ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Информационно-аналитические материалы
Информационная записка ФНПРв связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ

Информационная записка ФНПР
в связи с принятием Федерального закона № 122-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


22 августа Президент России В.В. Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят Государственной Думой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 г.).
Федерация Независимых Профсоюзов России приняла участие в работе по корректировке законопроекта на всех стадиях его рассмотрения.
Во многом благодаря общероссийской акции протеста 10 июня ФНПР удалось добиться перед первым чтением законопроекта его общественной экспертизы, с использованием механизмов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Возобновление работы РТК, приостановленной с декабря 2003 года, было одним из требований июньской акции протеста профсоюзов, которое правительство выполнило. После рассмотрения на заседании РТК законопроект был принят в первом чтении вместе с постановлением Госдумы, в котором были зафиксированы концептуальные изменения, обязательные к учету законопроектом второго чтения.
Участвуя в доработке законопроекта, ФНПР сосредоточилась на наиболее существенных с точки зрения профсоюзов вопросах и предприняла значительные усилия для того, чтобы именно эти вопросы были решены. Всего от ФНПР поступило в Госдуму порядка двух сотен поправок. Многие предложения территориальных членских организаций были учтены в поправках, которые вносили в Госдуму депутаты и органы законодательной власти соответствующих субъектов Федерации.
Всего во втором чтении депутатами было принято 1060 поправок. В их числе 144 поправки, внесенные членами МФДГ «Солидарность».
В результате конструктивного взаимодействия ФНПР и депутатов Государственной Думы во втором чтении были приняты поправки, корректирующие законопроект с учетом мнения профсоюзов.

Нормы о невозможности снижения уровня
социальной защиты граждан в связи с принятием закона
Федеральный закон дополнен важнейшими нормами, в соответствии с которыми положение гражданина не может быть ухудшено по сравнению с тем, которое будет у него на 1 января 2005 года (статья 153).
Во-первых, это касается длящихся правоотношений: если у человека до 1 января 2005 года возникло право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер (например, очередь на квартиру или на бесплатное зубное протезирование), то его право на реализацию этих компенсаций, льгот и гарантий остается в прежнем объеме.
Во-вторых, вновь устанавливаемые размеры оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже, чем они предоставлялись соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года.
В-третьих, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Субъект Федерации обязан либо продолжать предоставлять имеющиеся льготы в натуральной форме, либо заменить их адекватной по сумме денежной выплатой. Эти условия должны быть соблюдены при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления собственных нормативных правовых актов.

Оплата труда
Самым важным для профсоюзов был вопрос, связанный с сохранением гарантий по оплате труда. Выполнено главное требование ФНПР – сохранена федеральная государственная гарантия по минимальному размеру оплаты труда (МРОТ). Удалось вернуть положение в Трудовой кодекс РФ о регулируемом на федеральном уровне МРОТ и о его поэтапном повышении до уровня прожиточного минимума. В тексте поправок указано, что месячная заработная плата работника, отработавшего за данный период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ.
Установление и порядок применения тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Федерации и работников муниципальных учреждений передается соответственно на региональный и местный уровень. Удалось сохранить единые ориентиры по оплате труда для работников бюджетной сферы. Статья 135 Трудового кодекса РФ дополнена положением, согласно которому Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до того, как на рассмотрение в Госдуму поступит проект федерального бюджета, будет разрабатывать единые рекомендации по системе оплаты труда бюджетников, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления должны будут учитывать эти рекомендации при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Таким образом, за счет расширения полномочий Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений закон предусматривает выработку механизмов реализации государственных гарантий по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

Гарантии и компенсации северянам
Сохранены основные гарантии и компенсации для населения районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В частности, поправки, принятые во втором чтении, восстанавливают нормативное установление Правительством Российской Федерации единых районных коэффициентов для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако в связи с предоставлением Правительству Российской Федерации права устанавливать размеры и порядок их применения для расчета заработной платы положение северян ухудшилось, так как в прежней редакции статей 316 и 317 Трудового кодекса РФ указанные выплаты и их порядок устанавливались федеральным законом. При этом положительной является новелла статей 316 и 317 Трудового кодекса РФ о предоставлении возможности органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов к заработной плате для учреждений, финансируемых из средств бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Однако закон умалчивает о предоставлении подобной возможности для работников внебюджетных организаций.
Кроме того, поправки, принятые во втором чтении, восстанавливают компенсацию расходов стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно раз в два года (в первом чтении было один раз в три года).
Негативно скажется на положении лиц, работающих в негосударственных структурах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, внесение дополнений в статьи 323, 325 и 326 Трудового кодекса РФ. Принимая эти дополнения, государство фактически отказывается от своих обязательств по предоставлению гарантий медицинского обслуживания, компенсации расходов на оплату стоимости проезда провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, компенсацию расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, предоставляя возможность работодателю самостоятельно решать вопрос финансирования данных гарантий и компенсаций.
Принимая законопроект во втором чтении, депутаты Государственной Думы зафиксировали в постановлении по этому вопросу рекомендацию Комитету Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы проект новой редакции Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Как предполагается, в процессе рассмотрения этого законопроекта, а также в ходе внесения поправок к главе 50 Трудового кодекса РФ, регулирующей трудовые отношения лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будут учтены замечания ФНПР в части обеспечения государственных гарантий и компенсаций северянам.

Изменения в Трудовой кодекс РФ
Помимо уже упомянутых выше изменений в Трудовой кодекс РФ, связанных с установлением государственных гарантий по оплате труда, а также гарантий и компенсаций северянам, закон вносит еще несколько изменений в трудовое законодательство.
Из статьи 129 Трудового кодекса РФ в определении размера минимальной заработной платы исключили слово «гарантируемый», которое, по мнению ФНПР, следует вернуть: в соответствии со статьей 7 Конституции РФ «устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда» и в среднем по России он устанавливается федеральным законом.
В соответствии со статьями 168 и 169 Трудового кодекса РФ установление возмещения расходов, связанных с командировкой, переездом на работу в другую местность отдано непосредственно в организации. Для того чтобы не терять уровней возмещения этих расходов профсоюзным организациям придется проводить соответствующую работу на предприятиях и организациях.
В статье 302 Трудового кодекса установление надбавки за вахтовый метод работы в организациях внебюджетного сектора отдано непосредственно в компетенцию работодателя, при этом не упоминается коллективный договор.
Для того чтобы устранить эти и другие некорректные изменения в Трудовом кодексе РФ, ФНПР будет настаивать на том, чтобы в осеннюю сессию 2004 года Государственная Дума рассмотрела во втором чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ». При подготовке законопроекта ко второму чтению при участии всех сторон социального партнерства будем пытаться исправить эти недостатки.

Занятость
К сожалению, статья 2 закона подвергла значительной ревизии ключевой в области государственной политикой занятости Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Это может привести к снижению уровня социальной защищенности граждан на рынке труда, ограничить их права и экономические интересы.
 Меняется направление государственной политики занятости. Если ранее государственная политика в области содействия занятости населения была направлена на обеспечение социальной защиты в области занятости населения (статья 5 закона о занятости), то после введения в действие с 1 января 2005 года новой редакции закона предлагается сосредоточить государственную политику на осуществлении мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы: инвалидов; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
По сравнению с действующим законом о занятости в перечне этих категорий не оказалось следующих категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы: имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по не зависящим от них причинам.
Соответственно меняется направление деятельности Федеральной службы занятости: ее предлагается сконцентрировать на оказание поддержки только тем гражданам, которые испытывают трудности в поиске работы. Остальные граждане, обращающиеся в службу занятости, а таких более половины, никакой индивидуальной помощи получать не будут. Это негативно отразится на деятельности этих служб занятости, превратив их в дополнительное подразделение социальной помощи.
 Изменяется механизм определения финансовой поддержки безработных граждан. Если сегодня размеры пособия по безработице устанавливаются законом о занятости (минимальное – 30 процентов от прожиточного минимума, максимальное – не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то с 1 января 2005 года ежегодное определение минимальных и максимальных размеров пособия будет прерогативой Правительства Российской Федерации.
 Государство снимает с себя ответственность за обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации (п.2 статьи 5, абзац двенадцатый), что может привести к расширению масштабов деградации и вымиранию этой части населения страны, не приспособленного к рыночным отношениям.
 Упраздняется полная или частичная компенсация затрат работодателей на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций (п.2. ст. 26). Это ляжет дополнительной нагрузкой на семейные бюджеты работников, особенно низкооплачиваемых, к которому относятся безработные граждане.
 Вне полномочий федеральных органов государственной власти остается предупреждение массовой безработицы на территории Российской Федерации, а также определение минимальных и обязательных в Российской Федерации норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы.
Однако, несмотря на упорство Правительства РФ, настаивавшего на своей редакции статьи 2 внесенного законопроекта, профсоюзам удалось отстоять ряд своих требований по обеспечению государственных гарантий занятости населения. По требованию профсоюзов теперь закон будет относить к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, лиц:
- в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- ищущих работу впервые.
В законе «О занятости населения в РФ» сохранены следующие положения, которые исключались из первоначального варианта, внесенного правительством:
- о компенсации материальных затрат в связи с направлением граждан на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- предоставление безработным гражданам бесплатных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Для смягчения социальных последствий введения в действие той части закона, которая связана с обеспечением государственных гарантий занятости, ФНПР будет настаивать на том, чтобы в проект Генерального соглашения на 2005-2006 годы были внесены следующие положения:
- о внесении изменений и дополнений в План мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, учитывающих разграничение прав и обязанностей исполнительной власти субъектов Российской Федерации, изменение межбюджетных отношений, проводимую административную реформу (такой подход поддерживают и работодатели);
– о недопущении снижения уровня обеспечения социально- экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-законодательной базы по проблемам занятости;
– о восстановлении в 2005 году обязательного государственного социального страхования на случай потери работы;
– об установлении пособия по безработице на уровне не ниже прожиточного минимума по региону с учетом иждивенцев;
– о принятии в 2005 году и реализации программы по обеспечению первого гарантированного рабочего места выпускникам профессиональных учебных заведений.
В дальнейшем ФНПР будет добиваться корректности формулировки статьи 5 закона о занятости, чтобы исключить ее возможное двоякое толкование на практике.

Социальный пакет
Достигнута договоренность о предоставлении гарантированного государственного «социального пакета» услуг по социальному обеспечению граждан, имеющих право на льготы. Предлагаемый набор социальных услуг включает в себя дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе предусматривающую обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача; предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение; проезд в междугородном транспорте к месту лечения и обратно; проезд в пригородном железнодорожном транспорте. "Набор социальных услуг" будет предоставляться в 2005 году всем гражданам, имеющим право на получение таких услуг, а в 2006 году – по выбору. Это положение реализует требование профсоюзов о предоставлении льготникам права выбора между предлагаемым набором социальных услуг или получением вместо него денежной выплаты.

Изменения в законе о государственной социальной помощи
Помимо положений о предоставлении «социального пакета» в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» вносится ряд изменений, которые кардинально меняют правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи гражданам Российской Федерации.
 В числе целей оказания государственной социальной помощи теперь указывается не только поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; и адресное использование бюджетных средств, но и следующее:
– усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
– создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
– снижение уровня социального неравенства;
– увеличение доходов на населения
 Если статья 5 действующей редакции закона о государственной социальной помощи устанавливает, что «в случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание государственной социальной помощи такие средства выделяются субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы Российской Федерации или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». В новой реакции такой механизм не предусмотрен. Теперь статья 5 посвящена только полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи.
 В статье 11 действующей редакции закона о государственной социальной помощи размер государственной социальной помощи определяется как разница между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. В новой редакции размер государственной социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. По новым правилам теперь гражданин в случае подачи заявления на оказание государственной социальной помощи должен будет указать сведения о получении им услуг «соцпакета». В связи с этим не ясно, будет ли денежный эквивалент предоставляемых услуг включаться в среднедушевые доходы заявителя.
В законе нет норм, подробно описывающих механизм пользования социальными услугами (неограниченное количество лекарств и поездок, бесплатность при предъявлении соответствующего документа).
Законом также предоставлено право на возможность «льготникам субъектов РФ» (ветеранам труда, труженикам тыла) пользоваться услугами «социального пакета», но лишь при условии заключения субъектом Федерации соответствующего соглашения с Правительством РФ.

Изменения в законодательство о чернобыльцах
Благодаря скоординированным действиям ФНПР и Союза «Чернобыль» при подготовке ко второму чтению изменений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" удалось сохранить природу правоотношений граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и государства.
Введенное новое правовое понятие «социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», определенное как система мер, обеспечивающая социальные гарантии этих граждан. Уточнены некоторые статьи базового чернобыльского закона: теперь чернобыльцам гарантируются меры социальной поддержки, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу и возмещение вреда и предоставление мер социальной поддержки за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы.
Если у гражданина есть право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством по различным основаниям, ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается в полном объеме, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину только по одному из оснований по его выбору.
Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему закону и одновременно на такое же возмещение и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, то возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
Правовые понятия возмещения вреда и меры социальной поддержки вошли в содержание нескольких статей чернобыльского закона. Его статьи 26 и 27 сохранены в прежней редакции (в части дополнительных льгот, не предусмотренных действующим законодательством, и о возобновлении жизнедеятельности населения в зонах отчуждения и отселения).
В законопроект была включена новая статья 27’ прим, которой устанавливаются дополнительные денежные выплаты от 200 до 1000 рублей шести категориям граждан, в том числе инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а также детям и подросткам. Кроме того, для инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы установлена денежная выплата в соответствии с новой статьей 28’ прим Федерального закона «О социальной защите инвалидов в России» в размере от 500 до 1400 рублей в зависимости от степени ограничения способности и трудовой деятельности. Таким образом, суммарный размер ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям составит для инвалидов-чернобыльцев I группы – 2400 руб., II группы – 2000 руб., III группы – 1800 руб., детям-инвалидам – 1000 рублей.
Также внесены изменения в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» : он дополнен главой 2 «Государственная социальная помощь», в которой идет речь об оказании этой помощи в виде предоставления гражданам набора социальных услуг стоимостью 450 рублей. Для чернобыльцев набор социальных услуг будет состоять из четырех пакетов: для чернобыльцев-инвалидов, ликвидаторов, лиц, проживающих на территории загрязнения радиоактивными осадками, и детей.
В соответствии со статьей 6 главы 2 чернобыльцам и приравненным к ним категориям граждан порядок обращения за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление этого набора, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ.
К сожалению, профсоюзам не удалось отстоять ряд норм, которые в течение последних лет приостанавливались федеральными законами о федеральном бюджете в связи с их финансовой необеспеченностью.


Изменения в законодательство о донорстве крови
При подготовке законопроекта ко второму чтению его удалось доработать еще по нескольким ключевым направлениям, определенным в постановлении Госдумы о принятии проекта в первом чтении. В частности, были учтены замечания ФНПР по Закону РФ «О донорстве крови и ее компонентов»:
 В отличие от первоначального варианта сохранено присвоение звания «Почетный донор» после 1 января 2005 года, а следовательно, и право на меры социальной поддержки для граждан, получивших это звание после вступления закона в силу;
 Разграничена ответственность за финансовое обеспечение мероприятий по социальной поддержке между центром и субъектами. В частности, полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор», передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий на предоставление указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета.
 Уточнен порядок получения звания «Почетный донор»: его получают граждане, бесплатно сдавшие кровь сорок и более раз (плазму крови шестьдесят и более раз). Сейчас такой критерий, как безвозмездность сдачи крови (Положением о нагрудном знаке "Почетный донор России" от 26 августа 1995 г. N 842), не применяется. При этом в новой редакции в статье «Принципы донорства крови и ее компонентов» фраза «Донорство может быть безвозмездным и платным» заменена на формулировку «Органы государственной власти Российской Федерации поощряют и поддерживают развитие добровольного безвозмездного (бесплатного) донорства».
 Из закона исключены практически все привилегии (позволявшие компенсировать наносимый здоровью вред и возможные материальные убытки), предоставлявшиеся ранее донору непосредственно в день сдачи крови (освобождение от работы, дополнительный день отпуска), сохранено только предоставление бесплатного питания, которое будет предоставляться за счет учреждения здравоохранения.
 Взамен бесплатного проезда, права на приобретение льготных лекарств, 50 %-ную оплату коммунальных услуг «Почетные доноры» получат денежную компенсацию – 6 тысяч рублей в год.

Изменения в законодательство о ветеранах войны
В части Федерального закона «О ветеранах» ФНПР настаивала на сохранении действующей редакции статьи 11, в частности, следующих пунктов:
«3. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены.
4. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов настоящим Федеральным законом, являются недействительными.
5. Органы законодательной власти Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вправе в пределах своей компетенции и имеющихся у них средств принимать решения о дополнительных мерах социальной защиты ветеранов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом.»
Предлагавшееся исключение указанного положения по сути обозначало отказ Правительства Российской Федерации от обязательств СССР, преемником которого является Российская Федерация.
В целом изменения в законодательство о ветеранах вызывают у ФНПР серьезное опасение, в частности:
 Новый закон ликвидирует без адекватной замены обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов и других имеющих на это право льготников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 1 января 2005 года. Теперь обеспечиваться жильем они будут в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
 Вызывает опасения и возможное снижение покупательной способности денежных компенсаций, так как их индексация будет осуществляться в том же порядке, что и индексация базовой части трудовой пенсии.
 Данным законом фактически узаконена практика предоставления пособий на погребение ветеранов в уменьшенном размере. Если на сегодняшний день по закону расходы на погребение должны осуществляться в полном объеме, то в новой редакции закона - в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (т.е. оказание услуг по погребению или выплата пособия в пределах 1000 рублей).

Изменения в законодательство о ветеранах труда
Законом № 122-ФЗ установлено, что «меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
При рассмотрении законопроекта № 58338-4 в первом чтении, правительственных поправках ко второму чтению, так же как и в Постановлении Государственной Думы «О проекте федерального закона № 58338-4…», не содержалось норм, обязывающих субъекты Федерации при передаче им соответствующих полномочий замещать имеющиеся в настоящее время у ветеранов труда льготы эквивалентными денежными выплатами или обеспечивать их так называемым «социальным пакетом». Теперь данная проблема частично решена статьей 153 (см. выше).
Справочно: 14 млн. человек льготников – остается на федеральном уровне, 19 млн. человек – будут переданы на уровень субъектов Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта в первом чтении в Госдуме только 5 региональных законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации представили положительные заключения по проекту закона. Это- 5,6 % от общего числа регионов. В проекте Федерального бюджета на 2005 год запланированы субсидии бюджетам субъектов РФ на оказание мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла в размере 8 млрд. рублей.
На данный момент известно о намерении глав некоторых субъектов Российской Федерации оставить в том же виде существующую сейчас систему предоставления льгот для «своих», региональных льготников. Об этом, в частности, заявил мэр Москвы Ю.М. Лужков. Причем натуральные льготы будут сохранены как для региональных, так и для федеральных льготников, которым из федерального бюджета еще будет выплачиваться денежная компенсация. Таким образом, можно предположить, что новая система будет носить дискриминационный характер (например, в Москве – федеральный льготник будет более обеспечен, чем региональный; а региональный льготник в Москве или Салехарде более обеспечен, чем льготник в Алтайском крае или Туве).

Изменения в законодательство о
Героях Социалистического труда
и полных кавалеров ордена Трудовой Славы
Ко второму чтению был доработан Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
После опубликования первой редакции законопроекта размеры предлагаемой денежной компенсации льгот, в том числе и для Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, вызвали волну критики и недоумения. В адрес законодательных и исполнительных органов государственной власти стали поступать многочисленные обращения-протесты от организаций ветеранов, инвалидов, общественных организаций против замены льгот денежными компенсациями, которые планируются в заведомо меньшем объеме, чем имеющиеся льготы (одним из аргументов этих обращений был моральный аспект – приближение годовщины 60-летия Победы в Великой Отечественной войне).
Учитывая данное обстоятельство, Госдума в своем постановлении о принятии законопроекта в первом чтении предложила при подготовке законопроекта ко второму чтению исключить из него статьи 23 и 86, касающиеся Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, и предложить Правительству Российской Федерации подготовить проект федерального закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы и полных кавалеров ордена Трудовой Славы". Правительство поддержало предложение Госдумы об исключении данной статьи из законопроекта.
Предполагается, что порядок предоставления льгот героям будет установлен отдельным законом, который будет вынесен на рассмотрение в Госдуму в период осенней сессии 2004 года. Между тем в проекте бюджета Пенсионного фонда РФ на 2005 год предусмотрена статья «меры социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы», на которую из Федерального бюджета планируется выделить 7,93 млрд. рублей.

Изменения в законодательстве
о жертвах политических репрессий
Удалось найти компромиссное решение по Закону «О жертвах политических репрессий». В отношении жертв политических репрессий частично учтено требование по мерам государственной социальной поддержки: возмещение нанесенного им вреда будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, а выплата по иным социальным льготам за счет бюджетов субъектов Федерации.

Изменения в законодательстве о материнстве и детстве
В Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" удалось сохранить основные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая получения ими за государственный счет жилья, образования, медицинской помощи.
Сохранено ежемесячное пособие на ребенка в перечне видов единых государственных пособий. Порядок его назначения и выплаты будет устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Федеральном законе «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» абз. 2 ст. 8 «Размер пособия по беременности и родам» дополнен словами: «за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании». Данное дополнение не вполне корректно, так как в Российской Федерации отсутствует законодательство об обязательном социальном страховании, которое, согласно международным Конвенциям, может устанавливать нормы пособий.
Из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» исключен п. 6 ст. 13, который запрещал изменение назначения объектов социальной инфраструктуры «для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей». Исключение данного пункта может повлечь за собой дальнейшее закрытие детских учреждений, что неизбежно приведет к росту антисоциальных явлений среди детей и молодежи.


Изменения в законодательстве о здравоохранении
Существенно улучшены положения Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ»: уточнены полномочия субъектов РФ по предупреждению распространения туберкулеза, чего не было в прошлой редакции закона. Учтены поправки ФНПР в статью 7 этого закона: в нее включены слова об оказании медицинской помощи туберкулезным больным «в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи».
В числе позитивных изменений законодательства о здравоохранении ко второму чтению законопроекта появились нормы о сохранении и закреплении гарантий по скорой медицинской помощи для граждан Российской Федерации и лиц, находящихся на ее территории. Закреплены гарантии бесплатного оказания медицинской помощи при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих, сохранены программы лекарственного обеспечения больным с социально значимыми заболеваниями (ВИЧ, сахарный диабет, онкология и другие).
Не учтены замечания ФНПР к пункту 15 статьи 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, где идет речь о переводе части населения на принцип страхования лекарственного обеспечения в общей системе обязательного медицинского страхования. Это может привести к недоступности лекарств для социально незащищенных и малообеспеченных слоев населения.
Примером непродуманности поправок может быть статья 28 данного закона. Первоначально она предусматривала права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах на соответствующую медицинскую помощь, в том числе и на защиту будущего генофонда страны. Эта статья была сохранена, но в нее были внесены поправки, подчеркивающие, что медицинская помощь оказывается в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Из текста законопроекта с учетом поправок статья исключена совсем. Изъятие статьи 28 может привести к очень серьезным затруднениям в оказании медицинской помощи гражданам оказавшимся в чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах.
Поправки ФНПР к новой редакции Федерального «О лекарственных средствах» не учтены, а именно: статья 6 пункт 3 об обеспечении лекарственными средствами граждан в рамках социального пакета, статья 42 о государственных гарантиях доступности лекарственных средств в рамках обязательного медицинского страхования. Обеспечение доступности медикаментов гарантируется 4 статьей конвенции Международной Организации Труда №24 «Об обязательном страховании по болезни трудящихся» от 25.05-16.06 1927 года, а статья 15 пункт 4 Конституции РФ указывает на приоритет международного права и международных договоров. Обеспечение лекарственными средствами без включения их в рамки обязательного медицинского страхования невозможно, так как это противоречит конвенции Международной Организации Труда №24. Все поправки, относящиеся к закону «О лекарственных средствах», касаются лишь контроля качества лекарственных средств.

Изменения в законодательство об образовании
В части образования закон направлен на перераспределение полномочий Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению реализации права граждан на образование. Во втором чтении был принят ряд поправок к этой части закона: увеличена с 5% до 25% от размера общестипендиального фонда сумма поддержки нуждающихся студентов (выплаты социального характера), конкретизированы основные положения в части деятельности негосударственных образовательных учреждений, сохранены прежние условия выдачи лицензий образовательным учреждениям.

Изменения в законодательство о культуре
Закон вносит изменения в Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». В частности, признается утратившими силу обязанности государства «стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов, приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность…негосударственных… организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы; осуществлять бюджетное финансирование государственных и при необходимости принимать долевое участие в финансировании негосударственных организаций культуры».
ФНПР вносила предложение оставить старую редакцию Закона, так как местные органы власти, готовые профинансировать тот или иной социально- творческий заказ, например, профсоюзного (негосударственного) учреждения культуры или творческого коллектива профсоюзов, при новой редакции не могут использовать имеющие средства на развитие народного творчества или оснащение учреждений культуры.
Отсутствие бюджетного финансирования с 1990 по 2004 гг. привело к закрытию только в профсоюзах свыше 8 тысяч учреждений культуры. В большинстве градообразующих поселков за неимением большего только клубы, дома и дворцы культуры предприятий и профсоюзов осуществляют всю культурно-досуговую работу.
В связи с теми изменениями, которые вносит закон № 122-ФЗ в законодательство о культуре, профсоюзам следует настаивать:
– при заключении региональных соглашений – на выделении средств из местных бюджетов на организацию работы по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ;
– при заключении коллективных договоров – на выделении средств предприятий и организаций на проведение культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной работы среди работников и членов их семей.

Финансовые и организационные меры
по реализации закона № 122-ФЗ
По экспертным оценкам, реальная стоимость гарантированных нынешним законодательством льгот для ряда категорий граждан составляет более 2 трлн. рублей, в то время как на 2005 год на предоставление мер «социальной поддержки» в Федеральном бюджете планируется предусмотреть чуть более 170 млрд.рублей (99,9 млрд. – на выплату денежных компенсаций и 71 млрд. – на «социальный пакет» для «льготников федерального уровня»).
Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренная Правительством РФ 22 мая 2004 г., проясняет ситуацию:
«…В настоящее время в Российской Федерации нет условий для полного введения этого принципа бюджетного планирования, поскольку отсутствует законодательное определение понятия "расходные обязательства", а суммарный объем обязательств, установленных действующим законодательством, существенно превышает возможности бюджетов по их выполнению, размывая тем самым границу между действующими и принимаемыми обязательствами.
В то же время в рамках разграничения расходных и доходных полномочий поставлена задача к 2005 году радикально сократить, а в дальнейшем полностью ликвидировать "необеспеченные мандаты" бюджетов всех уровней, включая федеральный бюджет.
Основным принципом бюджетного планирования должно стать гарантированное обеспечение в полном объеме действующих обязательств в соответствии с целями и ожидаемыми результатами государственной политики. Выделение ассигнований на новые обязательства может и должно осуществляться только в случае и пределах превышения прогнозируемых бюджетных ресурсов над расчетным объемом действующих обязательств, которое может образоваться за счет:
– сокращения части действующих обязательств (путем внесения изменений в законодательство, отмены ранее принятых решений, пересмотра действующих программ в отношении непринятых обязательств, реструктуризации бюджетного сектора и т.п.);
– применения консервативных (например, ниже уровня инфляции) методов корректировки действующих обязательств в зависимости от условий планируемого периода…».
Выплаты по новому закону начнутся уже в январе 2005 года, но для нормальной работы нового механизма предоставления льгот, Пенсионному фонду РФ необходимо к этому моменту успеть сформировать единый реестр (регистр) граждан, имеющих право на соответствующие льготы и денежные компенсации. А поскольку к числу льготников относятся не только пенсионеры, о которых у Пенсионного фонда РФ есть данные, но и льготники органов социальной защиты, силовых ведомств и др., данные о которых Пенсионному фонду необходимо еще будет собрать в единый федеральный регистр, Минздрав признает, что в первый год работы системы возможны сбои, которые ощутят на себе примерно 15 % льготников (стоит заметить, что база Пенсионного фонда РФ создавалась несколько лет и до сих пор ее работа до конца не отлажена).
Так как с 2006 года все, кто имеет право, смогут выбрать между услугами «социального пакета» и денежной компенсацией в полном объеме, необходимо выработать удобный для граждан механизм предоставления этих услуг (проезд на пригородном транспорте, санаторно-курортное лечение, лекарства), например, специальные карточки для тех, кто выберет первое. В настоящий момент этот механизм законодательно не урегулирован.
Предполагается, что с 2005 года в случае нарушения прав льготников их права будет защищать Пенсионный фонд РФ. Но при этом пока еще остается открытым вопрос, с кого он будет спрашивать. Понятно, что при непредоставлении бесплатного проезда в электричке – с Минтранса, но при отказе в выдаче лекарств в аптеке – спрашивать не с кого: конкретного ведомства пока нет. Этот вопрос также должен быть урегулирован к началу реформы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЧЛЕНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА В СВЯЗИ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ ОТ 22.08.04 Г. № 122-ФЗ
В целом вследствие той большой работы, которая была проделана в процессе доработки законопроекта, он претерпел позитивные изменения, стал гораздо более социально адаптированным. Конечно, на сегодняшний день остается еще много вопросов, прежде всего у граждан, обязательства по социальным гарантиям и социальному обеспечению которых попадают на усмотрение субъектов Федерации.
В настоящее время предстоит большая работа на региональном уровне, направленная на реализацию указанного закона и обеспечение мер социальной защиты соответствующих категорий граждан в полном объеме. Принимая законопроект во втором чтении, депутаты приняли развернутое постановление, включающее рекомендации органам власти федерального и регионального уровня, трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений соответствующих уровней. Совет Федерации, рассмотрев и одобрив 8 августа закон, принял Постановление о мерах по обеспечению государственной социальной защиты населения. Президент РФ одновременно с подписанием Федерального закона подписал перечень поручений Правительству РФ и межведомственной рабочей группе по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления при Комиссии при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления. Все перечисленные документы направлены на надлежащую реализацию положений Федерального закона и обеспечение системного развития российского законодательства.
На выработку плана действий по реализации закона и социальной защите граждан направлен протокол, подписанный 27 июля на встрече руководства фракции “Единая Россия” в Госдуме и руководства ФНПР. Зафиксированные в протоколе обязательства «Единой России», связанные с рассмотрением в Госдуме законопроекта, были выполнены. Условия, которые выдвигала ФНПР, учтены в поправках ко второму чтению.
Работа, которую предстоит проводить членским организациям ФНПР в связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ, напрямую связана с главными проблемами его реализации: проблемой перераспределения полномочий от федерального центра к субъектам Федерации и проблемой согласования интересов: с одной стороны, тех, кто нуждается в социальной защите и социальных гарантиях, а с другой стороны, органов государственной власти, органов местного самоуправления и работодателей.

1) Закон предусматривает принятие значительного числа нормативных правовых актов, как Правительством РФ, так и органами власти субъектов РФ. Если они не будут приняты до 1января 2005 года, то может возникнуть ситуация, когда действующие законы утратят силу, а новых нормативно-правовых актов еще не будет. Поэтому законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ необходимо ускорить подготовку и принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию полномочий субъектов РФ по предоставлению населению гарантий по социальной защите.
В связи с этим территориальным объединениям организаций профсоюзов необходимо активизировать работу, направленную на взаимодействие с соответствующими органами региональной власти.
2) Закон предусматривает принятие большого числа нормативно-правовых актов на федеральном уровне. В связи этим членским организациям ФНПР следует активизировать работу по взаимодействию с членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы от соответствующего субъекта Федерации в целях лоббирования интересов региона в федеральном центре. Главным приоритетом законотворческой деятельности Государственной Думы на период осенней сессии станет рассмотрение проекта федерального бюджета на 2005 год. От того, насколько федеральный бюджет будет предусматривать финансирование дополнительных полномочий, передаваемых субъектам Федерации и муниципальным образованиям, выделение соответствующих дотаций, частичное субсидирование социальных расходов на компенсации по отдельным категориям граждан во многом будут зависеть масштабы социальных последствий реализации закона № 122-ФЗ. Поэтому одной из приоритетных задач профсоюзов станет лоббирование региональных интересов при рассмотрении проекта федерального бюджета

3) Для того чтобы закон вступил в силу, органам государственной власти, прежде всего Министерству здравоохранения и социального развития, с 1 сентября 2004 года предстоит работа по формированию федерального регистра граждан, в отношении которых будут действовать меры социальной защиты. Соответственно органы власти субъектов РФ будут активизировать работу по созданию региональных регистров лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, установленной законодательством соответствующих субъектов РФ и финансируемой за счет их бюджетов.
Членским организациям ФНПР следует контролировать процесс формирования этой информационной базы, для того чтобы она соответствовала реальной ситуации в регионе по льготникам. При этом, отслеживая процесс формирования региональных регистров льготников, следует обращать особое внимание на соблюдение прав по предоставлению соответствующих льгот и выплат членам профсоюза. В случае, если какие-либо данные не окажутся исчерпывающими, профсоюзам необходимо индивидуально по каждому человеку выяснять его статус и в случае подтверждения права на льготы и выплаты настаивать на их своевременном обеспечении.

3) Со вступлением с 1 января 2005 закона в силу связана необходимость мониторинга его реализации. Органам власти субъектов РФ совместно с общественным организациям предстоит работа по созданию механизма мониторинга реализации закона в целях контроля за обеспечением социальных прав граждан, расходные полномочия по которым передаются в ведение соответствующих регионов. Участвуя в этом мониторинге, отслеживая основные проблемы, возникающие в результате правоприменительной практики, территориальным объединениям организаций профсоюзов следует обращать особое внимание на обеспечение социальных прав членов профсоюза.
Необходимо контролировать, чтобы выплаты гражданам начались своевременно (с 1 января 2005 года), без каких бы то ни было сбоев и в полном объеме. Следует учитывать, что если по какой-либо причине права гражданина на получение денежной выплаты будут подтверждены уже после 1 января 2005 года, он должен получать денежные выплаты, включая и те суммы, на которые он имеет право с 1 января 2005 года.

4) Трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений в регионах и муниципалитетах следует рассмотреть на своих заседаниях вопросы о социальной защите членов профсоюза в условиях действия Федерального закона. ФНПР будет инициировать рассмотрение этих вопросов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5) Концепция Федерального закона РФ от 22.08.04 г. № 122-ФЗ предусматривает, что основная нагрузка по реализации государственной социальной политики перекладывается на региональные и муниципальные органы власти, а также на работодателей. Поэтому профсоюзным организациям следует рассмотреть возможность пересмотра соглашений социального партнерства соответствующих уровней: региональных и отраслевых соглашений, коллективных договоров. Основное требование, которое целесообразно выдвигать профсоюзам в процессе переговоров с работодателем и органами государственной власти, – это компенсация материальных потерь, которые могут понести члены профсоюза с 1 января 2005 года в связи с введением в действие закона от 22.08.04 г. № 122-ФЗ. Потери должны возмещаться работнику работодателем как адекватным повышением заработной платы, так и обеспечением дополнительных социальных гарантий.
Можно предположить, что в условиях, когда одной из главных проблем реализации закона о льготных выплатах является согласование интересов тех, кто нуждается в социальной защите и социальных гарантиях и органов государственной власти, местного самоуправления, работодателей, может возрасти роль и значение взаимоотношений этих сторон на основе социального партнерства.


Отделы Аппарата ФНПР:
• социально-трудовых отношений
• социальных гарантий
• правовой
• техническая инспекция труда
• по взаимодействию с Федеральным Собранием РФ
• культуры и спорта

04.10.2004
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English