ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Информационно-аналитические материалы
ИНФОРМАЦИЯ об итогах деятельности Федерального Собрания РФ в период осенней сессии 2002 года

Важнейшими приоритетами участия ФНПР в законотворческом процессе в течение осенней 2002 года сессии являлись:
· повышение расходов на социальную сферу в бюджете очередного финансового года,
· решение комплекса проблем справедливой оплаты труда,
· реформирование жилищно-коммунальной сферы,
· проблемы социального страхования и отмены единого социального налога,
· пенсионная реформа,
· дальнейшее совершенствование трудового законодательства,
· реформирование отраслей естественных монополий;
· законодательное определение статуса объединений работодателей
· и другие.

Проект федерального бюджета на 2003 год предварительно, до внесения в Государственную Думу, обсуждался совместно Правительством Российской Федерации и Федеральным Собранием Российской Федерации. В консультациях принимали участие депутаты от профсоюзов. В ходе напряжённых дискуссий были пересмотрены в сторону увеличения основные макроэкономические показатели и найдены компромиссные решения по ряду острых вопросов.
В целом удалось добиться, что расходы по разделу «Социальная политика» выросли от уровня 2002 года по сопоставимой структуре расходов на 52,3 %, а с учётом инфляции – на 37,2 %.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» предусмотрены расходы на финансирование мероприятий по организации оздоровительной кампании детей и подростков в размере 134,3 % к уровню прошлого года.
Соотношение среднего размера трудовой пенсии и прожиточного минимума пенсионера в период 2003-2005 годов будет поддерживаться на уровне 102-103 %.
В будущем году предполагается рост реальной заработной платы в диапазоне 3,7-6,4 % и рост доли заработной платы в ВВП (24,2 против 21,8 %).
К сожалению, не удалось достичь договорённости по уровню роста минимальной заработной платы. При этом статьёй 89 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» определено расчётное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения в размере 21,6 % против 24,4 %, установленных федеральным бюджетом на 2002 год, что противоречит статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации, статье 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», а также Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы.
При обсуждении проекта бюджета в Думе не были поддержаны предложения о переходе к минимальному размеру оплаты труда в 600 рублей и повышению заработной платы работникам организаций бюджетной сферы в более ранние сроки, а не с 1 октября 2003 года, как в итоге было принято депутатами Государственной Думы в связи с рассмотрением проекта федерального бюджета.
Вместе с тем второе чтение законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» (в части установления минимального размера оплаты труда в 2003 году) запланировано на 24 января 2003 года

Правительство Российской Федерации в обход Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перед началом осенней сессии внесло в Государственную Думу проект закона о пролонгации до конца 2004 года срока действия устаревшей потребительской корзины по Российской Федерации в целом. Депутаты (в том числе и ввиду того, что новая российская потребительская корзина правительством не была разработана ) приняли компромиссное решение: срок действия прежней потребительской корзины продлить только на год, с поручением правительству до 1 июня 2003 года внести в Государственную Думу проект новой потребительской корзины.
Следует отметить, что на решение в поддержку правительственного законопроекта во многом повлиял тот факт, что из 79 отзывов на указанный законопроект, полученных от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, только 8 отзывов было отрицательных, остальные – либо непосредственно поддержали законопроект, либо замечаний не содержали, что по существу означает поддержку законопроекта.
В то же время, несмотря на противодействие правительства, большинством депутатов принят в целом федеральный закон о включении в общий трудовой стаж так называемых «нестраховых» и льготных периодов, учитываемых для назначения государственных пенсий до 1 января 2002 года. Большинство откликов с мест были в поддержку этого законопроекта .
В первом чтении также принят законопроект о предоставлении права на уменьшение пенсионного возраста для лиц, проработавших не менее 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к ним местностях.

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год правительство внесло до начала осенней сессии. Как и предупреждали профсоюзные эксперты, отказ от страховых принципов и введение единого социального налога в качестве фондообразующего привели фонд к кризису: в первоначальных бюджетных проектировках в 5 раз были сокращены расходы на санаторно-курортное лечение, фактически урезано финансирование детского оздоровления и ликвидировано финансирование детско-юношеских спортивных школ.
Тем не менее нашим депутатам удалось выправить ситуацию, в том числе и благодаря поддержке профсоюзов (акции протеста, многочисленные обращения к парламентариям). При Комитете Госдумы по труду и социальной политике для подготовки проекта бюджета к дальнейшему рассмотрению была создана рабочая группа, которая провела большую работу по оптимизации средств Фонда социального страхования. В результате существенно увеличено финансирование детского оздоровительного отдыха, выделены необходимые средства на финансирование детско-юношеских спортивных школ. Возможность увеличения расходов по санаторно-курортному лечению предусмотрена в случае поступления в бюджет фонда дополнительных доходов, снижения фактических расходов на финансирование пособий.

18 декабря 2002 года Советом Федерации одобрен принятый Госдумой проект Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год». Закон пролонгирует действие ранее установленных тарифов на 2003 год, и, хотя средневзвешенный страховой тариф по данному виду обязательного страхования в 2003 году составит 0,99 % против 1,06 % в 2002 году, сумма страховых взносов, исчисленных по установленным данным законом тарифам, а также остаток средств на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по состоянию на 01.01.2003 позволяет выполнять обязательства по данному виду страхования в 2003 году.
В процессе обсуждения в Государственной Думе проект данного Федерального закона был дополнен статьёй 2, предусматривающей предоставление Фонду социального страхования Российской Федерации права принимать решения о направлении страхователем до 20 % сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователем за 2002 год, на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников этого страхователя, включая финансирование периодических медицинских осмотров и профилактического санаторно-курортного оздоровления работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. Эти меры позволят повысить социальную защищённость граждан, работающих в тяжёлых и вредных условиях труда, что, учитывая ограничение средств на санаторно-курортное обслуживание в проекте бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год, имеет особое значение.

Закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на следующий год предусматривает, что размеры базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца фиксируются с учетом темпов роста инфляций, но не менее чем 11,3% за 2003 год. Размер страховой части трудовой части пенсии также предполагается индексировать не менее чем на 11,3% за 2003 год.

В течение 2002 года в Государственную Думу поступило множество поправок к Трудовому кодексу Российской Федерации.
12 ноября 2002 года в Государственной Думе прошли парламентские слушания «Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения».
Выступающие констатировали, что Трудовой кодекс в значительной степени упорядочил трудовые отношения. Вместе с тем, будучи результатом компромисса между правительством, парламентом и профсоюзами, он не лишён внутренних противоречий, возможности неоднозначного толкования некоторых его положений. Кроме того, отдельные нормы Кодекса не имеют адекватных механизмов реализации.
Участники слушаний были практически единодушны в том, что Трудовой кодекс нуждается в корректировании с учётом потребностей правоприменительной практики. Однако процесс внесения изменений и дополнений в Трудовой кодекс следует упорядочить, чтобы не разрушить его концепцию, основанную на хрупком балансе интересов сторон социально-трудовых отношений. Было предложено создать рабочую группу из экспертов, представителей депутатских объединений Госдумы, Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей. Задача рабочей группы – обобщить поступившие предложения, сформировать и представить на рассмотрение Государственной Думы согласованный и многократно выверенный пакет дополнений и изменений к Трудовому Кодексу.
В настоящий момент рабочая группа формируется.
В перспективе также – разработка Трудового процессуального кодекса, который должен регламентировать споры, вытекающие из трудовых правоотношений.

27 ноября Президент России Владимир Путин подписал закон «Об объединениях работодателей», принятый Госдумой 1 ноября и одобренный Советом Федерации 13 ноября 2002 года.

19 декабря 2002 года Государственная Дума фактически единогласно (321 голос из 321 голосовавшего) приняла отклоненный Советом Федерации закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию"», согласно которому тариф на тепло и электроэнергию устанавливается только один раз в год перед принятием в первом чтении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Приняв в первом чтении пакет правительственных законопроектов о реформе электроэнергетики, большинство депутатского корпуса высказалось против форсированного прохождения этого пакета в последующих чтениях. Рассмотрение его Государственной Думой во втором чтении запланировано на 22 января 2003 года.

К правительственному варианту реформы ЖКХ Государственная Дума подошла с учётом не только экономических, но и социальных аспектов. Для подготовки консолидированных замечаний и предложений была создана межфракционная рабочая группа; неоднократно откладывалось рассмотрение законопроекта; законопроект был перевнесён в новой редакции.
В результате удалось добиться исключения нормы о судебном выселении граждан, имеющих задолженность по оплате жилья и коммунальных услуг.
В безусловном порядке до 2005 года сохранены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг для всех категорий граждан, кому эти льготы положены в соответствии с действующим на текущий момент законодательством, причём финансирование предусмотрено федеральным бюджетом (13,8 млрд. руб. в 2003 году) и имеет целевой, так называемый окрашенный, характер. В дальнейшем планируется предусмотреть реальный механизм принятия этих льгот в субъектах Федерации.
Устранена из законопроекта запись о стопроцентной оплате жилищно-коммунальных услуг и о переходном периоде к ней.
Из 87 отзывов на законопроект, поступивших от субъектов права законодательной инициативы, только в одном предлагалось его отклонить.
Однако дальнейшее рассмотрение законопроекта пока отложено на неопределённый срок. При подготовке его ко второму чтению необходимо продолжить работу с депутатами Государственной Думы с тем, чтобы:
· жёстко прописать обязанность органов государственной власти субъектов Федерации до 1 января 2005 года принять региональные законы, устанавливающие льготы для тех категорий граждан, в отношении которых льготы не будут действовать по федеральному законодательству, и установить их на уровне не ниже установленного федеральным законом;
· распространить на кооперативы тарифы, которые будут установлены государственными и муниципальными органами власти для муниципальных и государственных фондов жилья;
· обязать организации, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, ежегодно информировать муниципальные органы и граждан (жильцов) о мерах по сокращению издержек на оказание жилищно-коммунальных услуг;
· снизить предельную долю в совокупном доходе семьи затрат на оплату населением жилищно-коммунальных услуг с 22 % до не более 15%;
· закрепить положение о том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги не должен превышать роста потребительских цен в среднем исчислении, закладываемого в расчёты при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Весенняя сессия Федерального Собрания Российской Федерации начнётся 13 января 2003 года. 15 января, на первом в будущем году пленарном заседании Государственной Думы, депутаты примут примерную программу законопроектной работы, в соответствии с которой будет скорректирована и направлена Вам таблица законопроектов, приоритетных с точки зрения прав и интересов профсоюзов.








Отдел Аппарата ФНПР по взаимодействию с Федеральным Собранием Российской Федерации
(тел. для справок 9387873)

05.01.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English