ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Профсоюзная экспертиза

Замечания и предложения ФНПР
по проекту Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы)

О политике в области заработной платы и денежных доходов населения.

Проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу содержит важный с точки зрения решения социальных проблем раздел о развитии «человеческого» капитала и повышения качества жизни. Однако предлагаемые в нем направления действий не в полной мере отвечают комплексному решению одной из стратегических целей - повышению благосостояния населения.
В Программе не содержится развернутой и обоснованной политики в части денежных доходов населения, прописаны лишь фрагменты действий Правительства в этой области. Отсутствуют социальные индикаторы, которые высветили бы конечные уровни развития человеческого капитала и повышения качества жизни, которые намеревается достигнуть Правительство к 2008 году.
Программа декларирует фактический отказ государства от обязанности разрабатывать единую социальную политику и обеспечивать единые социальные гарантии на всей территории страны, что противоречит Конституции.
Полагаем, основой государственной политики доходов населения могла бы стать система государственных минимальных социальных стандартов, характеризующих уровень жизни населения.
Необходимо включить в Программу разработку и введение в действие системы государственных минимальных социальных стандартов, а также механизма, обеспечивающего распределение ответственности за гарантированное обеспечение их минимального уровня между государством и бизнесом. По мнению профсоюзов, путь снижения минимальных социальных стандартов крайне отрицательно сказывается на экономике и общей атмосфере в обществе.
В Программе задача сокращения масштабов бедности рассматривается в увязке с экономическим ростом, макроэкономической стабильностью, развитием социальной помощи. Более детальное рассмотрение этих факторов, не позволяет их считать надежным фундаментом для повышения уровня жизни низкодоходной части населения.
Статистические данные за период 2000-2004 гг. свидетельствуют о росте ВВП и средней заработной платы. Однако экономический рост приводит к различным результатам для разных категорий работников, что не приводит к сокращению дифференциации и уменьшению бедности среди работающих. Сегодня в России увеличение ВВП на 1 рубль вызывает рост доходов у 20% «верхних» на 3 рубля, а у 20% «нижних» лишь на 15 копеек.
Подъем минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного человека не рассматривается Правительством как один из основных факторов, позволяющих реально сократить бедность в стране.
Подъем нижней границы в оплате труда так и не превысил 20% прожиточного минимума работающего человека. Это предполагает крайне низкие параметры заработных плат для ¼ доли занятых, а также их совокупных доходов даже с учетом социальной помощи на основе преднамеренно «замороженной» и не отражающей в полной мере реальной структуры расходов и норм потребления потребительской корзины. Методология ее формирования не соответствует изменениям структуры денежных расходов населения (монетизация все социальных услуг) и не учитывает необходимость изменения сложной демографической ситуации.
Программа не решает эту проблему, декларируя «последовательное повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума» без указания сроков их сближения даже в среднесрочной перспективе до 2008 года. При этом методологию определения величины прожиточного минимума предлагается оставить на уровне 1993 года до тех пор, «пока положительная динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов бедности». Это означает отказ Правительства от пересмотра потребительской корзины, которая имеет право на существование только краткосрочный период, и продолжение ее блокирования, а значит и искажение самого ориентира параметров бедности и числа бедных.
Экономический рост в настоящее время в основном увязан с развитием экспортоориентированных сырьевых отраслей. В Программе не предлагается эффективных механизмов распределения результатов экономического роста как в целях формирования рациональной структуры экономики, так и обеспечения сохранения человеческого потенциала страны и сокращения социального неравенства.
Категория макроэкономической стабильности низведена до уровня денежной и финансовой стабилизации без учета других не менее значимых факторов, включая социальные и политические риски. Программа вновь игнорирует принципиально важные вопросы макроэкономического масштаба: дифференциацию доходов населения и «теневой бизнес».
Программа не предлагает действенных мер по сокращению масштабов теневой экономики и теневого рынка труда.
Высокая дифференциация доходов, как представляется, является одной из центральных проблем экономики и требует поиска дополнительных регулятивных механизмов в среднесрочной перспективе.
Программой отмечено, что «современные экономические проблемы России не могут быть решены при помощи чисто экономических инструментов и институтов. Ключевое значение для их решения приобретают реформы, выходящие за рамки экономической сферы», то есть распределение результатов экономического развития и дальше - перераспределение ресурсов в самой социальной сфере.
В Программе не рассматриваются и возможности совершенствования налогового законодательтсва в части сокращения дифференциации доходов населения и, главное, сокращения бедности. Заявлено, что «плоская шкала подоходного налога в среднесрочной перспективе будет сохранена». Это противоречит общепринятым нормам мировой практики. Во многих странах низко доходные категории граждан совсем не платят налоги; напротив, доходы граждан, превышающие определенные суммы, облагаются налогом по повышенной ставке, достигающей 50%. Профсоюзы настаивают на отмене налогов с доходов, не превышающих прожиточный минимум, и введении многоступенчатой налоговой шкалы.
Завершение работы над Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно правительственной программы, касается регулирования некоторых имущественных налогов. Считаем, что имущественные налоги, точно так же, как налог на доходы физических лиц, должны иметь многоступенчатую шкалу налоговых ставок, что отвечает понятию социальной справедливости.
Правительство снизило ставку ЕСН до 26,5% с 2005 года, но без решения вопроса о механизме и размерах компенсации доходов внебюджетных страховых фондов. Ставка ЕСН могла быть снижена только при условии существенного увеличения налогооблагаемой базы –заработной платы.
Программой предлагается проведение реформ в сферах, предоставляющих базовые услуги (здравоохранении, образовании), и предполагающих «монетизацию» этих услуг. Это противоречит международным нормам, содержащихся в документах, ратифицированных Россией. Они устанавливают обратный переход – от абсолютной платности к бесплатному предоставлению данных услуг.
Программа предполагает переход на оплату услуг здравоохранения и образования за счет индивидуальных денежных доходов населения, не предлагая серьезных подходов к повышению доходов. Под понятие «сокращение нерыночного сектора» в Программе подводится необходимость исключения выплат населению, которые называются льготами и удешевленными услугами, на самом же деле составляющие структуру доходов населения и в определенной степени компенсирующие низкий уровень заработной платы и пенсий. В таком случае опережающим порядком должны расти заработные платы и пенсии. Реформы образования и здравоохранения должны быть ориентированы прежде всего на обеспечение качественных и доступных услуг населению в соответствии с требованиями Конституции, экономики, настоящего уровня цивилизации.
Помимо того, что предлагаемые в Программе меры не позволят в рассматриваемом периоде провести реформы в области образования, здравоохранения и ЖКХ без социальных и политических потерь, эти преобразования провоцируют усиление дифференциации заработной платы и доходов по регионам, создают условия для роста числа безработных. Реструктуризация бюджетной сферы в условиях действия закона 122-ФЗ неизбежно приведет к рассогласованности и раздробленности правовых механизмов по регионам как по стандартам услуг, квалификационным требованиям к работникам, так и системам оплаты труда, нарушая принцип «равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия», содержащийся в международных документах, ратифицированных Россией.
Доступ к платным услугам будет ограничиваться емкостью бюджетов домохозяйств. Учитывая, что большая часть населения проживает на уровне, близком к порогу бедности, спрос на них представляется недостаточным для эффективности планируемых преобразований. Сокращение доступа к качественным услугам в области образования, медицины делает проблематичным, кроме всего прочего, обеспечение экономики надлежащей рабочей силой.
Законодательно решена проблема обеспечения семейного душевого дохода до порога бедности (федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). Однако реально он не исполняется нигде на территории России, о чем свидетельствует наличие семейных душевых доходов ниже прожиточного минимума во всех регионах России.
Кроме того, занижение реальной стоимости «потребительской корзины», не учитывающей коммерциализацию социальных услуг в сфере здравоохранения и образования, а также переход на полную оплату жилищно-коммунальных услуг, замораживает ситуацию с бедностью в стране.
В целях однозначного понимания порога бедности необходимо дать законодательно ее определение, соответствующее международным стандартам.
В настоящее время принято считать бедными тех, чьи денежные доходы ниже прожиточного минимума (т.н. «физиологического выживания»), предполагая, что этот минимум и является порогом бедности в России.
Однако еще в 1992 году Указом Президента РФ №210 было рекомендовано создание целой системы минимальных потребительских бюджетов, призванных обеспечить поддержание активного физического состояния взрослого населения, а также для использования их в качестве критерия малообеспеченности семей, дающего им право на социальные пособия.
В условиях жесточайшего кризиса экономики тех лет рекомендовалось в ближайшие 1,5-2 года для определения прожиточного минимума исходить из физиологического минимума набора продуктов питания, а потребность в непродовольственных товарах и услугах определять в процентном соотношении со стоимостью затрат на питание. Этот подход просуществовал до 1999 года (7 лет) и сыграл негативную роль, позволяя устанавливать заниженную цену рабочей силы. До сегодняшнего дня и в перспективе до 2008 года Правительством не планируется определение системы потребительских бюджетов различного уровня (прожиточный минимум, социальный минимум, рациональный уровень), в соответствии с вышеупомянутым Указом, в качестве концептуальных ориентиров в политике доходов населения и, прежде всего, заработной платы.
Повышение заработной платы, обеспечивающей достойный уровень жизни для работника и его семьи, доступность и качество услуг отраслей социальной сферы в условиях рыночной экономики – более эффективный метод борьбы с бедностью в новых рыночных условиях, чем использование института социальной помощи в условиях, когда 1/3 населения находится под чертой бедности.
Предлагаемая Программа не содержит основополагающего элемента повышения уровня жизни населения – политики в области заработной платы.
Сегодня и в ближайшей перспективе в России заработная плата остается основным источником доходов для большинства населения. В Программе подчеркивается что «работающие граждане составляют 50% от общей численности бедного населения», а их «высокое представительство определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда».
По данным Росстата за 2004 год лишь 25,7% населения получают заработную плату на уровне средней (7000) и выше. Но сам уровень средней заработной платы составляет лишь 2,7 прожиточных минимума.
Рост экономики без целенаправленной политики в области заработной платы не приведет к ликвидации бедности.
Особого внимания требуют вопросы регулирования заработной платы работников социальных отраслей бюджетной сферы и агропромышленного комплекса.
Намеченное в Программе увеличение оплаты труда бюджетников в среднесрочной перспективе на 40%, только компенсирует инфляционные потери в 2005-2008 гг. и не обеспечивает эффективного соотношения заработной платы работников отраслей бюджетной сферы и в промышленности, и, более того, не обеспечивает наполнение этих отраслей квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями современной экономики.
Вызывает сомнение в рациональности предложенный механизм реформирования бюджетных отраслей, потому что предполагается провести эти реформы за счет ресурсов самой бюджетной сферы.
Практически Правительство устранилось от решения такой задачи, как формирование среднего класса, сохраняя тем самым структуру общества крайне неустойчивой. Предполагается, что 40-50% населения должны составлять этот слой. Квалифицированные наемные работники должны занять в этом слое свое место. Сегодня Правительство не оказывает ни малейшего воздействия на формирование оценки квалифицированного труда, сохранение этих кадров.
О социально ориентированной бюджетной политике.
В Программе отмечается, что кризис социального сектора проявляется в наиболее явной форме, при этом в перечне приоритетов социально-экономического развития нет упоминания о проведении социально направленной бюджетной политики.
Говоря об экономическом развитии России, не следует забывать, что наблюдается ухудшение параметров социальной среды, несмотря на отмечаемый статистикой рост реальных доходов населения. Прежде всего, это выражается в неудовлетворительном качестве и недостаточной доступности большинства значимых социальных услуг. Кроме того, продолжается деградация социальной инфраструктуры: состояния жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, коммуникаций.
Социальная составляющая федерального и консолидированного бюджетов не может быть оценена положительно, так как не решены многие, требующие своего безотлагательного решения, задачи: резкое сокращение масштабов бедности, повышение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, существенное повышение заработной платы работникам бюджетных отраслей, ликвидация бюджетного долга по заработной плате работникам социальных отраслей бюджетной сферы, регулирование рынка труда и профессиональная подготовка кадров, достаточные социальные выплаты и трансферты для регионов, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ.
У профсоюзов вызывает серьезные опасения тенденция сокращения социальных расходов, уровня социальной защищенности населения, без адекватных предложений по повышению заработной платы и пенсий.
Политика поддержки экономического роста и выполнения социальных обязательств государства требует существенного повышения расходов бюджета на эти цели.
Как записано в проекте Программы, «в целях адекватного ответа на стоящие перед страной вызовы» необходимо включить в перечень приоритетов социально-экономического развития усиление социальной направленности бюджетной политики.
Профсоюзы заинтересованы в развитии эффективной структуры экономики, обеспечивающей внутренние рынки и создающей рабочие места для высококвалифицированных кадров.
Считаем, что одной из главных задач бюджетного планирования ближайших лет должно стать интенсивное развитие производительных сил с целью решения наиважнейшей проблемы - создания новых рабочих мест. Учитывая многочисленные демографические проблемы, настало время реализации общенациональной программы развития производительных сил с целью создания новых рабочих мест в России.
О развитии рынка труда и политике занятости.
В качестве приоритета развития рынка труда в Программе ставится задача развития гибкого рынка труда и создание условий для возникновения эффективных рабочих мест.
Авторы проекта программы, рассматривая вопросы развития рынка труда в качестве одной из причин, препятствующих естественному и оперативному изменению структуры занятости на отдельных предприятиях и между отраслями определили законодательные ограничения, связанные с развитием социального партнерства.
Из данного посыла можно сделать вывод, что действующее законодательство, в том числе и Трудовой кодекс Российской Федерации, определивший систему взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, является тормозом на пути развития рыночных отношений, препятствуют оперативному изменению структуры занятости на предприятиях. Требуется еще больше либерализовать вопросы найма и снять какие-либо ограничения на увольнения работников, использования рабочего времени, сократить влияние и возможности профсоюзов. Видимо только в этом случае, по мнению разработчиков, появится возможность повысить гибкость использования рабочей силы и создавать новые рабочие места.
Данное утверждение, по нашему мнению, является, мягко говоря, некорректным. Основополагающими принципами социального партнерства являются равноправие, уважение и учет мнения сторон, их заинтересованность в договорных отношениях. Однако одна из сторон, а именно правительственная, в одностороннем порядке, проигнорировав имевшиеся договоренности, отказалась от федеральной программы содействия занятости, инициировала ликвидацию фонда занятости.
Сегодня рынок труда представляет собой крайне не отрегулированный механизм. Согласно обследованию Росстата в 2004 году численность работников по найму на определенный срок и имеющих случайную работу составило около 7 млн. человек, что почти вдвое превышает данные 2001 года. С 4,5 млн. человек до 6 млн. человек, выросла численность работающих не по найму, без всяких гарантий получить оплату труда, социальную страховку, отпуск и т.п. В то же время 4,8 млн. человек были заняты частично и работали не более 30 часов в неделю. Около четверти занятых трудились на рабочих местах, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
Такая политика многих работодателей генерирует бедность в стране, где 30 миллионов работников получают заработную плату ниже прожиточного минимума.
Гибкость рынка труда заключается не только в свободе увольнения, а в создании возможностей быстрой переквалификации и трудоустройства работника.
Создание условий для возникновения эффективных рабочих мест в Программе продекларировано, но не подкреплено конкретными направлениями работы. Считали бы необходимым введение в действие государственного планирования по созданию новых рабочих мест с достойной оплатой труда. Такую политику проводит МОТ. Во многих развитых странах планирование и учет по этому показателю проводится давно
На 1 декабря 2004 года численность зарегистрированных безработных возросла на 17 % по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В основном, это связано с реструктуризацией в металлургическом и топливно-энергетическом комплексах, на железнодорожном транспорте, в связи, а также в бюджетной сфере.
Программа предусматривает, что в результате сокращения нерыночного сектора может быть высвобождено 8-9 млн. человек в течение 4-5 лет.
Вызывает тревогу закрытие производств, запустение малых городов и поселков, а также широкомасштабные увольнения в северных территориях страны, где проживает 8 % всех россиян и приходится четверть всех безработных в стране. За годы реформ в стране опустело 13 тысяч населенных пунктов.
Каких либо направлений их трудоустройства не предполагается.
Считали бы необходимым предусмотреть подготовку целевой федеральной программы по содействию занятости работников, связанную с программой заселения территории России, о которой вообще не упоминается в последние годы, в то время как нарастает проблема перенаселения крупных городов.
В Программе отсутствует указание на деятельность Правительства по легализации трудовых отношений, что искажает реальную ситуацию на рынке труда. Не менее искажается реальная ситуация тем фактом, что занятыми квалифицируются работники, работающие полный рабочий бюджет времени и получающие заработную плату ниже уровня выживаемости. Пора определиться с понятием «рабочее место» с точки зрения его организации.
Миграционная политика. В настоящее время в стране отсутствует механизм управления миграционным процессом. Проблемы территориальной мобильности рабочей силы обусловлены отсутствием нормативной правовой базы, определяющей условия и правила трудовых переселений граждан и их семей. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена компенсация материальных затрат в связи с направлением граждан на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости, но деньги на это в федеральном бюджете последних лет не предусматриваются. До сих пор не работает федеральный банк свободных рабочих мест и вакантных должностей. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на 2005-2008 годы требуется предусмотреть разработку направлений (мер), которые бы реально повысили возможности населения по трудовой межрегиональной миграции, для чего потребуется:
- определение направлений основных миграционных потоков;
- выявление ограничений, создаваемых на федеральном, региональном и местном уровнях власти, препятствующих свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов;
- устранение ограничений, препятствующих эффективному размещению трудовых ресурсов;
снятие административных ограничений для перемещения рабочей силы за рабочим местом внутри страны;
- создание эффективного механизма информирования населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации;
- формирование экономических условий, содействующих свободному переливу рабочей силы;
- развитие экономических механизмов, обеспечивающих доступность найма и приобретения жилья.
Представляется преждевременным отказ от системы квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности без установления эффективного механизма устранения нелегальной миграции и нелегального использования иностранной рабочей силы. Законодательное введение системы консультаций (согласования) на двух-, трехсторонней основе по использованию иностранной рабочей силы на российских предприятиях позволит значительно сократить нелегальный рынок иностранной рабочей силы..
О профессиональном образовании. Программа признает, что система профессионального образования (НПО) менее чем наполовину соответствует структуре потребностей рынка труда. В стране растет дефицит квалифицированных работников по многим рабочим специальностям. Сегодня по большинству рабочих профессий спрос превышает предложения в десятки и сотни раз.
У профсоюзов нет полной уверенности, что с помощью предложенных в Программе мер удастся обеспечить решение этой проблемы. Планируется привести структуру и содержание профессионального образования в соответствие с перспективными потребностями рынка труда, в то же время непонятно как будут оцениваться потребности и какова роль государства и бизнеса в решении этой задачи. Ликвидируется государственная система профессионального образования, насколько эффективно будет работать новая система финансирования – непонятно.
В Программе важно наметить взаимодействие учреждений НПО со службами занятости, где аккумулируются заявки на вакантные рабочие места от работодателей, заинтересованных в обновлении персонала и подготовке смены с учетом возрастного выбытия опытных рабочих массовых профессий. В 2001 году отменено страхование на случай безработицы. В Программе необходимо предусмотреть возврат к страховой системе поддержки на случай безработицы.
В Программе не намечены меры по развитию профориентации и повышению престижа рабочих профессий. Социальный статус рабочего теряет мотивационные предпочтения. Обращается внимание на подготовку детей 5-6 лет, а как развивать образование для старших школьников и подростков в Программе не предусмотрено. Нужно, чтобы учебные программы и пособия, а также учебно-воспитательный процесс в целом в общеобразовательных учреждениях получили бы профориентационную направленность. Требуется восстановить находящиеся в бедственном положении сохранившиеся межшкольные учебно-производственные комбинаты учебно-производственного обучения и профессиональной ориентации, а также школьные кабинеты и уголки профориентации, как самые массовые и доступные формы организации профориентационной работы в системе образования.
Учитывая, что система профобразования должна готовить конкурентоспособных специалистов как внутри страны, так и за ее пределами, необходимо предусмотреть разработку механизма нострификации документов о начальном и среднем профессиональном образовании.
В Программе предлагается перейти к модульно-кредитному принципу построения программ непрерывного профессионального образования, предполагающего большую гибкость системы образования, ее ориентированность на индивидуальные потребности обучающегося и запросы рынка труда. Берется направление на подготовку специалистов и работников по крайне ограниченной программе за счет обучаемого. Если гражданин окажется безработным, то придется ему снова платить за освоение другой ограниченной программы. Профсоюзы не могут согласиться с таким подходом к профессиональному образованию, учитывая и то, что в связи с низкой оплатой труда в стране, большинство граждан не смогут воспользоваться этим принципом.
В Программе отмечается, что в современной экономике условия труда становятся существенным фактором, влияющим на качество занятости и конкурентоспособность продукции отечественных производителей.
Для создания условий экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды, о чем крайне тезисно говорится в Программе, предлагаем сосредоточить усилия на следующих шагах:
- введение прямых льгот в форме вычетов затрат капитального характера, направленных на улучшение охраны труда;
- предоставление льготных кредитов (беспроцентных или с низким процентом) Российским банком реконструкции и его местными отделениями работодателям на целевое их использование для улучшения условий и охраны труда;
- предоставление в необходимых случаях субвенций отдельным работодателям на целевое их использование для улучшения условий и охраны труда;
- «удорожание» некоторых льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за работу в неблагоприятных условиях труда;
- совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части
дифференциация страховых тарифов в зависимости от степени профессиональных рисков и его последствий;
совершенствование системы скидок и надбавок к страховому тарифу в зависимости от изменений уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, условий и охраны труда;
создание системы превентивных мероприятий, направленных на уменьшение профессионального риска и снижения рабочих мест с вредными и опасными условиями труда;
формирование системы финансовых резервов, которые могли бы направляться для инвестирования мероприятий по улучшению производственной среды.
О формировании рынка доступного жилья.
В самой постановке вопроса произошел подмен задачи обеспечения достойным жильем на «доступное» жилье.
Программа предусматривает "четкое определение групп, перед которыми общество несет определенные обязательства в части удовлетворения их жилищных потребностей», и говорит о преодолении «иждивенческих настроений у значительной части общества", в то время как, начиная с 1992 года, граждане России потеряли значительную часть трудовых накоплений, а существующий уровень заработной платы 80% очередников не позволит самостоятельно решить проблему приобретения жилья.
Доступность жилья в решающей степени зависит от его стоимости на рынке. Ранее Правительство (в своей предыдущей среднесрочной Программе) стремилось достигнуть стоимости 1 кв. метра общей площади не более 2-х месячного среднего денежного душевого дохода на душу населения. Сегодня этот показатель забыт.
Программа не предусматривает мероприятия по значительному снижению себестоимости строительства социального жилья, применению новых технологий и материалов, в том числе использованию местных строительных материалов и размещению проектов отечественных проектировщиков. Реально приобретение, строительство и найм жилья доступно ограниченному кругу домохозяйств.
Государство практически не участвует в развитии рынка жилья посредством строительства жилья под аренду (кроме социального).
Проблемой является обеспечение доступности ипотечных кредитов. Большинство работающего населения по своим доходам не относится к категории граждан, которые могут воспользоваться ипотекой в предлагаемых условиях. Несмотря на значительный (двукратный) рост объемов ипотечного кредитования в 2003 году, жилье в кредит покупает 5 процентов населения Российской Федерации.
Помимо проблемы роста доходов населения, задача увеличения объемов финансовых ресурсов банков на ипотечное жилищное кредитование по-прежнему стоит весьма остро.
Ипотека, кроме всего прочего, не только не решает проблему обеспечения всех нуждающихся доступным жильем, но и в определенных случаях делает опасным само участие населения в ипотеке, поскольку законодательно установлена возможность отнесения взыскания финансовых средств за неуплату кредита на имущество плательщика. Проблема жилья может превратиться в проблему бездомности.
Задачи сохранности жилищного фонда, наращивания объёмов капитального ремонта и реконструкции жилья становятся первостепенными. Доля аварийного и ветхого жилья увеличилась за десятилетие в 1,5 раза. Сегодня в России в неблагоустроенных квартирах проживает около 40 млн. человек. Более 2,5 млн. человек (около 2% населения России) проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде. Более 290 млн. кв. м. жилья (11% всего жилищного фонда) нуждается в неотложном капитальном ремонте. А объёмы капитального ремонта жилья ежегодно сокращаются. Происходит постоянное уменьшение жилищного фонда из-за перехода жилья в состояние "ветхое и аварийное" (износ более 70 процентов). Темпы его физического выбытия в последние два года составляют почти 2/3 от ежегодного объема вводимого жилья.
Вызывает сомнение эффективность мероприятий по совершенствованию работы жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Программой. Государство стремится как можно скорее уйти из сферы ЖКХ, полностью освободить себя от ответственности за восстановление жилого фонда и систем жизнеобеспечения. Попытки решить проблему оздоровления отрасли за счёт увеличения доли участия населения в оплате услуг ЖКХ не оправдались. Только за последние 4 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения возросли более чем в 4 раза, однако снижения убыточности отрасли не произошло, причем доля убыточных организаций ЖКХ составляет порядка 70%. Повышение тарифов на услуги ЖКХ превратилось в способ перекачки средств населения в доходы естественных монополий. При этом до сих пор отсутствует гарантированный исчерпывающий перечень стандартов (услуг) ЖКХ.
Предлагаемые в Программе меры не решают главной задачи–создание рынка доступного жилья, поскольку ни сегодня, ни в ближайшие несколько лет массового платежеспособного покупателя рынок жилья не получит. Отсутствие доступа к жилью – один из важнейших показателей бедности, которая по странной инерции сегодня оценивается по уровню денежных доходов в размере прожиточного минимума.
Не получит реальных достаточных финансовых ресурсов и система жилищно-коммунальных услуг, требующая серьезных финансовых вложений. Эти проблемы реально могут быть решены:
во-первых, только при серьезном увеличении доходов населения и, прежде всего, заработной платы. Следовательно, программа развития рынка жилья к 2008 году должна быть увязана с государственной политикой роста заработной платы и других доходов населения;
во-вторых, при условии активного участия государственных и муниципальных органов в жилищном строительстве и регулировании рынка жилья.
О региональных аспектах политики социально-экономического развития.
В Программе не отражены особенности государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов России, учитывающей роль и специфику Севера для страны в целом.
По нашему мнению, необходимо разработать предложения по совершенствованию государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов России с целью ориентации ее на модернизацию и диверсификацию структуры экономики северных территорий, дальнейшее развитие инфраструктуры.
Считаем, что в Программе и плане действий Правительства по ее реализации должны быть предусмотрены:
- разработка нормативно-правовых актов, определяющих механизм реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ; возможность применения районного коэффициента к денежным выплатам, заменяющим натуральные льготы, гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- разработка методики расчета районных коэффициентов; установление размера районного коэффициента к заработной плате, пособиям, стипендиям и компенсациям и порядок его применения для районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностям; установление размера процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрев ее выплату гражданам в возрасте до 30 лет в полном размере с первого дня работы в указанных районах и местностях с целью закрепления на Севере страны молодых квалифицированных кадров;
- разработка и реализация мероприятий по усилению государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов для преодоления негативных демографических тенденций на северных территориях. Придать мероприятиям по реализации Федерального закона от 25.10.2002г. №125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" статус отдельной Федеральной программы и провести их финансирование в соответствии с реальными потребностями регионов;
- подготовка предложений по развитию программ содействия занятости работников, высвобождаемых в связи с реструктуризацией градообразующих предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В целях дальнейшего развития вахтового метода работы и решения проблемы занятости трудоспособного населения на Севере страны требуется внести изменения в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывать время междувахтового отдыха работников, проживающих на территориях, также относящихся к указанным районам и местностям;
- осуществление комплекса мер, направленных на восстановление объемов разведанных запасов полезных ископаемых, способных обеспечить достаточную их добычу на длительную перспективу;
- разработка мероприятий по обеспечению граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях доступными и качественными образовательными, транспортными, культурными, медицинскими и другим социальными услугами.
О реформировании отраслей естественных монополий.
В Программе ставится задача уменьшения государственного регулирования в целях развития конкуренции в отдельных инфраструктурных отраслях: электроэнергетике, железнодорожном транспорте, связи, ЖКХ. Декларируется, что «дальнейшее сокращение нерыночного сектора представляет собой доведение до разумного завершения либерализации экономики, начатой в 1992 году и незаконченной из-за опасений социальных конфликтов». Считаем, что дальнейшее продвижение структурных реформ и направления реформирования основных отраслей естественных монополий, представляющих большую часть нерыночного сектора, невозможны без серьезного анализа и просчета возможных социальных последствий этих преобразований.
Программа декларирует необходимость развития механизмов независимой общественной экспертизы и государственно-общественных консультаций на ранних стадиях подготовки и принятия решений. Считаем, что в сфере регулирующей деятельности государства в отношении отраслей естественных монополий следует проводить консультации и общественную экспертизу возможных социальных последствий реформ в отраслях естественных монополий, в том числе с участием социальных партнеров (объединений профсоюзов, работодателей).
О реформировании технического регулирования.
Программа декларирует сокращение обязательной сертификации продукции до минимального уровня. Считаем, что сокращение избыточности обязательной сертификации продукции должно осуществляться путем ее замены декларированием соответствия крайне осторожно и продуманно, с учетом степени риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных, растений.
Программа также предусматривает развитие рыночных отношений при выполнении работ по обеспечению единства измерений и сокращение государственного регулирования в данной сфере.
Хотелось бы подчеркнуть, что обеспечение единства измерений (ОЕИ), являясь важнейшей функцией государства и основой технического регулирования, не может базироваться только на рыночных отношениях. Об этом свидетельствует практика всех зарубежных страны, в том числе с развитой системой рыночных отношений. Соотношение между сферами государственного и негосударственного регулирования в области ОЕИ зависит от уровня развития экономики: при низком уровне государство осуществляет регулирование в больших объемах, с развитием рыночных отношений, созданием добросовестной конкурентной среды сфера негосударственного регулирования ОЕИ постепенно расширяется, но никогда не распространяется на области, связанные с безопасностью, обороной, здравоохранением и другими областями, которые во всем мировом сообществе относятся к сферам государственного регулирования.
Программа отмечает необходимость «создания условий для признания на международном уровне национальных эталонов и результатов измерений с целью вступления России в ВТО». Безусловно, поддерживая включение данной позиции в проект «Программы», считаем необходимым обратить внимание на то, что создание условий для развития эталонной базы страны, международного признания государственных эталонов Российской Федерации должно базироваться, прежде всего, на мерах государственной поддержки, включая бюджетное финансирование работ по поддержанию и совершенствованию эталонов, а также налоговые и иные льготы.
Задача формирования системы национальных стандартов, соответствующих требованиям технических регламентов и новейшим достижениям науки и технологии должна предусматривать необходимость гармонизации с международными и региональными стандартами, соблюдение требований технических регламентов, обеспечивающих безопасность и конкурентоспособность продукции и услуг, рациональное использование природных ресурсов, техническую и информационную совместимость.
Одной из приоритетных задач, требующих решения при реформировании системы обеспечения единства измерений, в Программе определено «развитие рынка поверочных и калибровочных работ». Считаем, что эту задачу целесообразно изложить в редакции: «развитие рынка калибровочных работ».
Государственный метрологический контроль в виде испытаний средств измерений (СИ) и их поверки не может быть предметом рыночных отношений. Испытания и поверка СИ должны осуществляться в основном государственными организациями, и в исключительных случаях – организациями других форм собственности, но при обязательном контроле со стороны государства.
О системе обязательного социального страхования.
Программа не корреспондируется с задачами и обязательствами, установленными Генеральным соглашением на 2005-2007 годы, предусматривающими в целях создания условий для социальной защиты работающих граждан необходимость разработки концепции реформирования системы обязательного социального страхования с обеспечением в ходе ее реформирования законодательного утверждения страховых принципов, определения механизма установления экономически обоснованных, на основе актуарных расчетов, страховых тарифов, сохранения (повышения) уровня замещения заработной платы застрахованных в нормативах страхового обеспечения и их приближения к рекомендуемым международным нормам.
Для реализации указанных задач создана специальная рабочая группа при Координаторе Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений А.Д.Жукове.
По нашему мнению, в отличие от действующей неэффективной распределительной системы социального обеспечения, базирующейся на налоговом механизме формирования средств (ЕСН) и реализующей социальные обязательства в зависимости от бюджетных возможностей, институт обязательного социального страхования, являясь саморегулируемой системой, в большей степени соответствует рыночной экономике и обеспечивает наемному работнику адресную социальную защиту.
С учетом изложенного, а также того обстоятельства, что работающие граждане составляют около 50 % общей численности бедного населения, необходимо включить в Программу решение задач по восстановлению и развитию института обязательного социального страхования с определением этапов этой работы и разработки необходимых нормативных правовых актов, в целях формирования экономических институтов, способствующих повышению темпов экономического развития, создания условий и стимулов для развития человеческого капитала.
Об индикаторах реализации Программы.
Предлагаемые в Программе мероприятия в области социально-экономической политики не рассматриваются с точки зрения социальных последствий предлагаемых преобразований. Отсутствуют социальные индикаторы развития на период до 2008 года и их количественные параметры.
Правительство не демонстрирует, каких же результатов социального характера оно намерено добиваться по годам и к концу рассматриваемого периода. Либо задачи очень скромные, либо разработчики сами не уверены в эффективности тех механизмов, которые предлагаются в Программе. Считаем, что Программа должна содержать показатели социальных результатов экономического роста на среднесрочную перспективу.

Выводы и предложения.
На основании изложенного ФНПР считает, что разработанный Правительством Российской Федерации проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы) не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к программным документам, и требует серьезной доработки. В сфере социального развития лишь декларируется, но детально не прописаны пути решения задачи повышения качества жизни населения и развития человеческого капитала.
При доработке проекта Программы предлагаем:
1. Сформировать раздел о политике доходов населения, в том числе заработной платы, в составе которого предусмотреть:
разработку и введение в действие системы государственных минимальных социальных стандартов;
меры, обеспечивающие значительное повышение уровня реальной заработной платы работников, особенно социальных отраслей бюджетной сферы;
этапы повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума;
решение задачи по актуализации потребительской корзины;
меры, направленные на совершенствование методов распределения результатов экономического развития с помощью налоговой и бюджетной системы. Предусмотреть, в рамках завершения работы над Налоговым кодексом, введение многоступенчатой шкалы налоговых ставок на имущественные налоги и отмену плоской шкалы налога на доходы физических лиц.
2. Предусмотреть в Программе усиление социальной направленности бюджетной политики в части направления ресурсов:
на повышение доступности и качества услуг социальных отраслей бюджетной сферы: образования, здравоохранения, культуры. Зафиксировать в Программе объем финансирования отраслей (долю затрат на образование, здравоохранение, культуру в процентах к ВВП), который планируется достигнуть в 2005 - 2008 гг.;
на обеспечение реализации законодательной нормы об обеспечении среднедушевого дохода семей не ниже прожиточного минимума;
на повышение эффективности мер по содействию занятости и социальной защите безработных.
3. Включить в Программу разработку целостной демографической программы, частью которой станет миграционная политика.
4. Конкретизировать и расширить перечень мер, направленных на улучшение условий труда как фактора, влияющего на качество человеческого капитала, качество занятости, конкурентоспособность продукции отечественных производителей.
5. В разделе о формировании рынка доступного жилья отразить:
увязку предлагаемых мер по обеспечению граждан доступным жильем с государственной политикой роста заработной платы и денежных доходов населения;
активное участие государственных и муниципальных органов в жилищном строительстве и регулировании рынка жилья.
6. Отразить государственные подходы к решению северных проблем, разработать предложения по совершенствованию государственной политики в области социально-экономического развития северных регионов России.
7.Предусмотреть проведение консультаций и общественную экспертизу (в том числе, с участием социальных партнеров) возможных социальных последствий реформ при сокращении нерыночного сектора:
в бюджетных отраслях (здравоохранение, образование);
в отраслях естественных монополий.
8. Предусмотреть постепенный переход на рыночные отношения при сохранении государственной поддержки, включая бюджетное финансирование, работ в области технического регулирования.
9. Включить в Программу решение задачи по восстановлению и развитию системы обязательного социального страхования с определением этапов этой работы и разработки необходимых нормативных правовых актов.
10. Доработать вопрос о социальных индикаторах реализации программы на период до 2008 года и их количественных характеристиках, демонстрирующих намерения Правительства о планируемых основных результатах социально-экономического развития, особо конкретизировав намерения по сокращению бедности, в том числе среди работающего населения. Установить параметры ежегодного увеличения доли фонда оплаты труда в ВВП.
11. Предусмотреть в Программе реализацию положений Генерального соглашения на 2005-2007 годы.

21.02.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English