ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
ФНПР о занятости населения

Информационно-аналитическая записка по проблемам занятости
(итоги I квартала 2005 г.)

По данным Росстата, численность занятого населения стабилизировалась на отметке 67,1 млн. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В феврале 2005 года на них работало 38,3 млн. чел., или 58,2 % общей численности занятых. По сравнению с февралем 2004 года численность занятых снизилась на 0,5 млн. чел.
В январе 2005 года по сравнению с январем 2004 года наибольшее снижение замещенных рабочих мест составило (по видам экономической деятельности): швейное и текстильное производство – на 12,5 %, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 12,4 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 11,2 %, рыболовство, рыбоводство – 8,4 %, добыча полезных ископаемых – 4,5 %, производство пищевых продуктов – 4,2 %, образование – на 2,8 % и т.д. Наибольшее увеличение замещенных рабочих мест за данный период: государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – на 18,2 %, оптовая торговля – 10,2 %, розничная торговля – 7,6 %, финансовая деятельность – на 5,9 % и т.д.
Безработица
Общая численность безработных увеличилась с 5,1 млн. человек до 5,8 млн. чел. или с 6,9 % до 7,9 % от экономически активного населения.
Численность регистрируемых безработных увеличилась с начала 2005 с 1,84 млн. чел. до 2,0 млн. чел. или с 2,4 % до 2,6 % от общей численности экономически активного населения.
Заявленная работодателями потребность в работниках снизилась с начала 2005 года с 850,0 тыс. чел. до 777,0 тыс. чел. Работодатели в больших объемах используют труд без оформления трудовых отношений, с сокращенными рабочим днем, неделей, месяцем. Согласно обследованию Росстата по проблемам занятости населения численность работников по найму на определенный срок и имеющих случайную работу составило около 7 млн. человек, что почти вдвое превышает данные 2001 года, 4,8 млн. человек были заняты частично и работали не более 30 часов в неделю. Эти категории работников находятся в полной зависимости от работодателя и заняты работой без трудового договора, не имея гарантий получить вовремя оплату труда, социальную страховку, отпуск и т.п. На предприятиях с работой постоянного характера работодатели устанавливают поквартальные графики работы, снижая до 11-15 число рабочих дней в месяц.
Ширятся масштабы принудительного труда, к которому относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере. Если на 1 января 2005 года суммарная задолженность по заработной плате по средним и крупным предприятиям страны была в размере 11,9 млрд.рублей, то на 1 марта она увеличилась на 21 % и превысила 15 млрд. рублей. По официальным данным задолженность имели 2,4 млн. человек. Почти половина из них труженики села, каждый третий – работник промышленности, каждый шестой – представитель социальной сферы.
Более 22 % занятых трудились на рабочих местах, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам.
Профессиональное образование и обучение
Система начального и среднего профессионального образования, особенно по подготовке рабочих профессий, находится в критическом состоянии из-за нерешенности финансовых проблем, а также из-за отсутствия достоверной информации о потребностях экономики в кадрах в профессиональном и квалификационном разрезах. Подавляющее большинство наемных работников лишены доступа к повышению квалификации и профессиональной подготовке. Более того, еще широк круг предпринимателей не занимающихся стратегией развития своего бизнеса, своих организаций. В результате, по экспертным оценкам, в период 2005-2006 годов до 40 % выпускников системы профобразования не смогут трудоустроиться по полученной профессии (специальности).
Не получила должного развития система непрерывного профессионального образования.
Вызывает беспокойство положение, сложившееся в системе внутрифирменной профессионально-технической подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Обследования предприятий последних лет показывают, что затраты работодателей на внутрифирменное обучение составляют в среднем не более одного процента. С целью повышения конкурентоспособности работников как на внутреннем, так и на внешнем рынках передовые российские предприятия расходуют на эти цели значительные средства. Там сохранены подразделения подготовки кадров, ведется планомерное обучение работающих. Например, в продвинутых нефтяных компаниях практикуется с процессе переподготовки проводить стажировки персонала в зарубежных центрах обучения. Но такое положение – не везде. В большинстве организаций регулярное обучение персонала только входит «в моду». Много и таких фирм и фирмочек, где даже не задумываются о постоянном обучении работников. Здесь работодатели еще не до конца осознали всю его пользу и выгоду.
Существенные потери понесло дополнительное профессиональное образование и обучение в результате следующих действий Правительства Российской Федерации. Во-первых, в 2001 году Правительство Российской Федерации упразднило страховые взносы в фонд занятости размере 1,5 процента от фонда оплаты труда организации. Часть этих средств направлялась на переобучение и подготовку кадров.
Во-вторых, в последние годы бюджетное финансирование не обеспечивает установленные законом «О занятости населения в Российской Федерации» компенсации материальных затрат в связи с направлением граждан на обучение в другую местность по предложению органов службы занятости.
В-третьих, законом о монетизации льгот № 122-ФЗ упразднена полная или частичная компенсация затрат работодателей на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций.
В-четвертых, число учреждений начального и среднего профессионального образования в стране при переходе их финансирования с федерального бюджета на бюджеты субъектов РФ значительно сокращается, что ограничивает возможность работодателей использовать их базу для переподготовки персонала.
В начале года крайне неудовлетворительно обстоит дело с обучением и переподготовкой людей, потерявших работу. Из-за нехватки средств службы занятости не могли обеспечить в полном объеме обучение граждан: за январь-март 2005 года закончили профессиональное обучение всего 49,4 тыс. граждан, что составляет 13,5 % от численности закончивших обучение за 2004 год.
Средняя стоимость одного обученного по направлению органов службы занятости по стране составила (без учета стипендии) 3,7 тыс.рублей, в том числе по Москве – 9,2 тыс.рублей, по Санкт-Петербургу – 7,0 тыс. рублей. Около 60 % направленных на профессиональное обучение составляют женщины, трудоустройство которых после обучения вызывает затруднения. Более 73 % безработных граждан, направленных на обучение, прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по рабочим профессиям.
В целом по стране на обучение основам предпринимательской деятельности было направлено более 30 тыс. безработных граждан.
В ряде территорий (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Приморский край, Томская, Ульяновская, Владимирская, Курская, Пензенская, Псковская области) доля безработных граждан, направленных на обучение, была низкой и не превышала 4-6 %.
Факторы, генерирующие безработицу в стране
Отметим следующие факторы, которые могут привести к серьезному росту безработицы.
Реструктуризация отраслей экономики и предприятий
Массовые увольнения прошли в угольной промышленности. Идет активная реструктуризация в металлургической промышленности, топливно-энергетическом и машиностроительном комплексах, на железнодорожном транспорте, в связи и др. По этой причине в ближайшее время высвобождения могут составить: в металлургии –81 тыс. человек (в предшествующие годы уже высвобождено около 200 тыс.чел.), в энергетике – более 60 тыс. чел., на железнодорожном транспорте - 119 тыс. чел. Работодатели принимают жесткие меры по сокращению издержек.
Следует ожидать масштабных увольнений в связи с реформой бюджетного сектора экономики. По данным Правительства Российской Федерации в результате проведения структурных реформ в нерыночном секторе, в том числе при переводе на рыночные принципы отношений систем образования и здравоохранения может быть сокращено 8-9 млн. человек в течение 4-5 лет. Встает вопрос не только о трудоустройстве работников этих систем, имеющих специфические профессии (врачи различных направлений, медицинский персонал, учителя, представители учреждений культуры), их кардинальной переподготовке, но и об обеспечении всего населения страны всеми видами социальных услуг, оказываемых этим сектором.
В рамках работы по реструктуризации бюджетного сектора Правительством РФ подготовлены два законопроекта «О государственной (муниципальной) автономной некоммерческой организации» и « Об автономных учреждениях», закрепляющие правовое регулирование новых видов организационно-правовой формы организаций здравоохранения : автономное учреждение и государственная (муниципальная) автономная некоммерческая организация. Важно оценить возможные последствия введения новых хозяйственных форм: насколько масштабны будет сокращение численности работников системы здравоохранения в целом и будут ли обеспечены конституционные права граждан на получение медицинской помощи.
Сегодня, только отдельные отраслевые профсоюзы (Российский независимый профсоюз работников угольной промышленности, Горно-металлургический профсоюз России, Всероссийский «Электропрофсоюз», Общероссийский профсоюз работников связи и др.) сформировали свое отношение к процессам реструктуризации и реформирования в отраслях. Признано, что государство обязано предусматривать расход бюджетных средств на решение социальных проблем, связанных с высвобождением в связи с реструктуризацией. Вместе с предпринимателями и профсоюзами оно должно заблаговременно определить перечень предприятий, модернизация которых нецелесообразна ни с экономической точки зрения, ни с позиции поддержания обороноспособности страны. Для них нужны особые меры: по предупреждению напряженности на рынке труда в соответствующих городах и регионах, начиная от создания новых рабочих мест в необходимых району производствах и заканчивая переселением граждан, в другие районы страны.
Убыточные предприятия
Их удельный вес вначале 2005 г. составлял 35,8 % от общего числа организаций. В ряде отраслей и секторов экономики их доля превышает среднероссийский уровень: электроэнергетика – 56,7 %, цветная металлургия - 47,9 %, текстильная и швейная промышленность – 44,4, рыбная промышленность – 58,5 %, транспорт и связь – 41,3 %, жилищно-коммунальное хозяйство – 61,8 %. Многие из этих организаций и не банкротятся, и не проводится необходимых мер по их оздоровлению. В результате работники на длительный период оказываются в условиях снижения социальной и экономической защиты: частичная занятость, низкая оплата труда, длительные административные отпуска без сохранения содержания.
Малые города и поселки, моногорода, Север
Закрытие производств и широкомасштабные увольнения в северных территориях страны, где проживает 8 % всех россиян и на которые приходится четверть всех безработных в стране – эта проблема остается без должного внимания со стороны федеральных властей.
Особенно тяжело в моногородах проходят процедуры банкротства, что требует внимания отраслевых профсоюзов. У некоторых отраслевых профсоюзов (Российский профсоюз работников текстильной и легкой промышленности и др.) уже имеется опыт работы по минимизации увольнений в условиях банкротства и ликвидации предприятий.
Смена собственника не цивилизованным путем
В значительных масштабах проходит насильственная смена собственников, «недружественное» поглощение предприятий. В 2002 году в стране произошло 1870 поглощений, из них 76 % недружественных. Например, только за последнее время в Москве было совершено более 300 захватов предприятий. Последствия – перепрофилирование или ликвидация предприятия, сопровождающиеся массовыми увольнениями работников.
Вступление в ВТО
В 2005 году планируется вступление России во Всемирную торговую организацию. Вместе с тем, последствия вступления в ВТО остаются неясными и не просчитанными, информация об условиях членства России крайне скудна и противоречива.
По данным Всемирного банка в связи с либерализацией торговых барьеров безработица в России вырастет. Неконкурентоспособные отрасли экономики, такие как автостроение, сельхозмашиностроение, текстильная и легкая промышленность, производство ряда строительных материалов, агропромышленный комплекс и другие понесут значительные потери в численности работников. Например, по данным профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ и профсоюза машиностроителей РФ эти отрасли экономики потеряют до трети рабочих мест. Расчеты Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности показывают, что отрасль потеряет 240 тысяч человек. В 2003 году потери данной отрасли составили 150 тыс. чел., в 2004 году – 90 тыс. чел.
К сожалению, большинство отраслевых профсоюзов не имеет прогнозов, как изменится занятость после вступления страны в ВТО. Не делают таких просчетов и многие работодатели, однако, опросы ряда российских предпринимателей и их союзов показывают, что готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 25% российских предприятий, на рынках СНГ – 18%, в дальнем зарубежье – 9%, а готовыми к членству в ВТО – 10%.
Иммиграция рабочей силы
По данным Федеральной миграционной службы России в стране находится около 4 млн. трудящихся-иммигрантов, из числа которых только 0,5 млн. человек осуществляют трудовую деятельность официально.
Столь значительная численность людей, которые проживают и трудятся на территории страны, находясь практически вне правового пространства, составляет реальную угрозу социально-экономической стабильности и безопасности. Применение дешевой и бесправной рабочей силы приводит к консервации низкого уровня оплаты и производительности труда, нечестной конкуренции на рынке труда, тормозит модернизацию экономики, что ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики и в отдельных регионах. Нелегальная миграция способствует распространению теневой занятости, коррупции, вовлечению мигрантов в криминальные структуры. Негативным следствием масштабной нелегальной трудовой иммиграции является недополучение налогов бюджетом и предусмотренных отчислений социальными фондами.
Президент РФ на заседании Совета безопасности 17.03. 2005 высказался в пользу усовершенствования миграционной политики как одного из рычагов перелома демографической ситуации. Правительству РФ поручено разработать до конца 2005 года концепцию миграционной политики. Миграционная политика должна приводить к повышению привлекательности для квалифицированной рабочей силы приезжать в Россию, естественно, под строгим контролем. Президент сказал: «…нам нужны специалисты определенных рабочих специальностей в тех местах, где они действительно востребованы. А не только там, где им хочется жить». Для защиты национального рынка труда с ноября 2004 года за нарушение работодателем правил привлечения иностранных работников предусмотрен штраф до 200 тыс. рублей.
Для ФНПР, как части международного профсоюзного движения, важно, чтобы положение работающих иностранцев было легальным и не отличалось от российского. Они должны обладать одинаковыми правами и обязанностями. Для этого иностранные работники должны вступить в профсоюз. ФНПР разработала и направила в апреле 2004 года всем членским организациям Памятку иностранному гражданину, работающему в России.
В то же время, нельзя оставить без внимания то, что незаконные трудящиеся-иммигранты в ряде регионов составляют серьезную конкуренцию местному населению во многих сферах деятельности, оказывают давление на местные рынки труда, сбивая уровень зарплаты и занимая рабочие места, усиливая нагрузку на сферу социальных услуг.
Принятые в 2003-2004 гг. меры по усилению контроля за привлечением и использованием иностранных работников, легализации незаконных трудовых мигрантов, хотя и способствовали увеличению обращений работодателей в органы по миграции за разрешениями, к существенному изменению ситуации с незаконной миграцией не привели.
Основной причиной сложившегося положения являются несовершенство законодательной базы по регулированию этих процессов, забюрократизированность процедуры и условий выдачи работодателям разрешений.
В этих условиях объединения профсоюзов и профсоюзные организации всех уровней обязаны участвовать в определении государственной миграционной политики и механизма привлечения трудящихся-иммигрантов с учетом демографической ситуации, задач развития отраслей экономики, региона, предприятия и максимально возможного использования национальной рабочей силы. В то же время следует проводить работу по вступлению трудящихся-иммигрантов в члены профсоюза.

Действия Правительства Российской Федерации на рынке труда
Государственная политика на рынке труда становится все более пассивной, в результате до минимума свернуты активные программы по содействию занятости, урезаны ассигнования на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан, стимулирование мобильности рабочей силы и самозанятости безработных. Затраты на пассивные и активные программы по содействию занятости в федеральном бюджете на 2005 год запланированы в соотношении 88 % к 12 %.
Бюджетом на 2005 год предусмотрено израсходовать на содействие занятости населения 27,3 млрд. руб., что составляет около 0,6 % от фонда заработной платы (до 2001 года данный уровень составлял 1,5 %). Государственная политика занятости в текущем году будет реализовываться в условиях дефицита финансовых средств.
При росте безработицы (в 2003 г. было признано безработными 2,7 млн. чел., а в 2004 г. – 3,6 млн. чел., т.е. на треть больше), объемы переподготовки граждан снижаются: в 2003 г. – закончили обучение 369 тыс. чел., в 2004 г. – 366 тыс. чел. Многие руководители служб занятости на местах говорят о недостатке средств на обучение.
Не утвержден порядок финансирования активных программ занятости по Российской Федерации на 2005 г.
По многим субъектам Российской Федерации на 1 квартал этого года выделили денег одну четвертую часть, на 2-ой - пока ничего не выделили.
Начались задержки выплаты пособий по безработице (Ярославская, Воронежская обл. и др.)
Во многих регионах особенную тревогу вызывает безработица на селе. Как домоклов меч висит она не только над головами безработных, но и центров занятости. Последние опасаются, что не хватит денег на выплату пособий по безработице сельскому населению. Что касается Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», в ней заложены солидные цифры по сохранению рабочих мест и созданию дополнительных рабочих мест. Однако, по мнению Профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, эта Программа не работает. Работы на селе нет, молодежь уезжает в города, специалисты также покидают село. Например, если раньше в каждом хозяйстве был агроном, то теперь их очень мало. Сегодня, например, по Смоленской области в среднем на целый район приходится только два агронома.
Проектом Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), разработанным Правительством Российской Федерации во главу угла в раздел по развитию рынка труда и реформированию системы оплаты труда ставится развитие гибкого рынка труда и создание условий для возникновения эффективных рабочих мест.
В рамках работы по формированию гибкого рынка труда намечается обеспечить «совершенствование» трудового законодательства в части использования рабочего времени, а именно снятие ограничений на увольнение работников, которые якобы препятствуют оперативному изменению структуры занятости на предприятиях. Такая «работа» Правительства по улучшению ситуации на рынке труда не может быть одобренной.
Создание условий для возникновения эффективных рабочих мест в Программе лишь продекларировано и не подкреплено конкретными мерами. Правительство РФ упорно устраняется от участия в создании и стимулировании создания новых рабочих мест с достойной оплатой труда.
Примеры такой работы исполнительной власти в регионах есть. Такое участие власти в обеспечении наибольшей эффективности занятости содержат рекомендации ООН и МОТ. Эта политика воспринята во многих странах.
Проект Программы не содержит информации о конкретных результатах, которые предполагает достичь Правительство страны в результате своей четырехлетней деятельности.

Действия профсоюзов
Признавая полную эффективную с экономической и социальной точки зрения занятость в качестве главного средства борьбы с бедностью и утратой социального статуса, профсоюзы должны выступать за решение следующих ключевых задач:
усиление государственного регулирования ситуации на рынках труда регионов и отраслей, проведение целенаправленной инвестиционной и инновационной политики, обеспечивающей увеличение числа эффективных рабочих мест на территории России;
восстановление в законодательном порядке обязательного государственного страховании на случай потери работы, а также использование в полной мере возможности негосударственной системы пенсионного обеспечения;
придание проблемам занятости и повышения качества рабочей силы в стратегии ведения коллективных переговоров приоритетного характера, при этом, не снижая требований по уровню заработной платы, ее покупательной способности;
устранение вынужденной частичной занятости и временных работ, дискриминации женщин и лиц с семейными обязанностями при равных качествах претендентов на вакантное рабочее место;
повышение роли и законодательного закрепления участия профсоюзов в процессе проведения реструктуризации предприятий, в первую очередь, через программы содействия занятости населения, коллективные договоры и соглашения;
активное участие в формировании систем, обеспечивающих обучение в течение всей трудовой деятельности, развитие кадрового потенциала, повышение качества человеческого капитала, его конкурентоспособности и мобильности.

11.05.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English