ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Информационно-аналитические материалы
ФНПР и Дума: итоги и перспективы

Осенняя сессия 2003 года стала заключительной для Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. В связи с выборами депутатов в нижнюю палату российского парламента сессия прошла в особом режиме: две недели – законотворческая работа в комитетах и пленарные заседания (по три раза в неделю), две недели – встречи с избирателями в округах .
За период осенней сессии 2003 года депутаты Государственной Думы провели 15 пленарных заседаний, в ходе которых было рассмотрено свыше 300 вопросов, приняты около 60 федеральных законов, в том числе 9 повторно (из них - 1 с учетом предложений Президента РФ, 7 – в редакции согласительной комиссии, 1 - в ранее принятой редакции ).
В период осенней сессии 2003 года ФНПР, как и прежде, активно участвовала в законотворческом процессе, взаимодействуя с профильными комитетами и комиссиями Госдумы и Совета Федерации по законопроектам социально-экономической проблематики, принимая участие в парламентских слушаниях, заседаниях «круглых столов» и других мероприятиях, проводимых Федеральным Собранием Российской Федерации, в том числе и по инициативе профсоюзов.
В редакции согласительной комиссии был принят закон «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон “О минимальном размере оплаты труда”» . Помимо повышения минимального размера оплаты труда с 1 октября 2003 года до 600 рублей, закон впервые предоставил право законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы, устанавливающие более высокий по сравнению с федеральным уровень минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации за счёт средств соответствующего бюджета с учётом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего уровня. Этим правом могут воспользоваться те субъекты Российской Федерации, которые не являются получателями дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что принятие данного закона стало возможным благодаря массированному давлению профсоюзов.
Приоритетными в период осенней сессии российского парламента были проекты законов на 2004 год: федерального бюджета, бюджета Фонда социального страхования, бюджета Пенсионного фонда, бюджета Фонда обязательного медицинского страхования, а также страховые тарифы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний .
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2004 год» принят Государственной Думой 28 ноября 2003 года, одобрен Советом Федерации 10 декабря 2003 года.

Макроэкономические характеристики
проекта федерального бюджета на 2004 год
2004 год
(млрд. руб.)
Доходы 2 742,85
Расходы 2 659,45
Профицит 83,4

В процентах к 2003 году
Доходы 113,4
Расходы 113,4
Профицит 115,6

Справочно:
2003 год
(млрд. руб.)
Доходы 2 417,79
Расходы 2 345,64
Профицит 72,15

Объём ВВП прогнозируется в сумме 15300 млрд. рублей, темпы экономического роста 5,2%, уровень инфляции 110%. В 2004 году прожиточный минимум в среднем на душу населения прогнозируется на уровне 2500 рублей, в разрезе социально-демографических групп: для трудоспособного населения - 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445 рублей.
Превышение доходов над расходами в сумме 83,4 млрд. рублей направляется в 2004 году на образование в рамках федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации (на основании федерального закона «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации» ).
Бюджет, как и в предыдущие годы (и ФНПР отмечала это в своём заключении), сформирован без применения каких-либо социальных нормативов, без учёта критериев объективной оценки объёмов расходов бюджета, необходимых для обеспечения минимально приемлемых условий жизни населения. При отсутствии необходимых вложений в социальную сферу бюджетный профицит становится профанацией экономической эффективности, а не экономическим достижением. Кроме того, по мнению учёных и профсоюзных аналитиков, создание Стабилизационного фонда означает отвлечение ещё больших финансовых средств с российского внутреннего рынка.
По разделу «Социальная политика» расходы в проекте федерального бюджета на 2004 год установлены в объёме 161,19 млрд. рублей, или 107,0% к уровню 2003 года. Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2004 год составляет 6,06% против 6,4% в 2003 году. Это наименьший за последние 6 лет прирост средств по данному разделу. При этом доля социальных расходов на финансирование отраслей социальной сферы в валовом внутреннем продукте осталась на прежнем уровне (2,4 %).
Средняя заработная плата работников образования, здравоохранения, культуры и искусства, органов социального обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в промышленности.
Расчётное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» устанавливается в размере 22%. Это несколько выше, чем в 2003 году (21,6%), но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%).
Необходимо отметить, что в первоначальном варианте проекта федерального бюджета на 2004 год вообще не было установлено соотношение между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума. Соответствующая статья в законопроекте появилась по настоянию профсоюзной стороны после заседания Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 13 августа 2003 года, на котором рассматривались социальные аспекты бюджета. На этапе так называемого «нулевого» чтения, депутатам, ориентированным на взаимодействие с профсоюзами, удалось повысить расходную часть приблизительно на 60 млрд. руб. Однако этого недостаточно для решения проблемы борьбы с бедностью и повышения уровня жизни граждан Российской Федерации.
ФНПР в своём заключении отмечала, что увеличение зарплаты работников непроизводственных отраслей на 33% с 1 октября 2003 года не возмещает полностью инфляционных потерь, накопившихся с момента предыдущего увеличения зарплаты. По расчётам профсоюзных экспертов, инфляция в 2004 году даст сокращение реальных доходов работников бюджетной сферы до 15%. Но, аргументируя тем, что реформа механизмов финансирования бюджетной сферы может спровоцировать рост задолженности по выплате заработной платы в регионах, правительство не учло предложения профсоюзов о внесении в расходную часть федерального бюджета статьи об увеличении с 1 июля 2004 года зарплаты работникам бюджетной сферы на 50 %.
При рассмотрении бюджета в третьем чтении группой депутатов-центристов была инициирована поправка в текст Постановления Госдумы «О принятии в третьем чтении проекта федерального закона “О федеральном бюджете на 2004 год”»:
«Правительству Российской Федерации по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2004 года внести в Госдуму предложения о возможности индексации заработной платы работникам бюджетной сферы, оплачиваемым по единой тарифной сетке, в соответствии с ростом инфляции и источниками покрытия затрат, связанных с указанной индексацией».
В федеральном бюджете на 2004 год общие расходы в области государственной политики занятости населения Российской Федерации предусмотрены в размере 20347,2 млн. рублей, что составляет 118,0% по отношению к 2003 году. В связи с прогнозируемым ростом численности регистрируемых безработных граждан увеличена статья расходов на выплату пособий по безработице (120,2% к уровню 2003 года). Новая статья расходов - средства в сумме 84,0 млн. рублей на организацию временного трудоустройства безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В целом государственная политика занятости в 2004 году по-прежнему носит преимущественно пассивный характер, основная масса денежных средств направляется на выплату пособий и прочие выплаты безработным гражданам. И лишь 13 % всех расходов, выделяемых на государственную политику занятости, направляются собственно на мероприятия по обеспечению занятости и трудоустройства граждан. В то же время численность безработных граждан на российском рынке труда, рассчитанная по методологии МОТ, ожидается в будущем году в размере 5,8-6,1 млн. человек, или более 8% от численности экономически активного населения, и существенного снижения числа безработных не прогнозируется.

В осеннюю сессию 2003 года Государственная Дума приняла федеральный закон «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» . Закон предусматривает повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, посредством увеличения базовой части их трудовой пенсии на централизованно установленный районный коэффициент к заработной плате, действующий в конкретном районе (местности) для работников непроизводственных отраслей. При переезде граждан на новое постоянное место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии определяется исходя из размера районного коэффициента по новому постоянному месту жительства. В случае выезда граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое постоянное место жительство размер базовой части трудовой пенсии определяется без учёта централизованно установленного районного коэффициента к заработной плате. При этом порядок увеличения базовой части трудовой пенсии, предусмотренный данным законом, не распространяется на порядок исчисления пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других социальных выплат, устанавливаемых исходя из размера базовой части трудовой пенсии. Увеличение размера базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, позволит улучшить пенсионное обеспечение данной категории лиц, приблизить базовую часть трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера.
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год предусмотрены расходы в сумме 7,5 млрд. рублей на выплату базовой части пенсии данной категории пенсионеров с учётом районного коэффициента.
Для всех категорий получателей пенсий расходы на выплату базовой части трудовой пенсии определены с учётом дополнительных затрат по увеличению (индексации) размера базовой части трудовой пенсии с учетом инфляции 10,4%, что соответствует прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации. Бюджетом Фонда на 2004 год предусмотрено увеличение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2004 года с 598 рублей до 620 рублей в месяц и с 1 октября 2004 года - до 660 рублей.
Суммарные расходы на выплату, доставку и индексацию базовых частей трудовой пенсии в 2004 году полностью обеспечены финансовыми ресурсами и составят 301,48 млрд. рублей. Дополнительные расходы на индексацию размеров базовых частей трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в бюджете Фонда также предусмотрены с учетом прогнозируемой инфляции и составляют 12,8 млрд. рублей.
Индексация пенсий будет осуществляться в соответствии с законодательством, исходя из роста потребительских цен, заработной платы и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. В 2004 году среднегодовой размер трудовой пенсии по оценкам Пенсионного фонда Российской Федерации составит 1884 рубля в месяц, в то время как величина прожиточного минимума пенсионера прогнозируется Минэкономразвития России в размере 1900 рублей.
Следует отметить, что при планируемом в 2004 году поступлении страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в сумме 380,37 млрд. рублей, общий объём средств на выплату, доставку, индексацию и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен Фондом в размере 540,3 млрд. рублей. Таким образом, планируемый объём текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке. Для покрытия текущего дефицита по указанным расходам в сумме 159,9 млрд. рублей Фондом предполагается направить сумму превышения единого социального налога над расходами по выплате базовой части трудовой пенсии - 136,7 млрд. рублей, часть средств резерва Фонда -19,7 млрд. рублей, другие источники - 3,4 млрд. рублей.

В связи с курсом правительства на сокращение ставки единого социального налога, доходы Фонда социального страхования Российской Федерации не позволяют обеспечивать в полном объёме те социальные выплаты, которые финансировались ранее. Как и предупреждали профсоюзные эксперты, отказ от страховых принципов и введение единого социального налога в качестве фондообразующего привели Фонд к кризису. Так, в проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год» не были урегулированы вопросы финансирования детского летнего отдыха и детско-юношеских спортивных школ , санаторно-курортного лечения и оздоровления работников и членов их семей.
Тем не менее депутатам, ориентированным на взаимодействие с профсоюзами, удалось отчасти выправить ситуацию, прежде всего благодаря поддержке профсоюзов. По инициативе депутата Госдумы А.К. Исаева при Комитете Госдумы по труду и социальной политике для подготовки проекта бюджета к дальнейшему рассмотрению была создана рабочая группа из представителей заинтересованных комитетов Госдумы, Минфина России, Минтруда России, Фонда социального страхования Российской Федерации. В результате проведённой работы по оптимизации средств Фонда социального страхования было увеличено финансирование детского оздоровительного отдыха (до уровня прошлого года), выделены необходимые средства на финансирование детско-юношеских спортивных школ.
В частности, законопроект дополнен новой статьей, в соответствии с которой в 2004 году за счёт средств обязательного социального страхования будет осуществляться частичное содержание детско-юношеских спортивных школ, финансируемых Фондом и не переданных субъектам Федерации по состоянию на 1 января 2004 года, в части расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава, оплату аренды спортивных сооружений и помещений в целом или их части, если эти сооружения и помещения необходимы для проведения учебно-тренировочного процесса.
Увеличены расходы на оздоровление детей за счёт средств Фонда социального страхования – 11566,8 млн. рублей, на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ – 1000,0 млн. рублей.
В целом бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год утверждён:
по доходам – в сумме 159 989,7 млн. руб. ,
по расходам – в сумме 158 935,0 млн. руб., -
что выше первоначальных проектировок .



26 ноября 2003 года Совет Федерации отклонил с созданием согласительной комиссии Федеральный закон «О коммерческой тайне», принятый Государственной Думой 19 ноября 2003 года. В ходе обсуждения отмечалось, что закон о коммерческой тайне имеет особое значение для совершенствования рыночных отношений, совершенствования рынка товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции. Правовые характеристики понятия коммерческой тайны и условия, при которых информация составляет коммерческую тайну, сегодня разбросаны по ряду федеральных законов, нормативных документов правительства, министерств и ведомств и частично определены в Гражданском и Трудовом кодексах Российской Федерации. Закон призван исправить существующую правовую нестыковку понятий, а также объединить и систематизировать имеющиеся нормы, привести их в соответствие с требованиями современного международного права .
Вместе с тем сенаторы подчёркивали, что многие положения закона требуют доработки. В частности, члены Совета Федерации были единодушны с профсоюзами в том, что в данном законе не прописан порядок представления информации представителям работников для заключения коллективных договоров. Предоставление такой информации предусматривается действующим Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях».
Следует отметить, что при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе ряд поправок, внесённых депутатом А.К. Исаевым по предложению ФНПР, был учтён. Однако, по мнению профсоюзов, в законопроекте оставались серьёзные недостатки. Поправка, которую внёс А.К. Исаев непосредственно на пленарном заседании палаты для устранения этих недостатков, не набрала нужного количества голосов.
Члены Совета Федерации, вошедшие в состав согласительной комиссии для преодоления разногласий по закону «О коммерческой тайне», при доработке закона готовы со своей стороны внести в него поправки, подготовленные ФНПР.

Из законопроектов, которые были внесены и приняты в течение осенней сессии 2003 года, можно отметить «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в части продления для землепользователей срока переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками)» . Закон продлевает сроки обязательного переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками для юридических лиц до 1 января 2006 года.

Законотворческий процесс в системе современного российского парламентаризма не ограничивается только пленарными заседаниями палаты и работой депутатов в соответствующих комитетах и комиссиях. Законодательная деятельность непосредственно связана с проведением комплекса мероприятий – парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, совещаний, заседаний экспертных советов. В период осенней сессии 2003 года профсоюзы принимали активное участие в тех мероприятиях, которые касались социально-экономических вопросов и защиты трудовых прав граждан.
Так, 13 октября 2003 года в Государственной Думе Федерального Собрания РФ состоялись парламентские слушания «Проект федерального бюджета 2004: северный аспект», организованные Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока и Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Хроническое недофинансирование «северных» статей и программ в проекте федерального бюджета сделало в последние годы проведение подобных парламентских слушаний традиционными. Участники слушаний провели подробный анализ проекта федерального бюджета на 2004 год с точки зрения государственной поддержки северных территорий. Депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители органов власти субъектов Российской Федерации, ассоциаций межрегиональных и муниципальных образований, общественных организаций высказывались не только относительно поправок в «северные» статьи проекта бюджета на будущий год, но и по другим социально-экономическим проблемам северных регионов России.
Несмотря на то, что многие из рекомендаций парламентских слушаний при рассмотрении проекта федерального бюджета не были учтены, защиту «северных» интересов, исходящую от законодателей, нельзя недооценивать. Позиция законодателей, а также их консолидированные усилия совместно с профсоюзами представляются особенно важными в процессе разработки проекта федерального закона «О районировании Крайнего Севера и Арктики», который должен определить статус северных регионов и, соответственно, объёмы их государственной поддержки.
10 ноября 2003 года в Гербовом зале Государственной Думы прошло заседание «круглого стола», на котором обсуждались предложения министерств, ведомств и организаций к Концепции социального государства Российской Федерации.
Проект Концепции социального государства Российской Федерации был подготовлен членами Временного творческого коллектива с участием представителей ФНПР и во главе с ректором Академии труда и социальных отношений Н.Н. Гриценко.
По мнению выступавших, Концепция социального государства содержит реалистичные и конструктивные предложения. Речь идёт о таких положениях, как обеспечение роста реальной заработной платы и доходов населения и на их основе рост качества и уровня жизни, разработка и осуществление государственной программы борьбы с бедностью, создание современных производств и новых рабочих мест, защита через социальное партнёрство трудовых прав и интересов работников, содействие общественно полезному и эффективному предпринимательству и многое другое.
Оргкомитет и участники заседания, рассмотрев доработанный текст Концепции социального государства, решили принять её с учётом предложений министерств, ведомств и организаций и рекомендовать использовать её в качестве методологической основы для разработки и реализации комплекса государственных мер, обеспечивающих поэтапное движение современной России к социальному государству.
Принято решение провести 20 января 2004 года в Академии труда и социальных отношений научно-практическую конференцию для широкого обсуждения Концепции социального государства Российской Федерации и предложений по её реализации.
Было также подтверждено принятое на заседании «круглого стола» 19 ноября 2002 года обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с просьбой рассмотреть Концепцию социального государства на заседании Государственного Совета Российской Федерации.
31 октября 2003 года в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялось заседание «круглого стола», организованного Комитетом Совета Федерации по социальной политике при активном участии ФНПР: «Преодоление бедности – необходимое условие экономического роста и развития социального государства». Обсудив причины бедности значительной части населения России, а также стратегию и практику государственной политики сокращения бедности в контексте формирования основ социального государства, участники «круглого стола» отметили, что проблема преодоления бедности может быть решена только при условии осознания её острейшей социальной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности России и требующей политической воли и скоординированных действий власти всех институтов гражданского общества.
Позицию профсоюзов по вопросу сокращения бедности изложил в своём содокладе директор Института социальной политики Академии труда и социальных отношений, д.э.н., профессор Д.В. Шавишвили. Среди участников «круглого стола» было распространено Постановление Генерального Совета ФНПР от 28 октября 2003 года «О позиции и действиях профсоюзов по достижению достойной оплаты труда как основному средству борьбы с бедностью». Профсоюзный подход к решению проблемы получил практически единогласную поддержку большинства выступавших – членов Совета Федерации, представителей региональных законодательных органов власти, общественных организаций и науки.
Показательно, что на заседании «круглого стола» не присутствовал ни один представитель российского правительства, которое несёт значительную часть ответственности за разработку и реализацию социально-экономической политики, направленной на сокращение масштабов бедности.
11-12 сентября 2003 года на базе Академии труда и социальных отношений состоялась научно-практическая конференция «Проблемы защиты трудовых прав граждан». Помимо Академии – «кузницы профсоюзных кадров», её организаторами выступили Комитет Госдумы по труду и социальной политике, субрегиональное бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Союз юристов России, Российская ассоциация трудового права и права социального обеспечения. В её работе приняли участие видные учёные-специалисты в области трудового права, судьи, профсоюзные лидеры, депутаты, представители Минтруда России.
К сожалению, решения парламентских слушаний имеют для правительства не директивный, а рекомендательный характер, и только часть рекомендаций получает воплощение в правительственных проектах законов.

Всего в течение третьего созыва состоялось 265 заседаний Государственной Думы, на которых было рассмотрено в разных чтениях около 2100 законопроектов. Среди них семь кодексов Российской Федерации, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации и часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации.
В сфере государственного устройства были приняты федеральные законы о новом порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, о разграничении полномочий между федеральными Центром и субъектами Федерации, об основах системы органов местного самоуправления в Российской Федерации.
В сфере социальной политики прежде всего следует отметить крупные изменения в трудовом законодательстве. Принят Трудовой кодекс Российской Федерации, а также Федеральный закон «Об объединениях работодателей».
Одно из центральных мест в социальном законодательстве занял блок законов по пенсионной реформе.

Много споров и дискуссий вызвал правительственный проект реформы жилищно-коммунального хозяйства. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» определил порядок оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами.
Одной из причин резкой критики проекта данного федерального закона являлось его положение о том, что, если расходы семьи на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг превышают установленный федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в настоящее время 22%), сумма превышения компенсируется предоставлением субсидии. Однако для 30% людей, живущих за чертой бедности, эта субсидия перестает быть мерой социальной защиты.
Поэтому в проект закона была внесена поправка, в соответствии с которой для малоимущих семей данный стандарт применяется с понижающим коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода в семье к прожиточному минимуму . Тем не менее федеральный стандарт 22% остается проблемой для тех семей, чей среднедушевой доход находится на уровне прожиточного минимума или незначительно превышает его.
Федеральный закон устанавливает ответственность граждан за оплату жилья и коммунальных услуг, обязывает организации ЖКХ принимать меры по применению энергосберегающих технологий, повышению качества услуг, снижению расходов на содержание, ремонт жилья, оказание услуг, но не определяет ответственность за невыполнение этого положения. Кроме того, благодаря поправкам, внесённым в том числе и членами межфракционной депутатской группы «Солидарность», закон сохраняет в полном объёме льготы по оплате жилья для ветеранов труда и проживающих в сельской местности специалистов до 1 января 2005 года . И хотя не все недостатки удалось устранить, в целом принятый федеральный закон обеспечивает правовое регулирование жилищно-коммунальной реформы, направленной на вывод отрасли из системного кризиса. Для нормального функционирования данного закона необходимо скорейшее принятие Правительством Российской Федерации стандартов качества коммунальных услуг и правил перерасчета платежей населения, при непредоставлении или предоставлении меньшего установленного объёма этих услуг коммунальными организациями.

В период весенней 2003 года сессии был принят пакет из шести федеральных законов, касающихся регулирования электроэнергетической сферы. Базовым среди них является Федеральный закон «Об электроэнергетике» .
В процессе рассмотрения в Госдуме текст Закона Российской Федерации «Об электроэнергетике» существенно изменился. В частности, были введены (в том числе и по инициативе депутатов-членов МФДГ «Солидарность») нормы, обязывающие правительство раз в год, до принятия бюджета, устанавливать предельные уровни тарифов; введён запрет на веерные отключения должников вместе с добросовестными потребителями; закреплена исключительная собственность государства на АЭС и запрет на передачу государственных пакетов акций ГЭС. Были значительно расширены регулирующие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При общей потребности в более эффективном обеспечении процесса энергосбережения и деятельности по регулированию тарифов на потребляемую энергию указанный пакет законов по-прежнему вызывает большое количество вопросов. Обращает на себя внимание фактическое отсутствие в Законе Российской Федерации «Об электроэнергетике» полномочий органов местного самоуправления в сфере электроэнергетики при том, что обязанности по обеспечению населения электроэнергией остаются за ними. Ряд статей закона, определяющих инвестиционную политику государства в электроэнергетике, носят декларативный характер.
Ввиду особых опасений, связанных с проблемой неконтролируемого роста тарифов на электроэнергию и тепло, члены МФДГ «Солидарность» активно участвовали в работе по установлению государственного контроля за ростом тарифов на энергоресурсы. Согласовать проекты решений по установлению тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование тарифов, с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий призван Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» .
Большое значение имеет закон «О порядке учёта доходов малоимущей семьи или малоимущих одиноко проживающих граждан и исчисления среднедушевого дохода для оказания им государственной социальной помощи». Сохранился заявительный характер получения пособий малоимущим семьям, одиноким гражданам. ФНПР выступала против учёта имущественной составляющей дохода, поскольку значительной части населения имущество досталось ещё от прежних времён и фактически не даёт никакого дохода. В законопроект вошёл компромиссный вариант, при котором определять, в какой степени имущественная составляющая должна учитываться в доходе, будут регионы. И, кроме того, этот доход не должен быть меньше прожиточного минимума.

Третий состав депутатского корпуса по разным причинам не успел рассмотреть более полутора тысяч законопроектов, среди которых – «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда», «О минимальных государственных социальных стандартах», «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона “О прожиточном минимуме”» и другие. Принять по ним решения теперь предстоит Государственной Думе четвёртого созыва.
Законопроект «О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда» принят Госдумой во втором чтении 7 октября 2003 года, решением Комитета Госдумы по труду и социальной политике (от 10 ноября 2003 года) перед третьим чтением направлен на заключение правительства, так как в него были внесены концептуальные изменения, касающиеся сроков введения и процентных соотношений между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Правительство заключение до конца осенней сессии не представило. В бюджете на 2004 год расходов на реализацию этого закона не предусмотрено.
Проект федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах» принят Госдумой в первом чтении 11 июня 2003 года. Ко второму чтению его готовила межфракционная депутатская рабочая группа с привлечением специалистов Аппарата ФНПР. Государственные минимальные социальные стандарты должны быть основой нормативного финансирования социальных расходов на всех уровнях бюджетной системы. В то же время ФНПР не устраивает, что законопроект, во-первых, предполагает ограниченный набор государственных гарантий, подлежащих стандартизированию для последующего финансирования, во-вторых, ориентирует на минимально допустимый, а не на минимально необходимый уровень бесплатных услуг.
В настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы находится законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» , призванный устранить имеющиеся противоречия и неточности , исключить возможность неоднозначного толкования норм. Текст данного законопроекта подготовлен рабочей группой Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, в состав которой вошли представители всех депутатских объединений в Государственной Думе, в том числе члены МФДГ «Солидарность», и представители сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Правительства Российской Федерации, общероссийских объединений работодателей, общероссийских объединений профессиональных союзов), а также группой экспертов, в работе которой наряду с представителями социальных партнёров принимали участие специалисты в сфере трудового права и практики, представители министерств и ведомств, а также Верховного Суда Российской Федерации.
В ходе подготовки законопроекта рабочей группой были рассмотрены имеющиеся в Государственной Думе проекты федеральных законов, предполагающие изменение и дополнение отдельных статей Трудового кодекса Российской Федерации, а также более восьмисот поправок, предложенных членами рабочей группы. При этом в текст законопроекта включены лишь те предложения, по которым выработаны согласованные решения.
Ряд предложений ФНПР, по которым не было достигнуто согласие при разработке законопроекта, а также иные предложения, которые представлены ФНПР через членов МФДГ «Солидарность» в виде поправок к законопроекту, будут рассматриваться в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении.
Непростая ситуация складывается с правительственным проектом федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”». В тексте данного законопроекта речь идёт об исключении понятия «минимальный размер пенсии по старости» и положения об установлении федеральным законом о федеральном бюджете соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума. Тем самым Правительство Российской Федерации снимает с себя обязанность проводить политику, направленную на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.
По настоянию профсоюзов данный законопроект 17 октября 2003 года рассматривался на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В протоколе заседания было отмечено особое мнение стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов.
Учитывая, что по новому пенсионному законодательству базовая часть пенсии служит основой расчёта пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также является по своему назначению минимальной гарантией государства на пенсионное обеспечение, её размер не должен быть ниже уровня прожиточного минимума пенсионера. Профсоюзы предложили заменить понятие «минимальный размер пенсии по старости» на «размер базовой части пенсии по старости», а также оставить статью 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» без изменения до внесения соответствующего законопроекта, реализующего статью 421 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку установление соотношения между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом является в настоящий момент не утверждением прожиточного минимума, а единственным законодательным механизмом установления минимального размера оплаты труда.
Комитет Госдумы по труду и социальной политике 10 ноября 2003 года рекомендовал к принятию в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”». На решение комитета в значительной степени повлиял тот факт, что на законопроект поступили положительные отзывы из субъектов Российской Федерации.
ФНПР будет добиваться отклонения данного законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Принят только в первом чтении и внесённый Президентом Российской Федерации проект федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», к которому у профсоюзов тоже есть вопросы: там предусмотрен запрет на замещение должности гражданской службы при избрании в органы профсоюзов или первичной профсоюзной организации и их аппаратов, в этом случае прекращается служебный контракт.
Перед началом осенней сессии 2002 года Правительство Российской Федерации в обход Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений внесло в Государственную Думу проект закона о пролонгации до конца 2004 года срока действия устаревшей потребительской корзины по Российской Федерации в целом. Депутаты (в том числе и ввиду того, что новая российская потребительская корзина правительством не была разработана) приняли компромиссное решение: срок действия прежней потребительской корзины продлить только на год, с поручением правительству до 1 июня 2003 года внести в Государственную Думу проект новой потребительской корзины. Несмотря на многочисленные заявления и протесты профсоюзной стороны РТК, правительство не только не выполнило поручение депутатов, но и рассчитало бюджет будущего года на основе прежней потребительской корзины, тем самым ставя всех: и законодателей, и стороны социального партнёрства, и граждан страны – перед фактом. 19 декабря 2003 года депутатом Государственной Думы П.Б. Шелищем внесён проект федерального закона № 404574-3 «О продлении срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"».

Главный вывод для ФНПР и её членских организаций состоит в том, что организация конструктивного взаимодействия с законодательной властью как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации приобретает всё более сложный характер. На успех можно надеяться только в случае согласованной работы членских организаций ФНПР как с Федеральным Собранием в целом, так и с отдельными депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, с органами законодательной власти субъектов Российской Федерации.

На первом в будущем году пленарном заседании Государственной Думы депутаты примут примерную программу законопроектной работы, в соответствии с которой будет сформирована и направлена в членские организации ФНПР таблица законопроектов, приоритетных с точки зрения прав и интересов профсоюзов.

Отдел Аппарата ФНПР по взаимодействию с
Федеральным Собранием Российской Федерации

24.12.2003
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English