ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Долг платежом красен!

Информация о предложениях по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме заработную плату

В целях реализации поручения Президента Российской Федерации от 14.08.04. Пр-1369 по обеспечению прав работников на заработную плату и аналогичного поручения Правительства Российской Федерации от 21.08.04 № МФ-П12-4804 решением РТК от 2.11.04 г. было установлено разработать План совместных мероприятий по взаимодействию Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов и общероссийских объединений работодателей по обеспечению прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда (п.2 протокола №3 РТК от 2.11.04.). После длительных согласований сторон решением РТК от 25 апреля 2004 года План был принят к реализации, что, по сути, означает начало поиска реальных систем защиты прав работников на заработную плату.
Параллельно в целях выполнения поручения Президента РФ правительственными структурами проводится работа по законодательному обеспечению прав работников, что также является предметом обсуждения РТК. Так, в последнее время правительственной стороной были выдвинуты ряд инициатив и предложений по урегулированию проблемы долгов, в том числе создание новых механизмов, гарантирующих выплату задолженностей в период проведения процедур банкротства.

Учитывая новизну последних предложений, мы предлагаем их к рассмотрению всеми профсоюзными организациями.

Первый вариант предполагает введение системы дополнительного социального страхования работников от рисков невыплаты заработной платы в связи с банкротством предприятий. Уполномоченные страховые компании страхуют в порядке обязательного страхования указанные риски. Другой модификацией данного варианта, широко распространенной в странах Западной Европы, является создание государственной страховой компании – Фонда гарантирования выплат заработной платы в случаях несостоятельности. Фонд является гарантом того, что работникам будет выплачена задолженность по заработной плате в случае, если организация становится несостоятельной.
Фонд может осуществлять выплаты в нескольких случаях:
1.При задержке заработной платы на момент признания предприятия банкротом (заработная плата + дополнительные выплаты – пособия по уходу за детьми, отпускные, больничные);
2.Компенсация за досрочное расторжение трудового договора
3.Выходное пособие.
Предельные суммы, которые выплачиваются работникам из Фонда, являются фиксированными.
Правом на подачу заявки о выплате причитающихся средств обладают работники организаций, которые в установленном законодательством порядке признаны банкротами.
Средства Фонда формируются за счет взносов, регулярно поступающих от всех организаций, а также из дополнительных средств, которые поступают за счет инвестиционной деятельности Фонда. Размер взноса должен ежегодно определяться Правительством РФ.
Плюсы и минусы этого механизма, оцениваемые самой правительственной стороной, сводятся к следующему:
Положительные моменты: при неплатежеспособности предприятия работник получает застрахованную заработную плату, не дожидаясь окончания процедуры банкротства и независимо от ее результатов.
Негативные последствия использования механизма:
• высокие издержки работодателей в связи с перечислением страховых взносов (при низкой платежеспособной дисциплине большинства предприятий, низкой ликвидности или неликвидности их активов высока вероятность установления больших размеров страховых отчислений);
• сложности у большинства предприятий (средний и малый бизнес) в регулярном направлении страховых отчислений;
• основное бремя финансирования страховых рисков ложится на эффективно стабильно работающие предприятия, которые в наименьшей степени испытывают проблемы с долгами по заработной плате.

Оценка механизма профстороной: в дополнение к изложенным следует добавить:
• долги по заработной плате будут выплачиваться с момента признания предприятия банкротом, а этому могут предшествовать такие процедуры банкротства как санация и финансовое оздоровление, порой затягивающиеся на годы – т.е. срок выплаты долгов сокращается, но не настолько, чтобы говорить о кардинальном изменении ситуации со сроками задержек;
• нет ясности, в каком объеме будут возвращаться долги, исходя из предлагаемого принципа определения «предельных сумм выплат» - высока вероятность занижения их размеров.
• нет ясности в отношении инвестиционной деятельности Фонда и тех рисков, которые ей сопутствуют;

Второй вариант предполагает создание специализированного гарантийного фонда. Фонд, учреждаемый коммерческими участниками, но действующий в рамках государственного регулирования, устанавливает нормы дисконтирования заработной платы по отраслям или группам предприятий. Данный дисконт будет устанавливаться раз в год и официально фиксироваться. Размер дисконта примерно составит от 15 % до 30% от суммы задолженности перед работником. Размер дисконта также можно привязать к объективному статистическому показателю по отрасли.
Работнику предоставляется право выбора: либо дожидаться окончания длительной процедуры банкротства предприятия (от 6 месяцев до нескольких лет) без гарантии получения заработной платы в полном объеме, либо получить деньги в течении одного месяца с дисконтом. Представление разумной альтернативы позволит снизить негативные последствия банкротства для работника и получить средства на период поиска другой работы. Таким образом, в случае, если предприятие не может погасить заработную плату перед работником и работник выразит желание получить свои деньги с установленным дисконтом, арбитражный управляющий от лица предприятия банкрота заключает с Фондом договор на общую сумму выплат работникам и открывает каждому работнику отдельный именной счет. Фонд берет на себя обязательство по выплате задолженности предприятия перед конкретным работником, при этом получая права кредитора.
Правительственная сторона видит в этой модели только положительные стороны:
• все издержки по финансированию фонда несут его участники, которые самостоятельно просчитывают риски по установленным совместно с государством «правилам игры»;
• активизируется финансовый рынок. Секъюритизация (перевод долговых обязательств в ценные бумаги) долговых обязательств предприятий по оплате труда позволит создавать производные финансовые инструменты, обращающиеся на открытом финансовом рынке.

Комментарии профсоюзной стороны:
• долг оплачивается работнику в «урезанном» виде;
• нет ясности, каким образом Фонд будет технически реализовывать переданное работником право кредитора в сложившихся условиях – риски невозвратных долгов крайне велики и чтобы их покрыть, а также получить гарантированную выгоду Фонд будет вынужден увеличивать размер дисконта;
• на настоящий момент отсутствуют условия для прозрачной деятельности Фонда, риски трудно просчитываемы, а следовательно существует опасность установления правил исключительно на основе собственных интересов в наращивании прибыли в ущерб работникам предприятий-банкротов. Подспорье этому – коррупция чиновников, при этом государство не несет никакой ответственности за эффективность действия механизма.
• при отсутствии базовых норм законодательства по неукоснительному возврату долгов вряд ли реальна секъюритизация долговых обязательств и создание производных финансовых институтов.

13.05.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English