ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Замечания и предложения ФНПР по проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год»

Федерация Независимых Профсоюзов России направила в сентябре 2005 года в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам, а также в Комитет Госдумы по труду и социальной политике замечания и предложения по проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год», внесенному Правительством Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу.

Замечания и предложения ФНПР по проекту федерального закона
«О федеральном бюджете на 2005 год»

Бюджетная политика призвана способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач развития страны.
Дважды, в августе и сентябре 2005 года, в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений обсуждался вопрос о социальных аспектах проекта федерального бюджета на 2005 год. Однако на многие вопросы, поставленные профсоюзной стороной, ответа не получено.

О формировании доходной части бюджета.
В отличие от федеральных бюджетов прошлых лет проект федерального бюджета на 2005 год разрабатывался в условиях разграничения бюджетных полномочий, налоговых доходов и расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
По новому законодательству с 2005 года значительно увеличиваются расходные обязательства бюджетов субъектов Российской Федерации в результате передачи на этот уровень ряда полномочий с федерального и местного уровней, особенно в социальной сфере.
Письма, поступающие в ФНПР из территориальных объединений организаций профсоюзов, содержат опасения, что бюджеты субъектов Российской Федерации будут не в состоянии выполнить возложенные на них обязательства из-за недостатка финансовых ресурсов.
Считаем, что при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год особую важность приобретает решение вопроса о выделении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований достаточной финансовой помощи для финансирования расходных полномочий, возложенных на эти бюджеты федеральными законами.
Пока проект бюджета не содержит ответа на вопрос о достаточности таких средств. Объем и распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Правительство обещает представить лишь к третьему чтению.
ФНПР считает важнейшим условием дальнейшего упорядочивания межбюджетных отношений: не допустить снижения объема и качества предоставляемых гражданам государственных социальных услуг. Не должно сокращаться или пересматриваться участие государства в обеспечении конституционных гарантий, обязательств перед населением, особенно перед теми, кто нуждается в дополнительных мерах социальной поддержки для создания им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
С этих позиций ФНПР оценивает и проводимую налоговую реформу. Снижать нагрузку на бизнес необходимо, но только при условии сохранения полного финансового обеспечения всех социальных обязательств государства.
Пока же надежды на широкий выход бизнеса из тени в ответ на снижение налоговых ставок (подоходного и социального налога после их реформирования в 2001 году) не оправдываются.
В то же время налоговая нагрузка, при введении «плоской шкалы», на доходы бедной части населения и пограничного слоя, а это – более 40% наемных работников, даже выросла.
Поэтому ФНПР еще раз предлагает свою позицию: не облагать подоходным налогом доход ниже величины прожиточного минимума и вернуться к прогрессивной шкале подоходного налога.
Основные параметры федерального бюджета 2005 года верстались, исходя из прогнозируемого уровня среднегодовой цены на нефть марки Юралс - 28 долларов за баррель. Считаем, что с учетом закладываемой в расчеты более низкой цены на нефть по сравнению с ситуацией, которая реально сложится в 2005 году по прогнозам ряда экспертов, доходная часть бюджета содержит резерв, который можно было бы использовать на увеличение социальных статей расходов.

Социальная составляющая расходов бюджета.
Остается актуальной задача повышения социальной направленности бюджетной политики Правительства Российской Федерации на перспективу. Политика поддержки экономического роста и выполнения социальных обязательств государства требует изыскания резервов и обеспечения полноценного финансирования критически важных для будущего развития страны бюджетных расходов на социальную сферу.
Считаем, что консолидированный бюджет 2005 года не должен продолжать наметившуюся в предыдущие годы тенденцию к минимизации социальной роли государства. В прогнозе консолидированного бюджета Российской Федерации на 2005 год затраты на образование и здравоохранение составляют порядка 4% и 2,5% к ВВП соответственно. Это ненамного превышает уровень 2004 года (3,5% и 2,2% соответственно). В то время как общий объем затрат на указанные цели должен находиться по самым скромным расчетам на уровне не менее 5-6% к ВВП по каждой отрасли.
При этом предусматриваемые в проекте консолидированного бюджета объемы финансовых средств должны обеспечить не только компенсацию инфляционных потерь, но и капитальные вложения в развитие социальной сферы: системы образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры.
ФНПР позитивно оценивает начатую Правительством Российской Федерации работу по повышению результативности бюджетных расходов. Одним из направлений этой деятельности, по мнению российских профсоюзов, должно стать скорейшее принятие закона о государственных минимальных социальных стандартах. Его принятие позволит четко определить обязательства бюджетов всех уровней по реализации социальных гарантий населения, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и установить ясные финансовые нормативы выделения финансовой помощи из федерального бюджета.

Минимальный размер оплаты труда и уровень заработной платы.
У профсоюзов вызывает серьезные опасения тенденция сокращения социальных расходов и уровня социальной защищенности населения, без адекватных предложений по повышению заработной платы и пенсий.
В бюджете 2005 года не учтено одно из основных требований профсоюзов – повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Прогнозируемое расчетное соотношение между среднегодовой величиной МРОТ и среднегодовым прожиточным минимумом на 2005 год составит по расчетам Минфина России 24,5%, то есть на уровне 2002 года (24,4%).
Предлагаемые в области заработной платы в проекте бюджета 2005 года меры направлены на сдерживание и без того низкой заработной платы работников бюджетной сферы.
Так, предлагаемый уровень МРОТ на 2005 год в размере 720 руб., на 20% выше действующего, можно расценивать лишь как индексацию зарплаты в условиях роста потребительских цен на товары и услуг и в соответствии со ст.134 Трудового кодекса.
Преобразования в системе медицинского обслуживания населения, образования, юридических услуг и услуг в сфере культуры, ускорение перехода на полную оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг населением, крайне остро поставили задачу пересмотра содержания потребительской корзины.
Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, все больше и больше отстает от жизни.
В проекте бюджета на 2005 год при определении потребности в бюджетных ресурсах на обеспечение гарантий по минимальной заработной плате, социальной помощи, финансированию заработной платы и на другие цели должны быть учтены увеличение стоимости потребительской корзины и необходимость пересмотра ее структуры, в связи с изменением норм и нормативов потребления, входящих в ее состав товаров и услуг, по крайней мере - на 10% (см. приложение).
Предусмотренная в проекте федерального бюджета на 2005 год индексация заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС, с 1 января 2005 года в диапазоне до 20% крайне недостаточна. Требования Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации о повышении заработной платы в 1,5-2 раза представляют минимум, при котором еще можно сохранить кадры в этих отраслях.
Остается нерешенной проблема бюджетного долга по заработной плате работникам социальных отраслей бюджетной сферы и в оборонной отрасли. Кроме того, долги выплачиваются без предусмотренного Трудовым кодексом компенсационного начисления (1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки).
Необходимо предусмотреть в расходах федерального бюджета на 2005 год средства для погашения задолженности по выплате заработной платы, в том числе на индексацию долга.

Занятость и безработица.
Основные параметры проекта федерального бюджета на 2005 год предусматривают средства только на индексацию пособий по безработице с учетом прогнозируемого изменения величины прожиточного минимума.
ФНПР не может согласиться и с тем, что урезается бюджетное финансирование на:
активную политику занятости (мероприятия по содействию трудоустройству и профессиональное обучение и профориентация);
компенсацию материальных затрат в связи с направлением граждан на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости, что снизит стимулы к межрегиональной миграции населения;
предоставление безработным гражданам бесплатных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Проектом бюджета на 2005 год предусмотрено израсходовать на содействие занятости населения 27,3 млрд. руб., что составляет около 0,6 % от фонда заработной платы. Это противоречит договоренности, достигнутой между социальными партнерами в рамках РТК. До 2001 года в стране в рамках Фонда занятости действовала система страхования от безработицы, по которой работодатель выплачивал страховые взносы в размере 1,5 процента от фонда заработной платы организации. С 2001 года была введена другая система государственного страхования по безработице. При этом указанные 1,5 процента были сняты с работодателей, но на один процент был повышен подоходный налог, что, по мнению Правительства РФ, должно было обеспечить проведение политики занятости в стране. Теперь расходы на содействие занятости предлагается снизить на 40 % от фонда заработной платы.
Проектом федерального бюджета на 2005 год предусматриваются расходы на пособия по безработице и другие выплаты безработным гражданам в размере 20 млрд. руб. и на мероприятия в области занятости в размере 2,7 млрд. руб. Соотношение расходов по данным статьям 88 % к 12 % соответственно показывает, что государственная политика занятости базируется на пассивных мерах, что коренным образом противоречит курсу борьбы с бедностью и удвоения ВВП до 2010 года.
Считаем, что средств, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости, предусмотренных проектом бюджета на 2005 год, недостаточно с учетом:
- роста индекса потребительских цен ;
-прогнозируемого роста безработицы и массовых увольнений работников отдельных отраслей в связи с реструктуризацией этих отраслей и внедрение трудосберегающих технологий;
- вступления России в ВТО.
Считаем необходимым увеличить бюджетные расходы на мероприятия в области занятости на 1,2 млрд. рублей.

Финансирование жилищно-коммунальных расходов.
Состояние отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство» требует серьезных финансовых вложений и увеличения объемов бюджетных ассигнований на финансирование затрат по восстановлению инфрастуктуры ЖКХ. Федеральный бюджет практически устранился от проблемы сохранения и воспроизводства жилищного фонда, переложив эту задачу на уровень субъектов Российской Федерации. При этом не учитывается катастрофический рост ветхого и аварийного жилья (в 2,7 раза по сравнению по сравнению с 1990 годом).
Одной из первоочередных задач является реструктуризация и погашение многомиллиардных дебиторских и кредиторских задолженностей предприятий ЖКХ, потребителей услуг, бюджетов всех уровней.
Еще одним острым вопросом является достаточность средств на субсидии населению по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В стоимость оплаты жилья и коммунальных услуг предполагается включить с 2005 года плату за содержание общего имущества в многоквартирном доме и капитальный ремонт, в том числе общего имущества, что значительно увеличит расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг и соответственно может привести к росту числа нуждающихся в субсидиях.
ФНПР также считает, что в проекте бюджета - 2005 предусмотрено недостаточно средств на финансирование расходов по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, переданных в ведение местных органов самоуправления.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 17.10.2002 года № 1453-Р обязало федеральные органы исполнительной власти, государственные унитарные предприятия, казенные предприятия и государственные учреждения, имеющие на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы завершить до 31 декабря 2004 года передачу указанных объектов в муниципальную собственность.
Однако не была обеспечена синхронизация этих мероприятий с порядком и сроками выделения для этого необходимых финансовых ресурсов.
Так Минфину России поручено погасить задолженность федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации по компенсации убытков от эксплуатации переданных в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы до 31 декабря 2007 года, то есть спустя три года после передачи этих объектов муниципалитетам.
Завершение передачи этих объектов в 2004 году на условиях «отложенного финансирования» не согласуется с декларированными принципами проведения реформы разграничения полномочий, согласно которой передача функций должна быть синхронизирована с обеспечением должного финансирования – с тем, чтобы не допустить разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
ФНПР считает, что до конца 2004 года необходимо либо вернуть долги в полной мере, либо пролонгировать срок завершения передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы в муниципальную собственность до 31 декабря 2005 года, обеспечив погашение в этот же срок образовавшейся задолженности федерального бюджета перед бюджетами субъектов Российской Федерации по компенсации убытков от эксплуатации переданных муниципалитетам объектов.

Проблемы северных территорий.
В проекте бюджета на 2005 год предусматривается предоставление средств федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации только в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, без дополнительного выделения из общего объема финансовой помощи средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области.
Профсоюзы считают, что в силу географических, климатических, демографических и других особенностей районы Севера на современном этапе развиваться без государственной поддержки не могут.
В этой связи ФНПР предлагает в бюджете на 2005 год предусмотреть необходимое финансирование гарантий северянам, в соответствии с действующим законодательством, в том числе выделение в необходимых объемах финансовых средств:
на содействие гражданам, в том числе северянам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого (реализация подпрограммы «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010годы);
на содействие гражданам, в первую очередь пенсионерам и безработным, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы страны (реализация Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»);
на финансирование подпрограммы «Дети Севера» ФЦП «Дети России».

Об отчислениях денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу на основании коллективных договоров в бюджетных организациях.
Согласно статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 11.12.2002 №127н предусматривается перечисление работодателем данных средств в размерах, определенных коллективным договором, с отнесением расходов на предметную статью 111040 «Прочие текущие расходы» экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Однако в письме Минфина России от 26.01.2004 №03-01-01/12-46, направленном в Управления федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета отмечено, что Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» на предусмотрены расходы на отчисления профсоюзным органам денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
Учитывая изложенное, Минфин России рекомендовал федеральным учреждениям производить указанные отчисления профсоюзным органам за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Письмо Минфина не сняло проблему для бюджетных организаций, не имеющих средств от предпринимательской деятельности или недостаточности таких средств.
ФНПР считает, что при формировании бюджета на 2005 год, должны быть предусмотрены средства федеральным учреждениям на проведение среди работников и членов их семей культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с заключенными коллективными договорами.

Единый социальный налог и уровень социальной защиты.
Принятый закон о значительном снижении ставки ЕСН привел к внушительному росту дефицита средств социальных фондов. Возникает реальная угроза резкого обострению проблем обеспечения обязательств по выплате пенсий, финансированию медицинской помощи, социальных пособий и программ. Так, дефицит Пенсионного Фонда в 2005 году составит 190 млрд. рублей и в последующие годы будет только возрастать.
В складывающей ситуации ФНПР считает, что в бюджете 2005 года необходимо предусмотреть возмещение выпадающих доходов Пенсионного фонда, фондов обязательного медицинского и обязательного социального страхования за счет средств федерального бюджета.

28.09.2004
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English