ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Информационно-аналитические материалы
О взаимодействии ФНПР с Госдумой в период весенней сессии 2004 года

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ СОБРАНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в течение весенней сессии 2004 года)

Весенняя сессия парламента Российской Федерации (29 декабря 2003 года – 10 июля 2004 года) – первая сессия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации IV созыва.

Состав Государственной Думы IV созыва

Наименование фракции и количество депутатов
(по состоянию на 10 июля 2004 года)

1. Фракция «Единая Россия» (руководитель Б. Грызлов) – 304 (67.78%);
2. Фракция Коммунистической партии Российской Федерации (руководитель Г. Зюганов) – 51 (11.33%);
3. Фракция «Либерально-демократическая партия России (ЛДПР)»
(руководитель И. Лебедев) – 36 (8.00%);
4. Фракция «Родина» ( руководитель Д.Рогозин)- 38 (8.44%);
5. Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения – 15 (3.33%)

Выборы депутатов Государственной Думы IV созыва и последующее организационное оформление нижней палаты российского парламента в новом составе, выборы Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года, структурная реформа федеральных органов исполнительной власти повлияли в целом на ход законотворческого процесса и его результаты. Фактически до середины мая депутаты занимались «утилизацией» старых законопроектов, которые «застряли» в Государственной Думе на разных стадиях рассмотрения.
Принципиально новым этапом законодательной работы стал так называемый консультационный процесс, который существенно отличается от «нулевого» чтения: «нулевые» чтения проходят по уже подготовленным законопроектам, а консультационный процесс – это работа депутатов совместно с правительством над концепцией законопроекта. Специалисты-эксперты, представители ФНПР, имели возможность принимать участие в такой работе.
Взаимодействие ФНПР с Федеральным Собранием Российской Федерации на протяжении весенней сессии 2004 года дало следующие результаты.

1. В части федеральных законов, принятых
Государственной Думой

«О государственной гражданской службе Российской Федерации», (внесен Президентом Российской Федерации 23 сентября 2003 года, принят Государственной Думой 7 июля 2004 года, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года, направлен Президенту Российской Федерации)
При подготовке проекта ко второму чтению уточнены основные принципы гражданской службы, квалификационные требования по должностям; конкретизированы основные права и обязанности гражданских служащих, а также нормы, связанные с прекращением служебного контракта и увольнением, наложением и снятием дисциплинарного взыскания, предоставлением отпусков, финансированием гражданской службы. При доработке законопроекта были учтены практически все замечания и поправки, предложенные ФНПР, и прежде всего был снят запрет на замещение должности гражданской службы при избрании на неосвобожденную работу в органы профсоюзов или первичной профсоюзной организации и их аппаратах. Проект федерального закона готовился при непосредственном участии Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации.

«О коммерческой тайне»
(внесен Правительством Российской Федерации 24 марта 2003 года, принят Государственной Думой 19 ноября 2004 года, отклонен Советом Федерации с созданием согласительной комиссии 26 ноября 2004 года, принят Государственной Думой в редакции согласительной комиссии 9 июля 2004 года, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года, направлен Президенту Российской Федерации)
15 апреля 2004 года согласительная комиссия, созданная Государственной Думой и Советом Федерации по закону, частично приняла предложения ФНПР по изменению текста документа. В частности, появился пункт 9 статьи 11, который установил, что сведения, составляющие коммерческую тайну, но необходимые представителям работников для переговоров и последующего заключения коллективного договора, предоставляются в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. На итоговом заседании комиссии 30 июня 2004 года пункт 9 статьи 11 был снят, поскольку он дублировал пункт 11 статьи 5, где установлено, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
(внесен Правительством Российской Федерации 18 апреля 2003 года, принят Государственной Думой 4 июня 2004 года, одобрен Советом Федерации 9 июня 2004 года, подписан Президентом Российской Федерации 19 июня 2004 № 54-ФЗ)
Цель данного закона – создание правовой основы организации и проведения публичных мероприятий общественно-политической направленности; устранение рудиментов разрешительной системы при проведении публичных мероприятий.
Исаев А. К., заместитель Председателя ФНПР, председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, при обсуждении законопроекта в первом чтении 31 мая 2004 года сказал следующее:
«Ни у кого не вызывает сомнений то, что в демократическом обществе должен быть закон, регулирующий массовые мероприятия. Нам принципиально необходимо принять соответствующий федеральный закон. Принятие федерального закона раз и навсегда снимет проблему злоупотреблений местных властей, разного толкования тех или иных норм. Поэтому, безусловно, это необходимо, и мы, как парламент, серьезно запаздываем с принятием подобного федерального закона. Закон, который обсуждается сегодня, разумеется, шедевром не является. К нему есть целый ряд серьезных замечаний, которые уже высказывались в ходе обсуждения, в ходе вопросов. Самое главное, что представитель правительства, выступая здесь, признал целый ряд этих замечаний. Мы также будем настаивать на изменении ряда норм закона, на уточнении понятия "прилегающие территории", на уточнении предоставления возможности проведения митингов и демонстраций в тех или иных случаях. Но для того чтобы мы получили в конце концов федеральный закон, который гарантировал бы всем гражданам нашей страны, независимо от места проживания, равные возможности по проведению митингов и демонстраций, мы должны эту работу начать. Поэтому, понимая недостатки этого закона, фракция "Единая Россия" будет голосовать в первом чтении за данный законопроект и будет очень серьезно работать над ним во втором чтении».
Два месяца шла работа над поправками. Специалисты, эксперты от ФНПР принимали участие во всех мероприятиях в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Практически все предложения ФНПР были учтены.
Тщательная проработка этого законопроекта, принятого в первом чтении, позволила существенным образом изменить подходы, которые были в законопроекте при его внесении.
Однозначно установлено, что публичные мероприятия проводятся в уведомительном порядке. Практически до нуля сведено влияние любых чиновников любого уровня на право граждан на проведение публичных мероприятий. Четко определены понятия: шествие, демонстрация, пикетирование, собрание и другие. Дифференцированы сроки подачи уведомлений.
Изъята одиозная норма о запрете проведения демонстраций у зданий органов государственной власти. Кардинально сокращен перечень мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Принята поправка, которая лишает возможности произвольно определять границы, за которыми проводится публичное мероприятие: границы определяются фактически границами землеотвода того или иного здания, сооружения, отодвинуть дальше демонстрацию чиновник уже просто не может.
Подробно в законе изложены права и обязанности, порядок действия всех лиц, которые отвечают и за организацию публичного мероприятия, и за поддержание порядка во время публичного мероприятия, и тех, кто принимает на себя ответственность за прекращение публичного мероприятия или его приостановку. Принципиальным является то, что прекращение публичного мероприятия непосредственно и сразу невозможно, обязательно должен пройти этап приостановления мероприятия.
Работа над проектом федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» еще раз доказала, что стоит плотнее сомкнуть ряды и оказать властям организованное сопротивление, как чиновники отступают. Большим подспорьем в решении задачи стали встречи с депутатами в территориальных объединениях организаций профсоюзов и трудовых коллективах, дружные отклики с мест; письма и телеграммы в адрес депутатов Государственной Думы распространялись в зале пленарных заседаний. Вместе с тем практика показала, что эффективная работа любого института гражданского общества не может строиться только на конфронтационной основе: критика решений конкретных властных структур должна нести в себе позитив. Надо предлагать свои варианты решения проблем.

«О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации"» (об увеличении рентной составляющей при налогообложении добычи нефти)
(внесен Правительством Российской Федерации 14 апреля 2004 года, принят Государственной Думой 23 апреля 2004 года, одобрен Советом Федерации 28 апреля 2004 года, подписан Президентом Российской Федерации 7 мая 2004 № 33-ФЗ)
Закон повышает пошлину за экспорт нефти и увеличивает ставку налога на добычу полезных ископаемых.

«О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (в части снижения размеров базовых налоговых ставок единого социального налога с 35,6 % до 26 % и изменения шкалы регрессии)
(внесен депутатами Государственной Думы третьего созыва 3 апреля 2004 года под названием «О внесении изменений в статью 241 Налогового кодекса Российской Федерации», принят Государственной Думой в первом чтении 6 июня 2003 года, в третьем – 23 июня 2004 года, одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 года, направлен Президенту Российской Федерации)
Закон предполагает, что для основной массы предприятий и годовом доходе на одного работника до 280 тыс. рублей единый социальный налог – 26 процентов (ранее планка была 100 тысяч и ставка единого социального налога – 35,6 процента); при годовом доходе от 280 тысяч до 600 тысяч – 72 тысячи плюс 10 процентов с сумм, превышающих 280 тысяч; при годовом доходе свыше 600 тысяч – 104 тысячи плюс 2 процента с сумм, превышающих 280 тысяч. Кроме того, установлены специальные ставки для отдельных групп налогоплательщиков: сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов, адвокатов и некоторых других.
Снижение эффективной налоговой ставки приведет к выпадающим доходам федерального бюджета, бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Позиция профсоюзов по данному вопросу остается последовательной: любые изменения в сфере социальной защиты работника не должны ущемлять его права, материальное положение и социальные гарантии, должны базироваться на росте заработной платы, повышении социальной ответственности бизнеса, одновременном реформировании систем обязательного социального страхования, их переводе на страховые принципы.
Необходимо вернуться к страховым принципам взимания взносов на социальное страхование, обеспечить соответствие объема страховых обязательств и ресурсов (страховых взносов) на их покрытие, а не наоборот. Нагрузка на фонд оплаты труда может быть снижена за счет прекращения финансирования выплат «нестрахового» характера, их перевода на бюджетное финансирование, но не за счет свертывания отдельных видов социального обеспечения работников, сокращения социальных расходов.
Консультации профсоюзов по этому вопросу в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и по линии взаимодействия с законодателями будут продолжены.

«О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2004 году»
(внесен депутатом Государственной Думы П.Б. Шелищем 1 марта 2004 года под наименованием «О продлении срока действия Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации"», принят Государственной Думой 2 июля 2004 года, одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года, направлен Президенту Российской Федерации)
Данным законом предусматривается продление срока действия Федерального закона от 20 ноября 1999 года № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» до 31 декабря 2004 года.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. Потребительская корзина, законодательно утвержденная в ноябре 1999 года, формально может действовать до 31 декабря 2004 года, после чего она должна быть пересмотрена.
Однако, учитывая, что фактически состав потребительской корзины является набором физиологического выживания, который не пересматривался с более раннего времени, ФНПР с 2000 года последовательно выступала за актуализацию потребительской корзины. В силу ряда факторов правительством по сей день не внесен на рассмотрение ни Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ни Государственной Думы новый проект федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Во избежание правового вакуума (с 1 января 2004 года в стране отсутствует законодательная основа для расчета величины прожиточного минимума) и с учетом положительных отзывов законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Комитет Госдумы по труду и социальной политике принял компромиссное решение поддержать внесенный депутатом Шелищем законопроект и в постановлении Госдумы рекомендовать правительству разработать и внести на рассмотрение законодателей проект федерального закона «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

«О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
(внесен Правительством Российской Федерации 29 сентября 2003 года, принят Государственной Думой 2 апреля 2004 года, одобрен Советом Федерации 14 апреля 2004 года, подписан Президентом Российской Федерации 26 апреля 2004 № 31-ФЗ)
Данный Федеральный закон инициирован Правительством Российской Федерации в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П, согласно которому отдельные положения действующего законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Закон предусматривает изменение объёма выплат денежных сумм в возмещение вреда инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, членам семей, потерявшим кормильца, относящегося к этой категории граждан, а также участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы независимо от степени утраты трудоспособности.
Федеральный закон предусматривает, что размеры выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, за исключением пенсий, пособий и иных выплат, индексация которых определяется в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируется исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Сохраняются ежемесячные денежные выплаты гражданам по возмещению вреда здоровью, превышающие 250 рублей, назначенные до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», положения которого и были признаны Конституционным Судом не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Федеральным законом отменяется установленное ранее ограничение максимального размера выплат (10 тысяч рублей) и устанавливается правовое основание для сохранения размеров ранее назначенных сумм в возмещение вреда инвалидам-«чернобыльцам», а в случае их смерти – нетрудоспособным членам семьи, находившимся на их иждивении, в пределах, установленных федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий год.
Нормами Федерального закона предусмотрена также индексация размеров соответствующих выплат с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами «О федеральном бюджете на 2002 год» и «О федеральном бюджете на 2003 год». Выплата недополученных сумм за 2002-2003 годы будет произведена в течение 2005-2006 годов.

На основании отрицательных заключений ФНПР сняты с дальнейшего рассмотрения проекты федеральных законов № 97803470-2 «О трудовых коллективах» (внесли депутаты Государственной Думы второго созыва В.В.Гришуков, М.В.Фильшин, Ю.И.Полдников), № 99024391-2 «О внесении изменения и дополнения в статью 27 Федерального закона "Об общественных объединениях"» (внесли депутаты Государственной Думы второго созыва В.И.Зоркальцев, В.В.Борщев, Ю.И.Полдников, М.В.Фильшин), № 373868-3 «О внесении дополнения в статью 32 Федерального закона "Об общественных объединениях"» (внесли депутаты Государственной Думы третьего созыва А.С. Давыдов, А.В.Чекис, А.В.Чуев), № 374255-3 «О внесении изменений в статью 28 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"» (внесли депутаты Государственной Думы третьего созыва А.С.Давыдов, А.В.Чекис, А.В.Чуев).

2. В части законопроектов, находящихся на рассмотрении
в Государственной Думе

2 июля 2004 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (в части приведения федерального законодательства, регулирующего полномочия органов власти всех уровней, в соответствие Федеральному закону от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ и Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), внесенный Правительством Российской Федерации 30 мая 2004 года.
В процессе дискуссии первоначальные предложения разработчиков по социальной реформе подверглись корректировке. Благодаря Общероссийской акции протеста профсоюзов 10 июня 2004 года, последующему обсуждению проекта на заседании Российской трехсторонней комиссии, заключениям ФНПР как на концепцию законопроекта, так и на инициативы правительства от 29 апреля 2004 года, принятый в первом чтении вариант будущего закона существенно отличается от того, что правительство планировало навязать обществу. Копия постановления Государственной Думы о проекте федерального закона № 58338-4 прилагается (приложение 1).
В настоящее время идет работа над поправками ко второму чтению проекта федерального закона № 58338-4. ФНПР представила свои предложения по поправкам.

Пакет (27) законопроектов, направленных на формирование в России рынка доступного жилья, разработан депутатами Государственной Думы совместно с правительством, принят в первом чтении 10 июня 2004 года.
К 2010 году разработчики ожидают получить:
• создание нормативно-правовой основы рынка жилья;
• увеличение средней обеспеченности жильем с 19,7 кв. м на чел. до 21,7 кв. м на чел.;
• увеличение годового объема ввода жилья с 36,3 млн. кв. м до 70-80 млн. кв. м, в том числе:
реализуемого на рынке - 60-70 млн. кв. м,
государственного и муниципального - 10 млн. кв. м.;
• увеличение доли населения, способного приобрести стандартную квартиру, в три раза - с 9,5 % до 30,5 %;
• увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования в 30 раз - с 10,5 млрд. руб. до 344 млрд. руб. (в ценах 2003 г.).
18 законопроектов из этого проекта приняты во втором чтении 10 июля 2004 года. На осеннюю сессию перенесено рассмотрение во втором чтении следующих законопроектов:
№ 51721-4 "Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг";
№ 51725-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья";
№ 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации";
№ 51679-4 "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
№ 51708-4 "Жилищный кодекс Российской Федерации"
№ 51711-4 "Градостроительный кодекс Российской Федерации"
№ 51712-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
№ 51731-4 "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"
№ 51667-4 "О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан".
На всех этапах обсуждения пакета законопроектов по формированию в России рынка доступного жилья профсоюзы отмечали, что внедрение ипотечного кредитования может дать положительные результаты только после многократного увеличения зарплаты во всех секторах экономики. В противном случае предложенный пакет законопроектов не обеспечит доступности жилья для большинства населения. Ипотека не сможет стать решением жилищной проблемы для граждан с низким уровнем доходов. По мнению профсоюзов, в пакете законопроектов не предусматривается достаточная степень участия государства в формировании рынка жилья: участие государства ограничено обеспечением социального жилья, без учета потребностей низкодоходной части трудоспособного населения и членов их семей. Вызывает сомнение ограничение функций по контролю со стороны органов опеки по защите прав детей на жилье. Профсоюзы считают, что предлагаемое изменение порядка определения налогооблагаемой базы налога на имущество, расчет от рыночной стоимости недвижимости, которая находится в собственности налогоплательщика, должны быть дифференцированы по качеству и видам собственности и не должны способствовать ухудшению положения беднейших слоев населения. Серьёзные опасения у профсоюзов вызывает и расширение практики выселения неплательщиков, что в свою очередь может привести к социальному напряжению в обществе.
ФНПР подготовила и представила в Государственную Думу свои предложения по поправкам ко второму чтению упомянутых проектов федеральных законов.

2 апреля 2004 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении проект федерального закона № 344332-3 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Федерального закона "О прожиточном минимуме в РФ"» (об исключении понятия «минимальный размер пенсии по старости» и положения об установлении федеральным законом о федеральном бюджете соотношения между минимальным размером оплаты труда и величиной прожиточного минимума).
На законопроект поступили отзывы из 34 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 31 – поддерживают, 1 – не поддерживает, 2 – с замечаниями. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступил 51 отзыв: 44 – поддерживают, 3 – не поддерживают, 4 – с замечаниями.
По мнению ФНПР, нельзя устранять установленный порядок определения минимального размера оплаты в виде соотношения между минимальной пенсией, минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом, поскольку одновременно не вводится других нормативов. Данный законопроект был рассмотрен на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При рассмотрении данного вопроса не удалось достичь единой позиции сторон Комиссии. В протоколе заседания, направленного в Госдуму, отмечено особое мнение стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов, которая предлагает заменить понятие «минимальный размер пенсии по старости» на «размер базовой части пенсии по старости», а также считает необходимым до внесения соответствующего законодательства, реализующего статью 421 Трудового кодекса Российской Федерации, оставить статью 5 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» без изменения.
Для подготовки законопроекта ко второму чтению решением Комитета по труду и социальной политике была образована рабочая группа, в которую вошли с правом совещательного голоса специалисты Аппарата ФНПР. Удалось:
1) заменить понятие «минимальный размер пенсии по старости» на понятие «базовая часть трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 1 статьи 14 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”»,
2) пункт второй статьи 5 изложить в следующей редакции: «Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации поэтапно повышается до величины прожиточного минимума. Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда в Российской Федерации до величины прожиточного минимума устанавливаются федеральным законом. До дня вступления в силу указанного федерального закона соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год».
Срок рассмотрения данного законопроекта во втором чтении пока не определен, но в таком виде профсоюзы его поддерживают (как компромисс).

На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 317259-3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности" (в части приостановления, ликвидации либо запрещения профессиональных союзов)
(внесен депутатом ГД Исаевым А.К. 10 апреля 2003 года, принят Государственной Думой в первом чтении 9 июля 2004 года)
В настоящее время орган исполнительной власти, зарегистрировавший общественную организацию, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» может до решения суда приостановить деятельность этой общественной организации, в том числе профессионального союза, в случае если орган исполнительной власти заподозрит, что общественная организация нарушает российское законодательство. Исключение действует только для политических партий.
Проект федерального закона распространяет аналогичное исключение из правил и для профессиональных союзов, поскольку в Конвенции МОТ (№ 87), ратифицированной Российской Федерацией, предусмотрено, что деятельность профессиональных союзов не может быть приостановлена в административном порядке: решение о приостановке деятельности профессиональных союзов может принять только суд.

Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации», куда вошли только те поправки, которые не вызывали возражений ни у профсоюзов, ни у работодателей, ни у правительства, был принят в первом чтении прошлым составом Государственной Думы (20 июня 2003 года). Наиболее сложные поправки предстоит обсудить при подготовке законопроекта ко второму чтению. При Комитете Госдумы по труду и социальной политике сформирована межфракционная рабочая группа и группа экспертов, в которые вошли представители сторон социального партнерства. Работа над подготовкой законопроекта ко второму чтению будет продолжена в период осенней сессии 2004 года.

24 марта 2004 года Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в котором предлагается законодательно закрепить сложившуюся в России систему государственной поддержки отдыха и оздоровления детей.
Социальная значимость принятого в первом чтении законопроекта заключается в том, что отдых и оздоровление детей провозглашаются сферой государственных интересов Российской Федерации и пользуются государственной поддержкой.
В принятом документе определены понятия «отдых и оздоровление детей» (с установлением комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление), «организация отдыха и оздоровления детей» (с указанием типов организаций, осуществляющих данную деятельность), а также закреплена правомерность создания и развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления.

Законотворческий процесс в системе современного российского парламентаризма не ограничивается только пленарными заседаниями палаты и работой депутатов в соответствующих комитетах и комиссиях. Законодательная деятельность непосредственно связана с проведением комплекса мероприятий – парламентских слушаний, «круглых столов», конференций, совещаний, заседаний экспертных советов. Представители ФНПР являются постоянными членами экспертных советов ряда комитетов Государственной думы и Совета Федерации. В период весенней сессии 2004 года профсоюзы принимали активное участие в организации и проведении тех мероприятиях, которые касались социально-экономических вопросов и защиты трудовых прав граждан. В числе таких мероприятий можно отметить «круглые столы» в комитетах Государственной Думы по обсуждению проектов федеральных законов «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"», заседание «круглого стола» в Совете Федерации, посвященное перспективам развития обязательного социального страхования в Российской Федерации и его законодательному обеспечению; парламентские слушания в Государственной Думе «О проблемах, связанных с ратификацией Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата»; парламентские слушания в Государственной Думе «О законодательном обеспечении формирования рынка доступного жилья», «круглые столы» в рамках VIII Петербургского международного экономического форума «Эффективная экономика - достойная жизнь», - информация о которых оперативно размещалась на страницах официального сайта ФНПР.
В Государственной Думе IV созыва возобновила свою работу межфракционная депутатская группа по взаимодействию с профсоюзным движением (МФДГ) «Солидарность». В ее состав вошли 37 депутатов Государственной Думы IV созыва, из них 12 были членами МФДГ «Солидарность» в Думе прошлого созыва. Список членов МФДГ «Солидарность» по состоянию на 15 июля 2004 года прилагается (приложение 2). В настоящее время в группе 36 депутатов: 16 мая 2004 года скоропостижно скончался член МФДГ «Солидарность», заместитель председателя Комитета Госдумы по экологии Лосский Юрий Васильевич, в недавнем прошлом председатель территориальной организации профсоюза работников атомной промышленности.
В условиях реформы федеративных отношений и местного самоуправления особое значение приобретает взаимодействие территориальных объединений организаций профсоюзов с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Регламентом Государственной Думы проекты федеральных законов по вопросам совместного ведения подлежат обязательной процедуре отзывов и заключений от органов власти субъектов РФ. И здесь заключен немалый потенциал участия профсоюзов в процессе законотворчества: именно профсоюзы на местах, активно взаимодействуя с региональными законодательными собраниями и администрацией, могут качественно повлиять на содержание отзывов местных органов власти на тот или иной законопроект и, соответственно, на результат рассмотрения Государственной Думой конкретного законопроекта. Именно на этот ресурс повышения эффективности участия профсоюзов в законотворчестве следует обратить особое внимание.
Главной задачей всех членских организаций ФНПР в настоящее время является максимальное использование всех форм влияния на депутатов Государственной Думы РФ, региональные законодательные собрания для поддержки позиции профсоюзов в ходе работы над поправками к проекту федерального закона № 58338-4 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» перед вторым чтением, которое должно состояться в первых числах августа текущего года.








Отдел по взаимодействию с
Федеральным Собранием Российской Федерации

10.07.2004
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English