ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Что в потребительской корзине?

В настоящее время закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» №210-ФЗ от 20.11.99 не легитимен, так как срок его действия истек 31 декабря 2004 года.
В 2003 году в целях реализации нормы статьи 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №194-ФЗ «О продлении срока действия Федерального закона «О потребительской корзине в целом по РФ», которой Правительству было рекомендовано до 1 июня 2003 года внести с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии на рассмотрение в Государственную Думу законопроект, предусматривающий повышение с 1 января 2004 года объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг была создана экспертная рабочая группа на трехсторонней основе. Подготовленный этой группой законопроект прошел одобрение Российской трехсторонней комиссии (18.04.03 протокол №3) и был внесен в Правительство 31 мая 2003 года. Однако до сегодняшнего дня закон так и не был принят. Вопреки решению РТК сегодня Правительством вносится на обсуждение новый законопроект, который существенно меняет принцип формирования потребительской корзины, заменяя принцип натурно-вещественного состава на методику «досчета». Профсоюзы не могут согласиться с таким принципом формирования корзины, о чем они заявили на заседании рабочей группы РТК по заработной плате, доходам и уровню жизни населения 25 января 2005 года, а также на заседании Российской трехсторонней комиссии 11 февраля 2005 года. К мнению профсоюзов присоединились и представители работодателей. Решением Комиссии Минздравсоцразвитию России было предложено доработать документы с учетом замечаний и предложений, высказанных при его обсуждении. Срок доработки и согласования документов – 10 мая 2005 года.
По нашему мнению, в настоящее время использование метода «досчета» неприемлемо, так как это противоречит действующему законодательству о прожиточном минимуме (статья 1). Считаем, что в условиях когда темп роста цен на непродовольственные товары и услуги напрямую привязывается к темпу роста стоимости одного показателя - росту цен на продукты питания - приведет к значительному искажению реальной стоимости потребительской корзины. Как показывает статистика, темпы роста индекса потребительских цен на непродовольственные товары и услуги не совпадают с темпами роста цен на продукты питания. Например, рост индекса потребительских цен на платные услуги начиная с 2000 года устойчиво превышают темп роста на продукты питания и потребительские товары. При этом наиболее быстрым темпом растут жилищно-коммунальные услуги: с начала 2005 года они выросли на 27,7%, а за период с 2000 по 2004 год в два раза. Зарубежный опыт показывает, что метод «досчета» применяется исключительно в странах где на протяжении многих лет наблюдается низкий уровень инфляции (2-3% в год), у нас, как известно, только за прошедший год инфляция составила 11,7%. В то же время наш собственный «опыт» перехода в 2000 году с метода «досчета», (принятого временно на один год указом Президента в 1992 году) на натурно-вещественный существенно увеличил прожиточный минимум, что также подтверждает неправильность возврата в настоящее время к принципу «досчета».
Кроме всего прочего, в предложенной методике осталась формулировка о том, что состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом финансовых возможностей государства. Если в 1999 году (год, когда создавалась предыдущая методика), сразу после дефолта профсоюзы могли пойти на такой компромисс, то сегодня в условиях роста экономики, профицитного бюджета, огромного золотовалютного запаса государства и Стабилизационного фонда профсоюзы не могут согласиться с такой формулировкой.
Мы не можем согласиться также с формулировкой о формировании минимального набора продуктов питания «исходя из сложившейся структуры питания с учетом фактического потребления продуктов питания в малоимущих семьях». В качестве аргумента приводим вывод из заключительного отчета по Проекту содействия структурной перестройке социальной защиты населения, выполненной по инициативе Минтруда России в 2002 году: «Складывающийся «бедный» тип питания приводит к возрастанию частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями. У взрослых признаки недостаточного питания проявляются в снижении массы тела, понижении физической активности и способности выполнять большие физические нагрузки. Выявленные низкие величины потребления ряда витаминов, железа и кальция приводят к развитию болезней и состояния микронутриенных недостаточностей: анемии, остопороза и переломов костей, гиповитаминозов».
Принципиальными для нас являются также учет коммерциализации платности услуг образования и здравоохранения, особенно в период проводимых реформ в этих отраслях.
Профсоюзы всегда связывали прожиточный минимум с минимальной заработной платой как обоснованием роста минимального размера оплаты труда на федеральном уровне. Из этого посыла строились все наши замечания и предложения к составу потребительской корзины. Употребление прожиточного минимума лишь как черты бедности на наш взгляд сужает смысл этого показателя. А выдвинутый тезис о международном показателе черты бедности в 2 доллара в день не выдерживает никакой критики, так как по смыслу 2 доллара в день – это прожиточный минимум в 10 самых отсталых странах мира.

13.05.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English