ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Социально-трудовые отношения
Социальное партнерство в сфере образования и обучения работников

Социальное партнерство в сфере образования и обучения работников

Вопрос о подготовке и переподготовке кадров сегодня звучит как никогда актуально. Почему профсоюзы придают этой проблеме особое значение? Потому, что сегодня хорошее профессиональное образование - это важный фактор социальной защиты работников от безработицы и бедности.
Иметь высокообразованный и квалифицированный персонал важно и для работодателей. Стремительное развитие высоких технологий, необходимость мгновенного реагирования на потребительский спрос, постоянно подогреваемый конкуренцией, вынуждает работодателей менять направления деятельности. Сохранить рентабельность организации в этих условиях и не оказаться в банкротах можно только при наличии подготовленных кадров.
Важным инструментом, направленным на становление цивилизованного рынка труда в России, является дополнительное образование. У человека перспективы образования не должны быть ограниченными. Он должен всегда иметь возможность получить дополнительные образовательные услуги, пройти переобучение и повысить квалификацию для того, чтобы занять стабильное рабочее место с достойной оплатой труда.


Поле деятельности дополнительного образования огромны. Это большая часть занятого населения России, составляющего 67 млн. человек. По опросам Всесоюзного центра общественного мнения, проведенного в мае текущего года в 40 регионах страны, было установлено, что российский рынок труда стимулирует значительную часть работников к накоплению квалификационных навыков. По данным опроса, на связь между доходами и квалификацией указали почти три четверти опрошенных.
Практическая польза от дополнительного образования во многом зависит как от действующей в стране системы образования, так и от реализации программ внутрифирменного обучения персонала. Как раз в системе государственного образования имеются у нас большие проблемы. Около половины выпускников вузов не может устроиться работать по специальности. Значительные трудности испытывают системы среднего и начального профессионального образования, что не позволяет удовлетворить потребности бизнеса в квалифицированных рабочих и специалистах среднего звена.
В кризисном положении находится внутрифирменное обучение. Последние обследования Роскомстата России, проведенные в 2002 году показали, что расходы организаций на профессиональное обучение работников, как и в предыдущие годы, незначительны и составляют в среднем 0,3 % процента от фонда оплаты труда организации. Это не идет ни в какое сравнение с ресурсным обеспечением этой важной социальной функции в зарубежных фирмах.
Многие высокорентабельные организации живут сегодняшним днем и не задумываются о постоянном обучении работников. Здесь работодатели еще не до конца осознали всю его пользу и выгоду. Другое дело - убыточные предприятия, удельный вес которых в стране составляет 37,5 % от общего числа организаций. Именно на таких предприятиях работники не имеют возможности пройти обучение, повысить квалификацию и при переходе на выпуск новой продукции часто оказываются за воротами предприятия.
Сегодня мы должны говорить о дополнительном образовании как средстве, направленном на снижение уровня безработицы. По последним данным Росстата, в стране около 6 миллионов безработных, в том числе имеющих высшее профессиональное образование – 10,9 %, среднее профессиональное образование – 20,5 %, начальное профобразование – 18,3 %, среднее (полное) общее – 33,1 %, основное общее - 13,5 %. Многим из них, чтобы найти подходящую работу, требуется обучение и переподготовка. Однако, за счет бюджета ежегодно проходит профессиональное обучение через службы занятости только около 6 % незанятых граждан. В результате – средняя продолжительность поиска работы среди городского населения составляет – около 8 месяцев, а сельского – 9,5 месяцев.
Многочисленные проекты реформирования системы профессионального образования в стране фактически сводятся к поискам способов сокращения бюджетных расходов на ее функционирование, что оборачивается высокой социальной платой: разрушением материальной базы образовательных учреждений, нищенской оплатой труда преподавательского состава и, как следствие, ухудшением качества и условий образования и обучения.
По нашему мнению, существенные потери понесло дополнительное профессиональное образование и обучение в результате следующих действий Правительства Российской Федерации.
Во-первых, в 2001 году Правительство Российской Федерации упразднило страховые взносы в фонд занятости размере в 1,5 процента от фонда оплаты труда организации. Немалая часть этих средств направлялась на переобучение и подготовку кадров при посредничестве служб занятости по заявкам работодателей.
Во-вторых, законом о монетизации льгот № 122-ФЗ упразднена компенсация затрат работодателей на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций.
В-третьих, число учреждений начального и среднего профессионального образования в стране при переходе их финансирования с федерального бюджета на бюджеты субъектов РФ значительно сокращается, что ограничивает возможность использовать их потенциал для переподготовки персонала.
В-четвертых, в последние годы бюджетное финансирование не обеспечивает установленные законом «О занятости населения в Российской Федерации» компенсации материальных затрат в связи с направлением граждан на обучение в другую местность по предложению органов службы занятости. Это положение является особенно важным для жителей малых городов и сельской местности.
Главные игроки на поле дополнительного образования - это государство, учреждения профессионального образования, работодатели и работники. Дальнейшее развитие профессионального образования и обучения должно идти по линии активизации социального партнерства. Определенный вклад в ее решение внесла Декларация о социальном партнерстве в профессиональном образовании и подготовке кадров, подписанная в 1999 году Ассоциацией «Роспрофтех», Ассоциацией профессиональных лицеев России, Академией профессионального образования, Российским учебным центром Минтруда России, Координационным советом работодателей и Федерацией независимых профсоюзов России. Она придала импульс к объединению усилий общественных и государственных институтов, объединений работодателей с целью определения приоритетов и стратегии развития человеческих ресурсов, поддержки национального товаропроизводителя.
В июне 2002 года была проведена совместная коллегия Минобразования России, Минтруда России и социальных партнеров по вопросам подготовки и переподготовки рабочих кадров в системе профессионального образования.
За прошедшее время в русле социального партнерства профсоюзы активно участвовали в подготовке и обсуждении проекта Национальной доктрины образования, законопроектов «О начальном профессиональном образовании», «О повышении качества рабочей силы», проекта Концепции нового Общероссийского классификатора профессий и др.
В декабре 2003 года с участием профсоюзов рассматривалась методология мониторинга и прогнозирования спроса на квалифицированную рабочую силу для создания механизма взаимодействия рынков труда и образовательных услуг.
Понимая исключительную важность участия профсоюзов в формировании нового законодательного поля, профсоюзы разрабатывали и вносили свои законодательные предложения и способствовали закреплению в федеральном законодательстве норм, направленных на повышение качества рабочей силы и обучения работников. По предложению профсоюзов в Трудовой кодекс Российской Федерации введены положения о том, что в коллективный договор включаются взаимные обязательства работников и работодателей, в том числе и по переобучению.
В текст законопроекта по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ, который предлагается рассмотреть в Государственной Думе Российской Федерации, профсоюзы предлагают закрепить нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Эти органы не должны быть в стороне от решения насущных проблем в сфере образования.
В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации обсуждается проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда, формировании перечней направлений подготовки (специальностей), разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедурах контроля качества профессионального образования)».
Профсоюзы, положительно оценивая концепцию законопроекта, в то же время отмечают, что он не предусматривает участия общероссийских профсоюзов и их объединений в этих важных мероприятиях. С таким подходом нельзя согласиться. Во-первых, в соответствии с Трудовым кодексом РФ действует система социального партнерства, основанная на взаимоотношениях трех сторон: работников, работодателей, государственных органов или органов местного самоуправления, а не двух как предусматривает законопроект.
Во-вторых, целью законопроекта является более сбалансированный подход к обеспечению секторов экономики квалифицированной рабочей силой, что непосредственно затрагивает право профсоюзов на содействие занятости, закрепленное в статье 12 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
В-четвертых, законопроект не учитывает современный опыт большинства стран Европейского Союза по вопросам профессионального образования и обучения (Германия, Испания, Италия, Дания и др.), где основными заинтересованными участниками являются государство, организации предпринимателей и профсоюзы.
Представляется целесообразным дополнить законопроект в части внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» об участии общероссийских профсоюзов и их объединений наряду с объединениями работодателей в государственном прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, в формировании перечня направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, разработке государственных образовательных стандартов профобразования и процедурах контроля качества образования.
Необходимо отметить, что в последнее время все больше организаций, где работает социально ответственный бизнес, стараются взять на свои плечи проблемы обучения персонала. Во многих регионах и отраслях организации стали предусматривать в коллективных договорах и соглашениях конкретные меры в этом направлении.
Например, в коллективном договоре акционерного общества «ГАЗ» на 2005 год имеется раздел «Подготовка, профессиональное и трудовое обучение», где стороны признают, что повышение квалификации и переквалификация работника должны проводиться, исходя не только из интересов производства, но и потребностей личного роста работника.
Работодатель обязуется создавать условия для профессионального роста работников путем организации такой системы подготовки кадров, при которой каждый работник, имел возможность освоить новую профессию, повысить квалификацию. Обучение работников проводится на базе учебного центра организации. При этом работодатель оказывает техническое содействие и финансовую помощь в организации учебного процесса в базовых учебных заведениях. Это два технических училища и техникум. Работодатель выделяет средства на доплату преподавателям Автозаводской высшей школы управления и технологий, участвующим в организации и проведении целевой индивидуальной подготовки специалистов для акционерного общества «ГАЗ», преподавателям двух лицеев – за организацию и проведение спецкурсов, а также выплату премий работникам двух профессиональных училищ и техникума.
Или возьмем коллективный договор акционерного общества «Димитровский автоагрегатный завод». К нему приложен Сводный план подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, согласно которому проводятся курсы подготовки новых рабочих, курсы повышения квалификации рабочих, а также повышение квалификации специалистов на курсах целевого назначения и в учебных заведениях Российской Федерации. Можно привести примеры из других отраслей, где в в коллективные договоры введены разделы «Развитие кадрового потенциала», «Обязательства по повышению квалификации кадров» и др. Эти мероприятия финансируются работодателем. Там действуют подразделения по подготовке кадров, а в крупных фирмах - службы управления персоналом, ведется планомерное обучение работающих, напрямую связанных с бизнес-стратегией корпораций. Например, в продвинутых нефтяных компаниях практикуется в процессе переподготовки проводить стажировки персонала в зарубежных центрах обучения. Все больше фирм, приглашая на работу сотрудников, указывают в рекламе важные слова «предоставляется обучение». Это для многих в буквальном смысле спасательный круг.
Работа по развитию дополнительного образования развертывается, как в организациях, так и в масштабах регионов. Например, Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) содержит следующее положение: в коллективных договорах и соглашениях предусматривать проведение и обеспечение финансирования в размере не менее 2 процентов от прибыли мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку увольняемых работников.
В трехстороннем соглашении Ленинградской области предусмотрены меры по созданию и функционированию на предприятиях систем внутрифирменной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда, а также затраты на эти цели в размере не менее 2,5 % от фонда заработной платы.
Другой пример. В организациях Подмосковья, по данным Московской областной думы, в 2001 году периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала составляла в среднем 7-8 лет, а рабочих – 13-15 лет. На исправление данного положения была направлена областная целевая программа «Содействие организациям Московской области в профессиональном развитии персонала на 2002-2003 годы». В 2004 году Правительство Московской области приняло Программу действия Правительства Московской области по обеспечению организаций квалифицированными кадрами на 2004-2007 годы.
Решение проблемы повышения человеческого потенциала, создания условий обучения на протяжении всей жизни во многом будет зависеть от повышения инвестиционной привлекательности системы образования. Профессиональное образование, в том числе и дополнительное должно стать доступным всем категориям работников, учитывать условия реструктуризации предприятий, их потребности в новых профессиях. Профессионально-технические училища, колледжи и вузы должны получить возможность более гибкого реагирования на изменения конъюнктуры рынка труда, обеспечение вновь вводимых производственных мощностей и организаций сферы услуг подходящей рабочей силой.
Вместе с тем, этот процесс сдерживается тем, что работа по дополнительному образованию и обучению не предопределена четко очерченной государственной политикой в области сохранения и развития человеческих ресурсов. Важно вложить в руки работодателей ясные данные какую прибыль они получат от дополнительного образования. Нужно разработать социальные нормативы, устанавливающие сроки переподготовки рабочих и специалистов в разрезе отраслей и ввести их в действие.
По предложениям профсоюзов в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2005-2007 годы предусмотрен следующий пакет мер, непосредственно касающихся обсуждаемой проблемы:
подготовить в 2005 году предложения по созданию статистической базы и методики прогнозирования потребностей в рабочих и специалистах, выпускниках образовательных учреждений профессионального образования по видам экономической деятельности и в региональном разрезе;
разрабатывать с участием объединений работодателей не реже одного раза в три года прогноз потребностей в рабочей силе в разрезе региональной и профессионально-квалификационной структуры;
осуществить с учетом международных классификаторов разработку общероссийского классификатора профессий, систем профессиональных стандартов и оценки качества работников. Разработать предложения по созданию системы контроля качества образования, направленной на проведение структурной перестройки профессионального образования всех уровней с учетом потребностей экономики и ее отраслей;
в 2005 году подготовить предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы.
Профсоюзы надеются, что работодатели будут активнее работать в данном направлении, имея в виду принятую 16 ноября 2004 года Социальную хартию российского бизнеса, в которой указано, что работодатели обязуются соблюдать права работников в сфере труда, право на достойное вознаграждение за результаты труда, способствовать раскрытию профессиональных и личных способностей работников, создавать условия для профессионального роста и обучения.

06.06.2005
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English