ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Рекомендации по действиям в условиях введения новых систем оплаты труда


для работников федеральных государственных учреждений

С 1 декабря 2008 года в федеральных государственных учреждениях вместо Единой тарифной сетки вводятся новые системы оплаты труда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (с изменениями от 29 сентября 2008г., постановление Правительства Российской Федерации № 725).

Указанное постановление Правительства РФ и утвержденное им Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений являются основополагающими нормативными правовыми актами при формировании систем оплаты работников федеральных бюджетных учреждений.

Принимая в целом идею перехода на новые системы оплаты труда на основе учета результатов деятельности каждого работника, профсоюзы настаивали на единых подходах к регулированию оплаты труда.

В рамках реализации этих требований федеральные государственные органы исполнительной власти – главные распорядители средств федерального бюджета разрабатывают для подведомственных им учреждений примерные положения по оплате труда.

Минздравсоцразвития России приказом от 14.08.2008г. № 425н утверждены Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями-главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (далееРекомендации Минздравсоцразвития России).

Рекомендациями Минздравсоцразвития России определены подходы по дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядку определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядку определения и критериям выплат стимулирующего характера, с учетом которых каждое учреждение федерального подчинения формирует свою систему оплаты труда.

При этом следует подчеркнуть, что в новых условиях оплаты труда в бюджетной сфере единая система оплаты труда работников отсутствует, в том числе и по видам экономической деятельности.

Новые системы оплаты труда в каждом бюджетном учреждении должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством с учетом мнения представительного органа работников.

Руководителю учреждения делегируются широкие полномочия по утверждению штатного расписания, установлению размеров оплаты труда работников на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, с учетом сложности и объема выполняемой работы. При этом должны быть соблюдены следующие требования:

- заработная плата работников не может быть меньше заработной платы, выплачиваемой до введения новых систем оплаты труда, при условии сохранения объема должностных обязанностей и выполнения работ той же квалификации;

- объем средств на оплату труда работников учреждения может быть уменьшен только при условии уменьшения объема предоставляемых учреждениями государственных услуг;

- при формировании фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты могут направляться средства бюджета, объем которых на эти цели к 2010 году должен составлять не менее 30% объема выделяемых средств.

Положения по оплате труда федеральных бюджетных учреждений, их отдельные нормы могут быть использованы и при разработке систем оплаты труда для работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений.

При этом субъекты Российской Федерации имеют право выбрать иные схемы реформирования условий оплаты труда, отличные от применяемых на федеральном уровне.

Вместе с тем при формировании систем оплаты труда на основе профессиональных квалификационных групп, следует использовать профессиональные квалификационные группы, утвержденные приказами Минздравсоцразвития России, поскольку в соответствии со статьей 144 ТК РФ их формирование и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

 

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодно разрабатываются единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и муниципальном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов.

Единые рекомендации на 2008 год, утвержденные 21 декабря 2007 г., должны учитываться при введении новых систем оплаты труда в части общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм по оплате труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и основных подходов к формированию систем оплаты труда, которые не противоречат принципам формирования новых систем оплаты труда, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583.

В ноябре 2008 года в соответствии с планом работы Российской трехсторонней комиссии будут подготовлены рекомендации по переходу в 2009 году на новые системы оплаты труда для работников бюджетных учреждений регионального и муниципального подчинения.

 

Государственные гарантии и структура заработной платы

 

Переход на новые системы оплаты труда должен в первую очередь опираться на нормы Трудового кодекса РФ, определяющего основные государственные гарантии по оплате труда и структуру заработной платы.

Главной государственной гарантией, лежащей в основе новых систем оплаты труда, является величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), которая в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 2008 года № 91-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» составит с 1 января 2009 года 4330 рублей.

Кроме этого работникам гарантируется:

- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы (ст. 134 ТК РФ);

- ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя (ст.ст. 137, 138 ТК РФ), а также размеров налогообложения доходов от заработной платы (см. главу 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ);

- ограничение оплаты труда в натуральной форме (ст. 131 ТК РФ);

- обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральным законодательством (ст.ст. 61-64 части первой Гражданского кодекса РФ, ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);

- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда (глава 57 ТК РФ);

- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст. 142, ст. 236, ст. 419 ТК РФ);

- сроки и очередность выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ).

Помимо основных государственных гарантий, предусмотренных статьей 130 ТК РФ, должны обеспечиваться и другие государственные гарантии, непосредственно связанные с оплатой труда работников:

- продолжительность рабочего времени, включая сокращенную продолжительность рабочего времени для педагогических и медицинских работников (ст.ст. 92, 333, 350 ТК РФ),

- продолжительность работы накануне нерабочих праздничных и выходных дней (ст. 95 ТК РФ),

- работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (ст. ст. 97, 99, 101 ТК РФ) и т.д.

Принципиально важными являются положения принятых нормативных правовых актов, предусматривающие ряд гарантий по недопущению уменьшения ранее установленных размеров заработной платы и ее составных частей:

-          заработная плата работников (без учета стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ETC при условии сохранения ими объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации (Постановление Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583);

-          совокупные выплаты, включающие минимальный оклад, повышающие коэффициенты и компенсационные выплаты не могут быть меньше заработной платы, которую работник получал на основе ETC по должности до 1 декабря 2008г. (Рекомендации Минздравсоцразвития России от 14.08.2008).

Кроме того, в составе гарантированного размера заработной платы необходимо учитывать стимулирующие надбавки (несмотря на их наименование - «стимулирующие выплаты»), выплачиваемые работникам федеральных бюджетных учреждений с 1 сентября 2007 года в размере 15 % оклада (ставки) и с 1 февраля 2008 года – в размере 14% от начисленной заработной платы, поскольку эти надбавки установлены в целях увеличения оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда, и в соответствии со статьей 134 ТК РФ являются видом индексации заработной платы в рамках реализации соответствующих мер по увеличению реального содержания заработной платы работников этих учреждений.

При определении структуры заработной платы работников необходимо руководствоваться статьей 129 ТК РФ, в соответствии с которой заработная плата работников складывается из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, надбавок и доплат компенсационного характера, надбавок и доплат стимулирующего характера.

Условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы работника, повышающие коэффициенты к окладам и иные выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера, являются обязательными для включения в трудовой договор.

Необходимо учитывать, что из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи и ее конкретных размерах принимает руководитель федерального государственного органа, территориального органа федерального государственного органа на основании письменного заявления работника.

Профсоюзам необходимо следить за тем, чтобы в каждом конкретном случае часть заработной платы работника за вычетом выплат компенсационного и стимулирующего характера (в том числе выплат по повышающему коэффициенту, не образующих оклад), или вознаграждение за труд, не была ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (п.3 ст. 37 Конституции РФ). Это должно неукоснительно соблюдаться, причем с 1 сентября 2007 года. В противном случае у работника есть основание обращаться в суд с иском о недоначисленной заработной плате.

 

О базовых окладах (базовых должностных окладах),

базовых ставках заработной платы

 

В Трудовом кодексе (ст. 144) содержится положение о возможном установлении Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, квалифицируемых в качестве минимальных уровней заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений. Однако установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в федеральных учреждениях на первом этапе введения новых систем оплаты труда Правительством РФ признано преждевременным.

Последнее обосновывается неготовностью Минздравсоцразвития России разработать предложения по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы из-за отсутствия объективных статистических сведений о фактической численности персонала по всем категориям работников бюджетных учреждений, а также значительными различиями в объемах ассигнований на оплату труда в федеральных бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности.

Таким образом, минимальные государственные гарантии в виде базовых окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников федеральных учреждений на данном этапе введения новых условий оплаты труда не устанавливаются.

Вместе с тем в условиях отказа на этом этапе от формирования системы базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы их функции могут выполнять минимальные оклады по профессиональным квалификационным группам, к которым рекомендуется применять повышающие коэффициенты:

- повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы по занимаемой должности;

- персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы;

- повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за выслугу лет и др.

Приказами Минздравсоцразвития России утверждены более 50 профессиональных квалификационных групп по видам экономической деятельности, каждая из которых, как правило, содержит два и более квалификационных уровней.

Кроме того, в Рекомендациях Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 главным распорядителям средств федерального бюджета предлагается предусмотреть в примерных положениях об оплате труда работников подведомственных федеральных учреждений рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и рекомендуемые повышающие коэффициенты по занимаемым должностям.

Следует отметить, что рекомендуемые минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам и рекомендуемые повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, содержатся не во всех примерных положениях об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденных главными распорядителями средств федерального бюджета, и это может создавать федеральным бюджетным учреждениям дополнительные сложности при формировании размеров оплаты труда работников.

Обращаем Ваше внимание на то, что в решении РТК от 29 июля 2008г. по вопросу о введении новых систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений отражена позиция профсоюзной стороны РТК о необходимости поручить Министерству здравоохранения и социального развития РФ до 1 января 2010 года обобщить предложения федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений, являющихся главными распорядителями средств федерального бюджета, по установлению базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам, исходя из практики реализации новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений в 2009 году, и внести предложения по этому вопросу в Правительство Российской Федерации.

 

Формирование фиксированных размеров заработной платы работников

 

Трудовым законодательством под фиксированным размером заработной платы работников понимается оклад (должностной оклад), тарифная ставка (ставка заработной платы) работника, выплачиваемые за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц или за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Анализ утвержденных примерных положений об оплате труда работников учреждений, подведомственных федеральным органам государственной власти, показывает, что по одним и тем же профессиям рабочих и должностям служащих, для различных типов федеральных бюджетных учреждений, подведомственных одному и тому же главному распорядителю средств федерального бюджета, рекомендуются различные размеры минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

Так, например, в одних примерных положениях, утвержденных одним и тем же федеральным органом исполнительной власти, по одной и той же профессиональной квалификационной группе общеотраслевых профессий рабочих и общеотраслевых должностей служащих первого уровня рекомендуется установление минимального размера ставки (оклада) значительно ниже действующего МРОТ (2300 руб.), в других - на уровне МРОТ (4330 руб.), вводимого с 1 января 2009 года.

Кроме того, даются разные рекомендации по формированию размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы с учетом повышающих коэффициентов по занимаемой должности: для одних категорий работников повышающий коэффициент по занимаемой должности образует новый размер оклада (ставки), по другим категориям работников новый размер оклада (ставки) повышающий коэффициент по занимаемой должности нового размера оклада (ставки) не образует, не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу, а также устанавливается сроком на 1 год.

Данные подходы по формированию постоянной фиксированной составляющей оплаты труда работников за выполнение должностных (трудовых) обязанностей не согласуются с конституционными нормами, предусматривающими право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

В целях соблюдения норм трудового законодательства, предусматривающего обеспечение работникам равной оплаты за труд равной ценности, профсоюзным организациям необходимо настаивать на закреплении в положениях об оплате труда работников бюджетных учреждений единообразных подходов к формированию фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиям рабочих и должностям служащих, не допуская:

установления в зависимости от категории персонала различных механизмов формирования новых размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиям рабочих и должностям служащих при применении повышающих коэффициентов с учетом занимаемых работниками должностей (выполняемых трудовых обязанностей);

применения повышающих коэффициентов с ограничением срока их действия (например, установление повышающего коэффициента сроком на 1 год по занимаемой работником должности при условии, что не предполагается изменения занимаемой должности; установление повышающего коэффициента за квалификационную категорию на 1 год, при условии, что действие квалификационной категории сохраняется в течение пяти лет и т.п.)

 

Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы рекомендуется устанавливать работнику, выполняющему работу по профессии рабочего или занимающему должность служащего, с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов.

Решение об установлении персонального повышающего коэффициента к окладу (должностному окладу) и его размерах принимается руководителем федерального государственного органа (или уполномоченным им лицом) персонально в отношении конкретного работника, работающего в федеральном государственном органе, а в отношении работников территориального органа федерального государственного органа – руководителем территориального органа федерального государственного органа (или уполномоченным им лицом). Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу) за выслугу лет рекомендуется устанавливать всем работникам, занимающим должности служащих, в зависимости от общего количества лет, проработанных в федеральных государственных органах и территориальных органах федеральных государственных органов.

 

Представляется, что размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных с учетом повышающих коэффициентов по занимаемым должностям, необходимо рассматривать как обязательство работодателя перед работником.

 

Выплаты компенсационного характера

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ выплаты компенсационного характера являются неотъемлемой составной частью заработной платы работников.

Перечень видов выплат компенсационного характера работников бюджетной сферы утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007г. № 822.

К ним относятся:

- повышенная оплата труда работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

- выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в пустынных и безводных местностях, коэффициенты за работу в высокогорных районах, процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия);

- доплата за совмещение профессий (должностей);

- доплата за расширение зон обслуживания;

- доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

- повышенная оплата за работу в ночное время;

- повышенная оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

- оплата сверхурочной работы;

- надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Ряд выплат, включенных в данный перечень, регламентируются соответствующими статьями ТК РФ (за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; в местностях с особыми климатическими условиями; в выходные и нерабочие праздничные дни; за сверхурочную работу).

Перечень выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, носит общий характер, факторы вредности, тяжести, опасности в нем не определены; в соответствии со ст. 147 ТК РФ конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. При этом порядок установления минимальных размеров этих выплат Правительством РФ пока не определен.

Статья 147 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ не предусматривает прямой зависимости установления повышенной оплаты труда работников от факта проведения аттестации рабочих мест.

Таким образом, работник, занятый (до введения новых условий оплаты труда) на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, имеет право на повышенную оплату труда, если в установленном порядке на рабочее место, где выполняется эта работа, не дано заключение о полном его соответствии требованиям безопасности.

В бюджетных учреждениях при определении тяжелых, вредных и опасных условий труда, работа в которых дает право на установление оплаты труда по этим основаниям в повышенном размере, необходимо руководствоваться ранее принятыми нормативными и правовыми актами, в том числе ведомственными инструкциями, приказами советского периода, которые не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации.

В числе важнейших компенсационных выплат необходимо рассматривать установление повышенной оплаты за работу в ночное время. В соответствии со ст. 154 ТК РФ Правительством РФ установлен минимальный размер указанного повышения – 20% оклада за каждый час работы в ночное время. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. При этом введение новых систем оплаты труда не может служить основанием для снижения уровня повышенной оплаты труда за работу в ночное время, применяемого в бюджетном учреждении до издания указанного выше постановления Правительства РФ, в том числе, если эти размеры повышенной оплаты были установлены нормативными актами бывшего Союза ССР.

В полном объеме должны быть реализованы действующие правовые и нормативные акты, регламентирующие установление районных коэффициентов и «полярных» надбавок в местностях с особыми климатическими условиями.

Не должны снижаться или отменяться компенсационные выплаты за работу на селе, применяемые с учетом административно-территориального деления и непосредственного участия работников в обслуживании сельского населения.

 

Стимулирующие выплаты

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются и осуществляются в соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснениями о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 818. К ним относятся:

- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

- выплаты за качество выполняемых работ;

- выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

- премиальные выплаты по итогам работы.

Основаниями для установления выплат стимулирующего характера работникам могут являться:

виды поощрения (премии, надбавки за основные результаты работы), увязывающие систему оплату труда с уровнем выполнения трудовых обязанностей и определенных показателей работы;

виды поощрения (персональные надбавки), увязывающие систему оплаты труда с личными деловыми качествами работника, уровнем его профессионального мастерства, его индивидуальными качествами, отношением к работе;

виды поощрения (единовременные премии, надбавки на время выполнения определенной работы), увязывающие систему оплаты труда с какими-либо достижениями, не носящими систематического характера, с выполнением важных и ответственных работ или с общими коллективными результатами работы в течение определенного календарного периода.

Важным условием установления этих выплат на местах является определение показателей и критериев, позволяющих оценить вклад конкретного работника при достижении результатов деятельности учреждения, объемы и качество затраченного труда, т.к. декларируемая цель реформирования условий оплаты труда – обеспечение более тесной увязки условий и размеров оплаты труда с результатами деятельности каждого работника. С этой целью на выплаты стимулирующего характера планируется направление значительных финансовых средств.

При рассмотрении вопросов установления выплат компенсационного и стимулирующего характера следует учитывать необходимость закрепления специалистов на наиболее сложных и ответственных участках работы, стимулирования качественного труда, повышения квалификации специалистов.

 

Оформление трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 августа 2008 г. № 424 утверждены Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме.

Пунктом 2 Рекомендаций в соответствии со статьей 74 ТК РФ предусматривается, что о предстоящих изменениях обязательных условий трудового договора в связи с введением новых систем оплаты труда в учреждении работники должны быть уведомлены в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения.

При этом следует иметь в виду, что приводимая в приложении № 1 к Рекомендациям примерная форма трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения может быть использована в следующих случаях:

при приеме на работу в учреждение новых работников начиная с 1 декабря 2008 г.;

при оформлении до 1 декабря 2008 г. существующих трудовых отношений с работниками, с которыми ранее не были заключены письменные трудовые договоры.

Примерная форма дополнительного соглашения к трудовому договору с работником федерального бюджетного учреждения об изменении условий оплаты труда (приложение № 2 к Рекомендациям) может быть использована для оформления до 1 декабря 2008 г. изменений и дополнений в имеющийся письменный трудовой договор с работником учреждения.

Принципиально важным представляется также обеспечение соответствия наименований занимаемых работниками должностей, предусматриваемых штатными расписаниями учреждений, наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, особенно в случаях, когда с определенными наименованиями должностей, профессиями, специальностями связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Представляется целесообразным усиление роли профкомов в контроле за проведением этой работы, с целью недопущения снижения уровня гарантированной заработной платы работников, как при введении новых условий оплаты труда с 1 декабря 2008 г., так и в последующее время, за приведением записей в трудовых книжках работников о выполняемых должностных (трудовых) обязанностях в соответствие с наименованием и требованиями, указанными в квалификационных справочниках.

 

Заключение срочного трудового договора с работником, принятым на работу сверх штатной численности

Перечень оснований для заключения срочного трудового договора с работником, предусмотренных в статье 59 ТК Российской Федерации, не является исчерпывающим. Однако в статье 59 Кодекса предусматривается, что другие случаи заключения срочного трудового договора должны быть прописаны либо в Трудовом кодексе непосредственно, либо в ином федеральном законе. Поэтому ни законом субъекта Российской Федерации, ни указом Президента РФ, ни постановлением Правительства РФ, ни иным подзаконным нормативным правовым актом не могут быть установлены какие-либо дополнительные основания (случаи) заключения срочного трудового договора.

В случае заключения срочного трудового договора с работником по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 59 ТК РФ, в трудовом договоре указывается срок его действия (конкретный срок трудового договора), а также необходимо указывать обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора.

В соответствии с пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. № 583, работодатель имеет право помимо работников, занимающих штатные должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, привлекать на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг, других работников.

Однако надо иметь в виду, что срок трудового договора, заключаемого в связи с необходимостью временного расширения объема оказываемых услуг, статьей 59 ТК РФ ограничен одним годом.

Обусловлено это тем, что работы по такому договору осуществляются в рамках обычной деятельности учреждения (организации) и потребность расширения объема оказываемых услуг ограничена определенными временными пределами, заведомо известными работодателю.

Конкретный срок действия такого договора (в пределах одного года) определяется по соглашению сторон.

Вторым основанием для заключения срочного трудового договора с работником сверх штатной численности является выполнение заведомо определенной работы, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой.

В этом случае в трудовом договоре должно быть указано, что он заключен на время выполнения именно этой конкретной работы. Окончание (завершение) указанной работы будет являться основанием для расторжения трудового договора в связи с истечением срока его действия (ст. 79 ТК РФ). Вместе с тем следует иметь в виду, что если в ходе судебного разбирательства будет установлен факт многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, суд вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок (п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. №2).

С целью недопущения при заключении трудовых договоров нарушения прав работников, на оплату труда которых направляются средства, поступающие от приносящей доход деятельности, необходимо руководствоваться абзацем третьим пункта 11 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 725. В соответствии с абзацем третьим пункта 11 Положения средства, поступающие от приносящей доход деятельности, могут бюджетными учреждениями направляться:

- на стимулирующие выплаты;

- для привлечения работников на условиях срочного трудового договора для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг;

- на иные выплаты, связанные с оплатой труда, если это установлено федеральным законом.

Например, в соответствии со статьей 42 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ (с дополнениями и изменениями), предусматривающей особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования, бюджетные учреждения вправе самостоятельно определять направления и порядок использования внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников. Это означает, что в соответствии с указанным законом не запрещено направлять средства от приносящей доход деятельности на оплату труда по должностным окладам и ставкам заработной платы работников без ограничения трудовых договоров каким-либо сроком их действия.

 

Финансовое обеспечение новых условий оплаты труда

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583 предусмотрено, что на введение новых условий оплаты труда в федеральных бюджетных учреждениях объем ассигнований будет увеличен на 30%.

Вместе с тем установление с 1 января 2009г. минимального размера оплаты труда до 4330руб. может потребовать дополнительных средств для обеспечения необходимой дифференциации в уровнях оплаты труда специалистов разной подготовки и квалификации.

Дополнительные финансовые средства также потребуются для обеспечения реализации нормы ст. 134 ТК РФ в части индексации заработной платы.

Необходимо также иметь в виду, что право на самостоятельное установление размеров заработной платы работников, всех ее составных частей налагает серьезную ответственность на руководителей и председателей профкомов учреждений в части определения оптимальных направлений расходования имеющихся финансовых средств.

Рассматривая вопрос о финансовом обеспечении заработной платы в новых условиях, необходимо иметь в виду, что если федеральным законом не установлено иного порядка использования средств от приносящей доход деятельности, то в федеральных учреждениях средства от предпринимательской деятельности могут направляться только на установление выплат стимулирующего характера (Постановление Правительства РФ от 05.08.2008г. № 583). Это может привести на местах к необходимости принятия комплекса мер по оптимизации штатного расписания, пересмотру нагрузки работников.

Задача профкомов в этих условиях – обеспечить максимальную защиту интересов работников с учетом индивидуального подхода в каждом конкретном случае, а также соблюдение норм действующего законодательства при заключении с работником рекомендуемых срочных трудовых договоров.

 

 

Подготовлено Департаментом социально-трудовых отношений и социального партнерства Аппарата ФНПР совместно со специалистами аппарата ЦК Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

17.11.2008
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English