9-ти субъектах Российской Федерации ситуация квалифицирована как напряженная, а еще в 5-ти территориях – неблагоприятная, пограничная с напряженной. В проекте бюджета на 2004 год не предусмотрено средств на оказание помощи территориям с напряженной ситуацией на рынке труда.
По сравнению с 1998 годом в 2004 году доля расходов на осуществление политики занятости населения снизится с 0,32% до 0,14 % ВВП.
В связи с изложенным считаем, что объемы средств, выделенных в проекте федерального бюджета на 2004 год, не обеспечат реализацию конституционного права граждан на защиту от безработицы и должны быть увеличены как минимум на 4,4 млрд. руб.

Финансирование жилищно-коммунальных расходов.
Учитывая крайне тяжелое положение инфраструктуры ЖКХ (дебиторская задолженность которого 200 млрд. руб., а кредиторская - около 300 млрд. руб.), следует значительно увеличить ассигнования на эти цели, предусматриваемые в проектах федерального и консолидированного бюджетов на 2004 год. При этом обращает на себя внимание заметное снижение в проекте консолидированного бюджета на 2004 г. ассигнований на финансирование ЖКХ, по сравнению с размером этих ассигнований в 2003 году, что нереально компенсировать дополнительной нагрузкой на доходы населения.
Кроме того, необходимо, чтобы ассигнования из федерального и консолидированных бюджетов в полной мере обеспечивали в 2004 году потребности региональных и местных бюджетов, связанные с выплатой жилищных субсидий населению.
В связи с принятием Федерального закона от 6 мая 2003 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» и введением стандарта стоимости капитального ремонта жилых домов (согласно Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2003 г. № 522), увеличивается почти на 30% стоимость оплаты жилья, коммунальных услуг и капитального ремонта на 1 кв. метр общей площади. Требуется существенное увеличение финансовых средств на расходы жилищно-коммунального комплекса в 2004 году.
Финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение местных органов самоуправления.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17.10.2002 года № 1453-Р обязало федеральные органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы завершить до 31 декабря 2004 г. передачу указанных объектов в муниципальную собственность. Однако Минфину России поручено погасить задолженность федерального бюджета перед бюджетами субъектов РФ по компенсации убытков от эксплуатации переданных в муниципальную собственность объектов ЖКХ и социально-культурной сферы до 31 декабря 2007 г. – спустя три года после передачи этих объектов муниципалитетам.
Завершение передачи этих объектов в 2004 г. на условиях «отложенного финансирования» не согласуется с декларированными принципами проведения административной реформы и повлечет за собой негативные финансовые и экономические последствия. При этом в федеральном бюджете на 2003 г. предусматривалось погашение указанной задолженности в размере – 5 млрд.руб. из 14 млрд.руб. общего объема данной задолженности, образовавшейся на начало 2003 г.
Несмотря на это, в проекте бюджета на 2004 г., намечается предусмотреть дотации на возмещение убытков на указанные цели в объеме 2003г. – 5 млрд. руб.
Учитывая состояние жилищно-коммунальной сферы и наличие профицита бюджета необходимо вернуть долги в полной мере до конца 2004 года.

Проблемы северных территорий.
Обращаем внимание депутатов на необходимость обеспечения в полной мере финансирование законов и программ, принятых по районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. За прошедшие годы гарантии северянам, предусмотренные действующим законодательством, не обеспечиваются необходимым финансированием.
Данный вопрос рассматривался на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 13.08.03, и правительственная сторона согласилась с необходимостью увеличения в бюджете на 2004 год финансовых средств:
на содействие гражданам, в том числе северянам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого (реализация подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы);
на содействие гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы страны (реализация Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»).

На основании изложенного ФНПР считает, что внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального бюджета на 2004 год не в полной мере обеспечивает выполнение основных государственных обязательств в области социальной защиты, сокращения бедности и повышения уровня жизни населения, и требует объяснений Правительства, расчетов и доработки.

15.09.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English