ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Повышение квалификации главных бухгалтеров
Седьмое Всероссийское Собрание бухгалтеров и аудиторов

Интеграция России в мировое хозяйство - достаточно сложный и многообразный процесс, включающий в себя  выработку механизма взаимодействия с промышленно развитыми и развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими союзами.

Вырабатывая стратегию интеграции в мировое хозяйство, следует учитывать зарубежный опыт, общепринятую практику.

Развитие рыночных отношений и  международных хозяйственных и финансовых связей   выдвинули в число наиболее актуальных  вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета, приближении его содержания к принятым в международной практике нормам.

Важным шагом на пути реформирования явилось принятие Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в рыночной экономике России и Правительственной программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (утв. Постановлением Правительства РФ от РФ от 6 марта 1998 года № 283).

В области бухгалтерского учета и отчетности в России  произошли значительные изменения, во многом предопределенные этими документами.

Изменения  направлены на обеспечение формирования информации  о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для заинтересованных пользователей. Как известно,  в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой отчетности (далее – МСФО). МСФО – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово – хозяйственных операций для составления финансовых отчетов  фирмами во всех странах мира.

Формирование отчетности  в соответствии с МСФО является одним из необходимых условий, которые открывают российским предприятиям возможность приобщения к международным рынкам капитала.  Одной из причин  недостаточного  притока прямых инвестиций в Россию, особенно в начале рыночных  реформ,  являлось отсутствие достоверной информации об истинном  финансовом  положении и финансовых результатах той или иной организации. Выход на международные  фондовые биржи для российских  компаний также возможен лишь при условии признания ими  международных стандартов учета.

В настоящее время накоплены определенные навыки и опыт работы ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. Крупнейшие  хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовый, электроэнергетический, банковский сектор и другие) используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на  условия рыночной экономики, в частности подготавливают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с   международными стандартами финансовой отчетности. Можно сказать, что в стране  идет процесс активизации  использования МСФО. Это позволяет сопоставлять отчеты между фирмами, компаниями, предприятиями во всем мире, получать доступную информацию для внешних и внутренних пользователей (собственников, инвесторов, кредиторов, органов государственной власти и др.), представляющую объективную картину финансового положения и результатов деятельности  хозяйствующих субъектов.

Следует особо отметить, что наличие доступной и достоверной информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, (которая обеспечивается прозрачной системой бухгалтерского учета), отвечает интересам каждого конкретного работника и профсоюзов, получающих, в частности,  возможность контролировать соответствие  уровня оплаты труда международным стандартам и финансовым возможностям данного предприятия.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.

Нельзя не отметить, что при успешном, в основном, реформировании бухгалтерского учета наблюдаются определенные недостатки в реформировании учета в некоммерческих и общественных организациях.

 

Одной из задач реформы является   обеспечение увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне.

Основными направлениями реформы бухгалтерского учета  являются: совершенствование нормативного правового регулирования; формирование нормативной базы (стандарты); методическое и кадровое  обеспечение.

Согласно Плану мероприятий по реализации программы реформирования  разработан проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

В Плане предусмотрена разработка нового плана счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций. К сожалению, для некоммерческих организаций аналогичная  разработка  не предусмотрена.  Не предусмотрена также подготовка типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для некоммерческих организаций с учетом требований международных стандартов.

Еще  в 2005 году Минфин РФ  предполагал определить особенности бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций. По нашей информации, сегодня  эти особенности так и  не определены, а в проекте Федерального закона  действующие  особенности  по составу и срокам представления отчетности   изменены не в лучшую сторону. Вызывает озабоченность также то, что в проекте Федерального закона «Об официальном бухгалтерском учете» увеличен состав бухгалтерской  отчетности для общественных объединений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В течение  пяти лет Министерство Финансов РФ утверждаю Положения по бухгалтерскому учету и методические указания к ним. С 2003 года эта работа не ведется, а переход на МСФО отдан на откуп самих организаций. Перед руководителями и главными бухгалтерами встала задача самостоятельно изыскивать переводные материалы по МСФО, так как официальный перевод данных стандартов в России отсутствует. Международная практика использования МСФО показывает, что к ним должны быть разработаны официальные комментарии, так как в МСФО приведены общие принципы и глоссарий к использованным терминам. Практическое применение должно быть отражено в методических рекомендациях (российский подход) или комментариях (международный подход). Что касается подготовки бухгалтерских кадров: сегодня на себя взял эту проблему Институт Профессиональных Бухгалтеров. По нашему мнению эти функции должны быть возложены на Министерство образования РФ. Обучение по МСФО должно быть или бесплатное, или за умеренную плату. У всех учебных центров, которые предлагают данного вида услуги, расценки не доступны многим бухгалтерским специалистам.

На собрании бухгалтеров и аудиторов нельзя не остановиться на таком явлении в современной системе социальных отношений, как социальный аудит (СА) – специфической формы анализа условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их воздействия.

Сегодня в странах развитой рыночной экономики происходит интенсивный процесс развития социального аудита, который «отпочковался» от других форм аудита, в частности от управленческого и финансового, став не только теорией, но и признанной практикой в системе управления человеческими ресурсами.

Развитие СА выражается в том, что:

интенсивно растет число корпораций, организаций, регионов, которые прибегают к услугам СА;

формируется правовая база социального аудита, как на национальных, так и на международных уровнях; разрабатываются международные и отраслевые стандарты социальной ответственности;

сложился и развивается рынок услуг СА, спрос и предложение с устойчивыми группами аудиторских агентств и состоявшимися клиентами;

происходит организационная институциализация системы СА: формируются ассоциации исследователей и практиков СА, растет число агентств СА, социальный аудит признан самостоятельной профессией, подготовка по которой ведется в системе специального профессионального образования, создаются факультеты высших учебных заведений, в ряде стран функционируют Институты СА, более 10 лет существует Международный институт СА в Париже.

 

Развитие системы социального аудита, позволяющей опираться на международные стандарты социальной ответственности, в нашей стране представляется не менее важным направлением интеграции России в мировое хозяйство, чем приближение к системе МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). В связи с этим, нельзя не упомянуть о том, что Академия труда и социальных отношений разработала Концепцию российской модели социального аудита, ознакомиться с которой можно рекомендовать всем аудиторам и не только им.  

 

Интенсивное развитие социального аудита в экономически развитых странах объясняется тем, что социальная функция предприятия во все большей степени начинает обуславливать функцию экономическую (получение прибыли). Успех предприятия сегодня зависит не столько от ценового фактора, сколько от качества продукции, ее инновационного характера, сервисного обслуживания, социального имиджа предприятия, т.е. тех факторов, которые преимущественно связаны с проблемами социального управления человеческими ресурсами предприятия.

Существуют разные подходы в понимании СА. Прагматичный подход, например, характерен для большей части собственников и менеджеров, которые рассматривают СА преимущественно как инструмент увеличения добавленной стоимости. Действительно, СА может способствовать предотвращению острых социальных конфликтов, что неизбежно связано с потерями рабочего времени. Целью СА становятся также такие аспекты социально-трудовых отношений как прогулы, небрежное  отношение к корпоративной собственности, своим обязанностям, нарушение правил техники безопасности и т.д.

 

Обычно социальный аудит понимается как процедура диагностирования социальных отношений на предприятии, которая может носить общий или частичный характер. Как правило, социальное обследование становится желаемым и необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Диагностика осуществляется путем сравнительного анализа «Что есть?»  и «Что должно быть?». За основу «Что должно быть?» берутся правовые нормы и рекомендации, зафиксированные в национальном законодательстве или в международных стандартах, документах. В конечном итоге, он позволяет выявить основные причины возрастания угрозы социальных рисков и наметить программу управления рисками, т.е. ответить на вопрос «Что делать?»

В этих условиях социальный аудит может и должен стать тем эффективным инструментом регулирования социальных отношений, который позволяет осуществить социальный диалог и достигнуть необходимого консенсуса.

Важной целью СА становится и формирование положительного имиджа, привлекательного образа в глазах потребителя и общества. При подобном подходе широко используются международные стандарты, связанные с социальной ответственностью бизнеса, качеством продукта, условиями труда и защитой окружающей среды.

Следует отметить, что СА носит добровольный характер, но аудиторское обследование опирается на социальные стандарты, которые могут быть обязательными правовыми нормами (например, Европейская социальная хартия, Заключительный акт СБСЕ и др.)  и необязательными, т.е. желаемыми ориентирами.

Подавляющая часть зарубежных социальных стандартов разработана неправительственными международными организациями, которые свое основное внимание сосредоточили на корпоративной социальной ответственности.

Среди наиболее распространенных международных стандартов в качестве примера можно назвать Стандарт АА 1000, важнейшей идеей которого является повышение подотчетности бизнеса обществу за счет максимального вовлечения всех заинтересованных сторон, учета их мнения при анализе деятельности компании. Идеологической основой другого стандарта (SA 8000) являются принципы, заложенные в 12-ти международных конвенциях МОТ. Они касаются принудительного детского труда, равной оплаты мужского и женского труда, техники безопасности, здравоохранения и т.д. Стандарт SA 8000 устанавливает определенные «нормативы», и только при их выполнении компания может быть признана соответствующей данному стандарту.

 

В заключение, хочется выразить надежду на то, что развитие бухгалтерского учета и отчетности, а также социальной отчетности и аудита будет происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и пожелать, чтобы профессия бухгалтера и аудитора вышли на качественно новый этап своего развития.

 

 

 

 

28.11.2007
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English