ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Информационно-аналитические материалы
Итоги взаимодействияФНПР законодательной властью и ориентиры на весеннюю сессию 2005 года

О некоторых итогах взаимодействия
Федерации Независимых Профсоюзов России с
федеральными органами законодательной власти в период
осенней сессии 2004 года и ориентирах профсоюзов
на весеннюю сессию 2005 года
Всего в 2004 году Государственная Дума рассмотрела 829 законопроектов. 228 законов были приняты, 180 из них подписаны Президентом России.

1. Федеральные законы,
принятые Государственной Думой
Взаимодействие ФНПР с органами законодательной власти в период осенней сессии Государственной Думы традиционно связано с проектом федерального бюджета на следующий год и проектами бюджетов внебюджетных фондов (пенсионного, обязательного медицинского страхования, социального страхования).
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004 г., принят Государственной Думой 24.11.2004 г., одобрен Советом Федерации 10.12.2004 г.)
В отличие от федеральных бюджетов прошлых лет проект бюджета на 2005 год был разработан и принят в принципиально новых условиях – условиях административной, бюджетной, налоговой реформ, кардинальной модернизации системы социальной поддержки населения.
ФНПР начала обсуждать проект федерального бюджета на 2005 год еще до его внесения в Государственную Думу: на рабочих группах и заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также консультируя депутатов Госдумы, участвующих на этапе «нулевого» чтения законопроекта. До рассмотрения проекта закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в первом чтении ФНПР направила в Государственную Думу свое заключение, содержащее анализ социальных параметров проекта, а также конкретные предложения по их оптимизации. Данные предложения профсоюзов были направлены на увеличение социальной составляющей расходов бюджета, увеличение размера финансовой помощи региональным и муниципальным бюджетам, средств на повышение минимального размера оплаты труда, дополнительное финансирование жилищно-коммунальных расходов и политики занятости, увеличение государственной поддержки северных территорий. Отдельные замечания и рекомендации профсоюзов были учтены Правительством Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год, а Государственной Думой - при его рассмотрении.
Проект бюджета-2005 исходит из консервативного прогноза среднегодовой цены российской нефти в будущем году на уровне $28 за баррель, роста ВВП страны на 6,3%, инфляции – на уровне 7,5-8,5%. Федеральный бюджет на 2005 год был утвержден исходя из следующих его основных характеристик:
доходы – 3 326,0 млрд. рублей;
расходы – 3 047,9 млрд. рублей;
профицит – 278,1 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» на 2005 год предусмотрены в объеме 167,4 млрд. рублей. При этом из-за новой классификации расходов бюджетов субъектов Российской Федерации структура раздела изменена: в другие разделы перенесены расходы на миграционную политику, политику занятости, на организацию оздоровительной кампании детей и подростков. Новые подразделы, включенные в раздел «Социальная политика», связаны с расходами на строительство жилья для военнослужащих и граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, на прикладные научные исследования в области социальной политики, на пожизненное содержание судей.
С учетом названных изменений основная часть расходов по разделу «Социальная политика» в процентном отношении к общему объему средств по указанному разделу выглядит следующим образом:
69% - на выплату пенсий, пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей, лицам, приравненным к ним, а также на пожизненное содержание судей;
22,7%– на социальное обеспечение населения;
0,2% – на борьбу с беспризорностью, опеку и попечительство;
0,04% – на прикладные научные исследования в области социальной политики.
Расходы на государственную политику занятости в федеральном бюджете на 2005 год распределяются по двум разделам: по разделу «Социальная политика» (на выплаты безработным гражданам) и по разделу «Общеэкономические вопросы» (на финансирование служб и центров занятости населения, на мероприятия по активной политике занятости). К сожалению, как и в прошлые годы, расходы государства на политику занятости будут связаны в основном с пассивными мерами: по сравнению с 2004 годом выплаты пособий по безработице будут увеличены на 2,6%, а затраты на активную политику занятости снижены на 0,8%.
В федеральном бюджете на 2005 год заложено финансирование расходов в связи с заменой натуральных льгот денежными выплатами в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 г.). Размер указанных средств составляет 173,0 млрд. рублей, и большая часть из них будет распределена по внебюджетным фондам: Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страхования Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Кроме того, в разделе «Социальная политика» предусмотрены средства на оплату проезда в пригородном железнодорожном транспорте льготным категориям граждан. Вместе с тем в федеральном бюджете на 2005 год не предусмотрены дополнительные расходы на создание и функционирование организационных механизмов, информационных баз данных, а также иных мероприятий в целях реализации определенных законодательством мер по монетизации социальных льгот. Учитывая отсутствие исчерпывающей информации о количестве льготников, предусматриваемая в бюджете на 2005 год сумма в размере 173,0 млрд. рублей, возможно, потребует уточнения.
По прогнозу Пенсионного фонда Российской Федерации, в январе-феврале будущего года численность получателей может возрасти на 1-1,5 миллиона человек. Речь идёт о так называемых «спящих» льготниках, которые не заявляли о своих правах и не вставали на учёт в органах соцзащиты. Они не пользовались льготами на те или иные услуги ввиду отсутствия самих услуг. Теперь, когда в результате монетизации льгот им будут делать доплаты к пенсии, люди заявят о своих правах.
Федеральный бюджет предусматривает планируемое со следующего года изменение размера минимального размера оплаты труда. С 1 января 2005 года минимальный размер оплаты труда будет составлять 720 рублей в месяц, оплата труда работников федеральных государственных учреждений будет повышена в 1,2 раза, - на реализацию этих целей запланированы средства в объеме 19,8 млрд. рублей. Следует отметить, что федеральный бюджет на 2005 год недостаточно учитывает реформирование системы государственного регулирования оплаты труда, включая право субъектов Российской Федерации принимать решение о сроках и уровне индексации заработной платы работников бюджетных учреждений. Хотя в составе раздела «Межбюджетные трансферты» и предусматриваются дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов, но объем этих дотаций 34,5 млрд. рублей явно недостаточен, чтобы помочь дотационным субъектам Российской Федерации обеспечить выплату повышенной заработной платы в полном объеме.
Перенесение с 2005 года на уровень субъектов Российской Федерации значительной части социальных и иных обязательств без адекватного роста доходов регионов было одной из главных проблем, обсуждаемых при рассмотрении проекта федерального бюджета на следующий год. В связи с этим именно раздел «Межбюджетные трансферты» претерпел наиболее значимые количественные изменения - на 15,6 млрд. рублей больше, чем предполагалось в первоначальных бюджетных проектировках. Структура межбюджетных трансфертов по сравнению с предыдущими годами также изменилась. Так, средства Фонда софинансирования социальных расходов, цель которого - поддержка приоритетных, социально значимых социальных расходов в условиях проведения структурных реформ, запланированы в 2,4 раза больше, чем в 2004 году, и составят 7,998 млрд. рублей. Большая часть этих средств будет направлена в бюджеты субъектам Российской Федерации для предоставления населению субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг.
Всего в ходе работы над проектом федерального бюджета депутатами было рассмотрено более 1200 поправок. Многие из поправок, за которые проголосовала Государственная Дума, усиливают социальную направленность бюджета. Помимо увеличения расходов на дотации регионам, увеличены расходы на сельское хозяйство, здравоохранение и спорт, переселение граждан из ветхого жилья, обеспечение жильем молодых семей.
Однако, несмотря на эти и другие позитивные изменения, ФНПР отмечает, что в бюджете на 2005 год остаются недостаточными расходы социальной направленности: их уровень делает проблематичным решение поставленной в Послании Президента Российской Федерации стратегической задачи снижения бедности в стране. Нерешенным остается один из проблемных вопросов, поднимаемый при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2005 год, – вопрос о дальнейшем использовании средств Стабилизационного фонда. Эти средства ФНПР предлагала направить на повышение минимального размера оплаты труда, а также на погашение долгов по заработной плате работникам бюджетной сферы. Однако ни предложения ФНПР, ни другие варианты использования средств Стабилизационного фонда приняты не были. Очевидно, что у правительства отсутствует долгосрочная стратегия использования средств Стабилизационного фонда для развития реального сектора экономики и решения социальных задач. Несмотря на то, что средства Стабилизационного фонда в середине следующего года превысят 500 млрд. рублей, лишь небольшая их часть в 2005 году будет потрачена на погашение внешнего долга и выплаты пенсионерам.
Не исключено, что реализация с 2005 года комплексных реформ федеративных отношений и местного самоуправления, бюджетного процесса, системы социальной защиты населения, изменения налогового законодательства вскроют недостатки закона «О федеральном бюджете на 2005 год», что потребует его корректировки путем внесения соответствующих поправок. В связи с этим, принимая законопроект во втором чтении, депутаты внесли в постановление по данному вопросу рекомендацию Правительству Российской Федерации при исполнении бюджета на 2005 год оказать дополнительную финансовую помощь регионам в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Внебюджетные фонды в 2005 году
Как и проект федерального бюджета на 2005 год, проекты бюджетов внебюджетных социальных фондов на 2005 год были разработаны и приняты с учетом нового законодательства, вступающего в силу с 1 января 2005 года.
Во-первых, в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2004г. №70- ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» предусматривается снижение с 2005 года ставки единого социального налога (ЕСН) с 35,6% до 26% от фонда оплаты труда и уменьшением его по отдельным видам: на пенсионное обеспечение – с 28% до 20%; в Фонд обязательного медицинского страхования – с 3,6% до 2,8%; в Фонд социального страхования – с 4,0% до 3,2%. Это нововведение ставит с 2005 года проблему компенсации выпадающих доходов внебюджетных фондов и увеличения доли их расходов, не связанных с обязательным социальным страхованием.
Во-вторых, в соответствии с федеральным законом №122-ФЗ от 22.08.2004 г. внебюджетным социальным фондам с 2005 года предстоит выполнять ранее несвойственные им функции, связанные с обеспечением льготных выплат отдельным категориям граждан: Пенсионному фонду производить ежемесячные денежные выплаты льготникам, Фонду обязательного медицинского страхования осуществлять лекарственное обеспечение, а Фонду социального страхования организовывать санаторно-курортное обслуживание.

Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004 г., принят Государственной Думой 17.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)

Проблема сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в 2005 году будет решаться за счет использования переходящего остатка средств бюджета Фонда 82,9 млрд. рублей, а также за счет средств федерального бюджета в объеме 74,7 млрд. рублей, выделяемых в связи с недостатком средств на выплату базовой части трудовой пенсии. Несмотря на возмещение выпадающих доходов Пенсионного фонда, остаток средств его бюджета на конец 2005 года составит 14,3 млрд. рублей при установленном нормативе оборотных средств на выплату трудовых пенсий в январе 2006 года в сумме 48,5 млн. рублей. Это может создать в следующем году ситуацию недостаточной финансовой устойчивости пенсионной системы.
На основании положений федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004г. в Пенсионный фонд будут направлены средства из федерального бюджета в объеме 99,9 млрд. рублей на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан. В 2005 году бюджетом Пенсионного фонда также впервые предусмотрены расходы, финансируемые из федерального бюджета: на единовременные денежные выплаты ветеранам Великой Отечественной войны в связи с празднованием 60-летия Победы, на оказание социальной поддержки Героям Советского Союза и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы.

Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004 г, принят Государственной Думой 17.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)
В 2005 году выпадающие доходы Фонда социального страхования, образовавшиеся в связи со снижением ЕСН в объеме около 14 млрд. руб., компенсируются лишь частично: за счет привлечения входного остатка средств на 01.01.2005 в сумме 5,4 млрд. руб. Неполная компенсация выпадающих доходов фонда не позволяет сохранить основное обеспечение на уровне выплат 2004 года. В связи с этим правительство предложило решить проблему компенсации выпадающих доходов Фонда социального страхования за счет отмены финансирования частичного содержания детско-юношеских спортивных школ и сокращения расходов на оплату пособий по временной нетрудоспособности.
Предложения правительства, внесенные в законопроект «О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год», стали центральным вопросом при его обсуждении в Госдуме и вызвали серьезные возражения как со стороны профессиональных союзов, так и со стороны объединений работодателей.
Перед рассмотрением в Госдуме проекта федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» ФНПР выносила его на рассмотрение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также направила письма Президенту Российской Федерации, Председателю Государственной Думы, Председателю Совета Федерации, председателю Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, в которых выразила несогласие с введением нормы, устанавливающей следующий порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам вследствие заболевания или травмы:
- первые два дня нетрудоспособности – сохранение среднего заработка за счёт средств работодателя,
- с третьего дня болезни за счет страховых средств.
Изменение формата страхового обеспечения работника не корреспондируется с налоговым законодательством Российской Федерации, противоречит статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации. Это позволяет работодателю не выполнять обязательства по выплате работнику компенсации его заработка вследствие болезни, тем более что сегодня не в полной мере урегулированы вопросы, связанные с невыплатой заработной платы и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работника ответственностью работодателя за нарушение российского законодательства в этой части.
Кроме того, первые дни временной нетрудоспособности работника практически не смогут оплачивать предприятия, испытывающие финансовые трудности, а также организации и учреждения бюджетной сферы, для которых действующим законодательством не предусматривается выделение дополнительных средств, необходимых на оплату труда работников, замещающих тех, кто отсутствует по болезни.
На многих предприятиях во избежание конфликта с работодателем и потери рабочего места заболевшие работники не будут оформлять больничные листы за первые дни болезни, что в дальнейшем вызовет сложности при оформлении выплат пособия за счёт средств социального страхования. Вместо экономии в будущем это приведёт к неизбежному росту социальных расходов из-за возможных рецидивов болезней в более тяжёлой и длительной форме и осложнений.
ФНПР предложила исключить часть первую статьи 8 в проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», а также настаивала на компенсации из бюджетных источников Фонду выпадающих доходов вследствие снижения ставок единого социального налога.
ФНПР и дальше будет требовать исключения нормы об оплате первых двух дней больничного за счет работодателя и настаивать на компенсации выпадающих доходов фонда социального страхования из бюджетных источников. На период 2005 года ФНПР будет рекомендовать своим членским организациям вносить изменения и дополнения в заключаемые с их участием коллективные договора и соглашения: эти изменения должны обязывать работодателя производить оплату первых двух дней больничного вовремя и в полном объеме.
Сохраняются дискриминационные нормы оплаты пособий по больничным, беременности и родам, установленные на 2004 год. На оплату санаторно-курортных путевок на долечивание расходы предусмотрены в том же объеме (1,5 млрд. руб.).
С 4,5 тыс. руб. до 6,0 тыс. руб. увеличено единовременное пособие при рождении ребенка (в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"» (об увеличении размера единовременного пособия при рождении ребенка), внесенному депутатами Государственной Думы Е.Ф.Лаховой, Н.А.Останиной, А.В.Бабошкиным, принятому Госдумой 24.12.2004 и одобренному Советом Федерации 27.12.2004 г.). На 1 млрд. руб. увеличено финансирование оздоровления детей (всего - 12,56 млрд. руб.). Профсоюзы добились отмены предложенного в первом чтении ограничения на оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря из расчета до 170 руб. в сутки на одного ребенка; порядок оплаты будет прежним. Оплата путевок в круглогодичные детские санаторные учреждения сохраняется на прежнем уровне – до 400 руб. в сутки на ребенка. Повышен предел месячной выплаты пособий по болезни, беременности и родам с 11700 руб. до 12480 руб., по выплатам пособий по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – с 30 тыс. руб. до 33 тыс. руб. По этому виду страхования единовременная страховая выплата увеличена до 43,2 тыс. руб.
Средства на реализацию федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. для Фонда социального страхования предусмотрены в виде трансфертов из федерального бюджета в размере 9,6 млрд. рублей на расходы по финансированию в рамках «социального пакета» мер социальной поддержки граждан по санаторно-курортному лечению и проезду к месту лечения и обратно, а также на расходы по предоставлению инвалидам реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг.

Федеральный закон «О бюджете Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации на 2005 год» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004 г., принят Государственной Думой 08.12.2004, одобрен Советом Федерации 10.12.2004 г.)
При сокращении на 16 млрд. рублей доходов медицинского страхования из-за снижения ЕСН субсидии федерального бюджета, направляемые на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), компенсируют это снижение всего на 3,0 млрд. рублей. Недостаток средств в 13 млрд. рублей, создавая дополнительные трудности с финансированием базовой программы обязательного медицинского страхования, может отрицательно сказаться на состоянии здоровья граждан.
Крупной проблемой российского здравоохранения являются существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению. Дотации бюджетам территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ОМС) на выполнение территориальных программ обязательного страхования составят в 2005 году 27,6 млрд. рублей и будут распределяться на 60% исходя из условно-расчетного дефицита финансового обеспечения базовой программы, на 40% – исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Такой порядок распределения дотаций, позволяя оказывать финансовую поддержку наиболее слабым в финансовом отношении регионам, в меньшей степени компенсирует потери территориальных фондов ОМС из-за снижения ЕСН, зачисляемого в эти фонды.
В связи с реализацией федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. Фонду медицинского страхования направляются средства федерального бюджета в размере 50,8 млрд. рублей на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
Следует отметить, что выделение средств из федерального бюджета всем государственным внебюджетным фондам на мероприятия по реализации федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. не имеет достаточного экономического обоснования, так как на момент принятия федерального бюджета и бюджета внебюджетных фондов не был сформирован Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а также не были разработаны и приняты нормативно-правовые документы, которые определяют механизм участия государственных внебюджетных фондов в реализации федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г.
Ослабление финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов со всей очевидностью показывает разрушительное воздействие налогового формирования доходов фондов на обеспечение социальной защиты застрахованных граждан. ФНПР занимала по этому вопросу последовательную позицию, изначально выступая против введения ЕСН, приведшего систему социального страхования к разбалансированности и кризису, а затем и против снижения ставок ЕСН в отрыве от возможностей реализации обязательств государственных внебюджетных фондов перед застрахованными лицами. По мнению профсоюзов, ответственность государственных органов власти за решение о снижении поступлений во внебюджетные фонды должна предполагать и ответственность за обеспечение социальных обязательств путем компенсации из бюджетных источников выпадающих доходов внебюджетных фондов.
ФНПР и дальше будет требовать концептуального реформирования российской системы социального страхования – возвращения к страховым принципам формирования внебюджетных социальных фондов, которые позволяют достигать автономности финансовых ресурсов, независимости от федерального бюджета, и исключения их использования на нестраховые цели.
Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004, принят Государственной Думой 17.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)
Законопроект устанавливает тарифы страховых взносов, дифференцированных в зависимости от класса профессионального риска. На 2005 год сохраняются условия и размеры установления страховых тарифов, действовавших в 2001 году и продленных соответствующими федеральными законами на 2002-2004 годы.
Ко второму чтению Комитет Госдумы по труду и социальной политике рекомендовал внести в законопроект ряд уточняющих поправок. Законопроект был дополнен зависимостью размеров страховых тарифов по видам экономической деятельности от классов профессионального риска, что позволяет подтвердить макроэкономические расчеты и достаточность сумм поступлений по данному виду страхования для выполнения всех обязательств перед застрахованными лицами. Кроме того, в законопроекте был конкретизирован перечень организаций, которые в 2005 году будут уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на льготных условиях (в размере 60 %).

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год» (внесен депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, Ф.И. Гайнуллиной, И.Я. Мосякиным, С.И. Неверовым, В.Е. Оськиной, А.С. Ивановым 29.11.2004 г., принят Государственной Думой 03.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 08.12.2004 г.)
Внесение этого законопроекта связано со вступлением в силу федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г., предусматривающего ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) отдельным категориям граждан из средств Пенсионного фонда Российской Федерации. Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты предусматривает, что она должна выплачиваться одновременно с пенсией, но из-за выходных праздничных дней с 1 по 10 января 2005 года выплаты льготникам за январь 2005 года необходимо осуществлять уже с 25 по 30 декабря этого года. В связи с этим принятый Госдумой сразу в трех чтениях федеральный закон предусматривает проведение досрочного финансирования ЕДВ одновременно с финансированием пенсий за праздничные и выходные дни января 2005 года в декабре 2004 года. Расходы по финансированию ЕДВ и авансовые перечисления средств на последующие дни января 2005 года по расчетам Пенсионного фонда составят около 8 млрд. рублей.
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (внесен Правительством Российской Федерации 26.08.2004 г., принят Государственной Думой 17.12.2004 г, одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)
Единогласно принятый Госдумой закон предлагает следующие этапы повышения минимального размера оплаты труда (МРОТ):
с 1 января 2005 года - 720 рублей в месяц,
с 1 сентября - 800 рублей в месяц,
с 1 мая 2006 года - 1100 рублей в месяц.
Темпы повышения МРОТ, заложенные в законе, принципиально отличаются от первоначальных проектировок правительства: во внесенном в Госдуму законопроекте предусматривалось только одно повышение МРОТ – до 720 рублей в месяц с 1 января 2005 года. Однако под давлением профсоюзов и благодаря конструктивному взаимодействию ФНПР с депутатами Госдумы законопроект удалось дополнить важнейшими нормами, предусматривающими поэтапное увеличение МРОТ не только в 2005, но и в 2006 году. Более того, непосредственно перед вторым чтением в законопроект была внесено положение, предусматривающее повышение МРОТ до 800 рублей не с 1 октября 2005 года (так предлагалось в одной из поправок), а с 1 сентября 2005 года.
В постановлении Госдумы о принятии Федерального закона «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предлагается сформировать совместную рабочую группу с участием парламентариев и представителей правительства, которой предстоит разработать механизмы по дальнейшему повышению МРОТ до уровня прожиточного минимума. Членам комиссии также предстоит подготовить изменения в трудовое, бюджетное и налоговое законодательство, сформировать предложение по реформированию системы оплаты труда бюджетников, решению проблем дотационных бюджетов регионов России. Данные предложения должны быть подготовлены до 1 июня 2005 года.
Поиск механизмов, позволяющих ускорить решение проблемы приближения МРОТ к прожиточному минимуму, является одним из приоритетных направлений сотрудничества ФНПР и фракции «Единая Россия» в Государственной Думе. Именно согласованные предложения ФНПР и фракции «Единая Россия» легли в основу позитивных изменений законопроекта «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Позиция фракции "Единая Россия" по этому вопросу однозначна: за период ее пребывания в Госдуме IV созыва уровень МРОТ должен быть поднят до уровня прожиточного минимума. Докладывая на V съезде "Единой России» об организационно-политических задачах партии, Б.В. Грызлов подчеркнул: «МРОТ надо повышать более интенсивно, чтобы к 2008 году он стал равен прожиточному минимуму. В конце 2007 года мы должны принять соответствующий бюджет. Это значит, что работающие люди в нашей стране не будут находиться за чертой бедности». Решение «Единой России» о курсе на повышение МРОТ сопровождалось конкретными предложениями по выработке тех подходов, которые позволят реализовать эту задачу.

Федеральный закон «О внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации» (внесен депутатами Государственной Думы В.Н. Богомоловым, О.В. Еремеевым, В.В. Жириновским 23.09.2004, принят Государственной Думой 24.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 27.12.2004 г.)
Законопроект, вносящий изменения в статью 112 Трудового кодекса Российской Федерации был разработан в целях более рационального использования выходных и нерабочих праздничных дней, учета интересов работающих граждан и приведения трудового законодательства в соответствие со сложившейся традицией использования в качестве выходных дней между январскими (1, 2 и 7 января) праздниками. С 2005 года нерабочими днями будут считаться: "1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день;1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства".
ФНПР предлагала рассмотреть его в общем пакете поправок к Трудовому кодексу, который рабочая группа при комитете Госдумы по труду и социальной политике готовит ко второму чтению. Однако желание законодателей ввести новый порядок нерабочих и праздничных дней уже с 2005 года объективно сделало невозможным такой путь рассмотрения законопроекта, более того, 24 декабря 2004 года закон был принят Государственной Думой сразу во втором и третьем чтениях.
В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что участие профсоюзов в подготовке отзывов на законопроект от законодательного и исполнительного органов власти региона – один из наиболее важных этапов участия профсоюзов в процессе законотворчества.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (статья 26.4) проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Если законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации более чем одной трети субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительной комиссии. При этом отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается отрицательным в случае, если и законодательный (представительный) и высший исполнительный орган государственной власти субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия данного проекта федерального закона.
Практика показывает, что взаимодействие профсоюзов с региональными органами власти субъектов Российской Федерации далеко от эффективного.
Так, по сводной информации Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике об отзывах, замечаниях и предложениях, поступивших от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, в установленные сроки (т.е. до 30 октября 2004 года) от субъектов Российской Федерации в комитет поступило 32 отзыва, из них положительных – 25, т.е. 78,1 %. По состоянию на 22 ноября 2004 года (накануне рассмотрения законопроекта в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы) из 89 субъектов Российской Федерации отзывы представили 61 субъект Российской Федерации, то есть 68,5 %.
Всего от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации поступило 86 отзывов, из них положительных – 58 (67,4 %).
Полностью поддерживалась концепция законопроекта, без каких-либо поправок, предложений и замечаний, – в 43 отзывах, не поддерживалась концепция – в 16 отзывах, поправки, замечания и предложения были представлены – в 27 отзывах.
ФНПР также направляла свои замечания и предложения, в которых предлагала сохранить праздничные выходные дни 2 мая и 7 ноября, предусмотреть решение вопросов оплаты труда.
Из числа поправок, поступивших ко второму чтению, депутаты одобрили дополнение к Трудовому кодексу, которое определяет, что заработная плата работников в связи с нерабочими праздничными днями не уменьшается, а сдельщикам за нерабочие праздничные дни должна быть предусмотрена оплата, размер которой должен определяться локальным нормативным актом организации, «принимаемым с учетом мнения выборного профсоюзного органа, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором».
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России"» (внесен депутататами Государственной Думы А.А.Сигуткиным, В.А.Овсянниковым, В.И.Варенниковым, В.В.Жириновским, А.К.Исаевым, Д.О.Рогозиным, принят Государственной Думой 15.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.) 7 ноября остается в календаре памятных дат не как «день единства и согласия», а как День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

Федеральный закон 126-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (внесен депутатом Государственной Думы Н.А.Овчинниковым, принят Государственной Думой 01.10.2004г., одобрен Советом Федерации 13.10.2004г., подписан Президентом Российской Федерации 25.10.2004г.)
Настоящий федеральный закон, принятый в рамках "антитеррористического пакета", направлен на усиление административной ответственности за правонарушения в сфере миграционных отношений. До настоящего времени штрафы за использование труда иностранных работников без соответствующего правового оформления являлись незначительными и не оказывали реального воздействия на изменение ситуации в этой сфере. Закон усиливает ответственность работодателей за незаконное использование трудовых мигрантов. За такого рода нарушения работодатели будут платить до 10 минимальных размеров оплаты труда. По мнению ФНПР, повышение ответственности работодателей за использование нелегальной рабочей силы является важной мерой по противодействию нелегальной миграции, недопущению дискриминации и эксплуатации нелегальных мигрантов. Однако использование в качестве «денежной шкалы» для установления этого и других видов штрафов минимального размера оплаты труда необоснованно и нецелесообразно.

Жилищный кодекс Российской Федерации (внесен Правительством Российской Федерации и группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2004 г.)
Новый Жилищный кодекс определяет основы жилищной политики в России и призван заменить действующий еще с 1983 года Жилищный кодекс РСФСР, который уже не соответствует социально- экономическим условиям в стране.
Основные положения проекта Жилищного кодекса сконцентрированы на подробной регламентации вопросов собственности на жилое помещение, найма жилого помещения, прав и обязанностей сторон жилищных отношений, прав малоимущих граждан на получение бесплатного жилья в муниципальном жилом фонде, платы за жилье и коммунальные услуги, управления жилыми комплексами, переводом жилых помещений в нежилые и обратно, переустройства и перепланировки жилого помещения, собственности на объекты общего пользования в многоквартирном доме и т.п. Предусматривается существенное расширение полномочий органов государственной власти регионального уровня. Так, параметры о социальной норме площади жилья или максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектами Российской Федерации, а размер платы за содержание и ремонт жилья - органами местного самоуправления.
В Жилищный кодекс включены основные положения отменяемого закона о товариществах собственников жилья. Отменяется также действие законов "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации " (с 2007 года) и "Об основах федеральной жилищной политики".
Еще на начальном этапе реформы ЖКХ профсоюзы настаивали на принятии законов, обеспечивающих правовое регулирование жилищно-коммунального хозяйства. Однако принятый вариант Жилищного кодекса, по мнению ФНПР, далеко не в полной мере соответствует реальной социально-экономической ситуации в этой сфере. В настоящее время доходы большинства россиян находятся на таком катастрофически низком уровне, что население не готово оплачивать в полном объеме услуги ЖКХ и услуги по управлению жилыми домами, а ситуация в ЖКХ характеризуется целым рядом нерешенных проблем (обветшанием жилого фонда и коммуникаций, низким качеством услуг, многочисленными авариями). В этих условиях вступление в силу нового Жилищного кодекса может привести к нарастанию социальной напряженности в обществе.
Тем не менее в процессе рассмотрения в Госдуме проект Жилищного кодекса подвергся серьезной доработке. Подготовленные ФНПР предложения по поправкам были внесены в Государственную Думу депутатами-членами МФДГ «Солидарность» и членами Совета Федерации. Всего при доработке законопроекта ко второму чтению было рассмотрено около 2 тыс. поправок, из них более 800 приняты, остальные отклонены. Благодаря поправкам, принятым во втором чтении, удалось точнее отразить конституционные принципы жилищной политики, полнее использовать действующий понятийный аппарат, доработать вопросы о правах и обязанностях нанимателей и собственников, плате за жилье и коммунальные услуги, субсидиях.
Согласно Федеральному закону «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» новое жилищное законодательство вступит в силу с 1 марта 2005 года.

Пакет законопроектов, формирующих законодательную основу программы "Доступное жилье", включает в себя 27 законопроектов, из которых 8 было принято в весеннюю сессию 2004 года, 17 - в течение осенней сессии 2004 года, а 2 законопроекта еще находятся на рассмотрении Государственной Думы. Данный блок законодательных актов призван стимулировать спрос и предложение на жилищном рынке: спрос – через удешевление и упрощение доступа для граждан к ипотечным кредитам и удешевление операций с жильем, а предложение – за счет снижения издержек для застройщиков.

В числе законов, направленных на стимулирование спроса и предложения на жилищном рынке и принятых Государственной Думой в осеннюю сессию 2004 года, следующие:
Градостроительный кодекс Российской Федерации (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004, принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г.)
Градостроительный кодекс является базовым документом из пакета законов, направленных на формирование рынка доступного жилья. Он регулирует градостроительную и строительную деятельность за счет упрощения доступа к земельным участкам под жилищную застройку, усиливает ответственность застройщиков, регулирует подготовку градостроительной документации, вводит обязательность проведения публичных слушаний по проектам планировки и межевания территорий в городских округах. Из поступивших ко второму чтению поправок Госдума приняла 259. В результате Градостроительный кодекс лишился ключевого пункта, который должен был обязать местные власти выставлять земельные участки под жилищное строительство на открытые аукционы.
Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г.)
Закон предусматривает, что Градостроительный кодекс водится в действие с 1 января 2005 года и регулирует вопросы получения разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию на переходный период, до утверждения в каждом муниципальном образовании правил землепользования и застройки.
Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)
Закон предусматривает создание единой системы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса: регулирует тарифы и надбавки, четко определяет уровни полномочий в сфере тарифного регулирования. Ко второму чтению законопроект был существенно переработан: было принято 56 поправок из 166 внесенных. В результате из сферы действия законопроекта исключено регулирование тарифов по газоснабжению и электроснабжению, за исключением установления муниципальных надбавок в сфере электро- и теплоснабжения .
Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве жилых помещений и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации " (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 года)
Закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан для долевого строительства жилья в многоквартирных домах и для строительства иных объектов недвижимости. При подготовке законопроекта ко второму чтению в него удалось заложить гарантии защиты граждан, вкладывающих деньги в долевое строительство, от недобросовестности застройщиков (от продажи одной квартиры нескольким владельцам, невозврата денег при непостройке дома и т.п.).
Федеральный закон "О жилищных накопительных кооперативах" (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 года)
Закон нацелен на создание правовых условий для совместного использования жилищных накоплений граждан в целях приобретения жилых помещений, тем самым защищая права граждан, приобретающих квартиру не через ипотеку, а через жилищно-накопительные схемы. Во втором чтении было 79 поправок к законопроекту – он был дополнен положениями, которые должны оградить граждан от строительства финансовых пирамид, детализировал процедуры организации, функционирования и реорганизации жилищных кооперативов.
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (внесены группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., приняты Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрены Советом Федерации 24.12.2004 года)

Закон направлен на повышение эффективности использования ипотечных ценных бумаг, дает участникам рынка возможность выпускать и приобретать ипотечные ценные бумаги разной степени надежности и доходности. Это, по замыслу авторов закона, должно создать предпосылки для удовлетворения спроса различных групп инвесторов и, как следствие, благоприятный режим для рефинансирования ипотечных кредитов и повысить доступность ипотечного кредитования.
Федеральный закон "О кредитных историях" (внесен группой депутатов Государственной Думы 11.05.2004 г., принят Государственной Думой 22.12.2004 г., одобрен Советом Федерации 24.12.2004 г.)
Закон направлен на создание системы раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами (коммерческими банками), что в перспективе должно обеспечить снижение затрат банков на оценку кредитоспособности заемщиков, снизить стоимость ипотечных жилищных кредитов и повысить их доступность для населения.
Следует отметить, что благодаря доработке пакета по формированию рынка доступного жилья многие положения входящих в него законопроектов были улучшены. ФНПР признает острую потребность в формировании рынка доступного жилья для граждан, но считает, что условием успеха реформ в этом направлении будет только соответствующая реформа доходов. В настоящее время покупку нового жилья (даже на условиях ипотеки) могут себе позволить только люди с высокими доходами, поэтому реализация планов правительства по формированию рынка доступного жилья в ближайшем будущем не представляется возможной. На всех этапах разработки и рассмотрения в Госдуме законопроектов по формированию рынка доступного жилья ФНПР настаивала на расширении участия государства в формировании рынка доступного жилья, расширении возможностей получении социального жилья, учете потребностей низкодоходной части населения.



2. Проекты федеральных законов, находящиеся
на рассмотрении Государственной Думы

Проект № 118890-4 «Об Общественной палате Российской Федерации» (внесен Президентом Российской Федерации 08.12.2004, принят Государственной Думой в 1-м чтении 22.12.2004 г.)
Проект федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации" был инициирован Президентом Российской Федерации в целях вовлечения широких кругов российской общественности в реализацию российской государственной политики, учета органами государственной власти и органами местного самоуправления общественных инициатив и интересов граждан, обеспечения защиты прав общественных объединений, а также создания механизма общественного контроля за деятельностью органов публичной власти.
Поддерживая идею создания Общественной палаты, ФНПР приняла активное участие в процессе разработки концепции законопроекта. Практически все предложения и замечания профсоюзов нашли свое отражение во внесенном проекте федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации». По мнению ФНПР, проект в том виде, в котором он был внесен Президентом Российской Федерации в Госдуму, при некоторой доработке способен стать реальной законодательной основой деятельности Общественной палаты.
Согласно проекту в состав Общественной палаты должны войти российские граждане, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, представители общероссийских, региональных и межрегиональных общественных объединений, а также объединений некоммерческих организаций. Статья 8 проекта определяет следующий порядок формирования Общественной палаты: 42 гражданина, имеющие особые заслуги перед государством и обществом, определяются Президентом Российской Федерации; они в свою очередь выбирают 42 представителя общероссийских общественных объединений; а затем уже 84 члена Общественной палаты выбирают еще 42 представителя межрегиональных и региональных общественных объединений.
На Общественную палату возлагаются задачи обеспечения согласования интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя и демократических принципов организации гражданского общества. Согласно законопроекту указанные задачи должны решаться Общественной палатой через проведение общественной экспертизы законопроектов, общественный контроль за деятельностью органов власти, выдвижение гражданских инициатив.
Отдельные положения законопроекта, которые нуждаются в корректировке, станут предметом обсуждения при его подготовке ко второму чтению. Вероятно, принятие законопроекта потребует внесения изменений в законодательство, регулирующее статус и порядок деятельности органов государственной власти, поскольку в статье 19 предусматриваются дополнительные обязанности этих органов по рассмотрению заключений Общественной палаты об итогах экспертизы проектов федеральных законов.

Проект федерального закона №51731-4 «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (внесен группой депутатов Государственной Думы 13.05.2003 г., принят Государственной Думой в первом чтении 20.06.2003 г.)
В течение осенней сессии 2004 года при Комитете Госдумы по труду и социальной политике продолжала действовать рабочая группа по подготовке ко второму чтению законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Всего рабочая группа, в состав которой входят депутаты Госдумы, профсоюзы, работодатели и представители исполнительной власти, провела 27 заседаний. Достаточно длительная доработка законопроекта, принятого в первом чтении в июне 2003 года, объясняется необходимостью кропотливой проработки и согласования между всеми сторонами социального партнерства около 800 поправок в трудовое законодательство. Кроме того, вновь инициируемые субъектами законодательной инициативы изменения и дополнения в Трудовой кодекс, как правило, направляются в рабочую группу, в качестве поправок в законопроект ко второму чтению. Еще одно направление совершенствования трудового законодательство возникло в связи с принятием федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, так как отдельные положения указанного закона требуют внесения корректировок в Трудовой кодекс.

Проекты федеральных законов, вносящих изменения в Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»
Совершенствование закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» является одним из приоритетных направлений участия ФНПР в законотворческом процессе.
Анализ правоприменительной практики указанного закона показывает, что за время, истекшее с момента его вступления в силу, накопился ряд проблем, связанных, в частности, с изменением текущей социально-экономической ситуации, принятием новых нормативно-правовых актов регулирующих социально-трудовые отношения. Так, анализ предложений членских организаций ФНПР по совершенствованию законодательства о профсоюзах выявляет следующее:
 отсутствие права профсоюзов на защиту неопределенного круга лиц по делам, вытекающим из публичных правоотношений (в связи с введением в действие 9 августа 2000 новой редакции статьи 42 ГПК РСФСР);
 отсутствие в законодательстве определенно прописанных механизмов реализации ответственности за нарушение прав профсоюзов.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся пять законопроектов, вносящих изменения и дополнения в главный профсоюзный закон. По всем из них ФНПР ведет активную работу: сотрудничает с профильным комитетом Госдумы, дает соответствующие заключения, замечания и предложения. Конкретизация направлений работы по совершенствованию федерального законодательства о профессиональных союзах стало главной темой для обсуждения на очередном заседании 24 декабря 2004 года Дискуссионного клуба ФНПР «Профсоюзное движение в России: состояние, проблемы, приоритеты развития», а также заседании «круглого стола» «Профессиональные союзы в системе гражданского общества» в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
По требованию профсоюзов проект № 99014407-2 «О внесении дополнения в статью 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"» (по вопросу внесения изменений в порядок регистрации профсоюзов), внесенный Правительством Российской Федерации 09.02.1999, будет отозван субъектом права законодательной инициативы (письмо СПЗИ об отзыве 20 декабря 2004 года).
10 декабря 2004 года депутатами Государственной Думы А.С. Давыдовым, А.В. Чуевым внесен согласованный с ФНПР законопроект № 120094-4 «О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"» (в части государственной регистрации профсоюзов). Этот законопроект будет рассматриваться в весеннюю сессию.


3. Участие ФНПР в мероприятиях Федерального Собрания Российской Федерации
На протяжении осенней сессии 2004 года ФНПР, как и прежде, участвовала в мероприятиях, инициируемых Федеральных Собранием: парламентских слушаниях, заседаниях «круглых столов», конференциях. ФНПР придает особое значение подобным мероприятиям, так как на них анализируется ситуация и вырабатывается стратегия развития тех или иных сфер жизни общества, обсуждаются проекты важнейших федеральных законов. Участвуя в таких дискуссиях, профсоюзы не только имеют возможность донести до широких слоев российского общества свою позицию, но и зафиксировать ее в итоговых документах, которые разрабатываются в целях совершенствования законодательства в той или иной сфере. В осеннюю сессию 2004 года выступления представителей ФНПР, профсоюзная аналитика, рекомендации профсоюзов в адрес законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровня получили поддержку на следующих мероприятиях Федерального Собрания:
– заседании «круглого стола» «Проблемы формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год» (Совет Федерации, 19 октября 2004 г.);
– парламентских слушаниях «Социальные аспекты реализации федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года» (Государственная Дума, 11 ноября 2004 г.);
– всероссийской научно-практической конференции «Социальное развитие северных регионов: опыт, проблемы, перспективы» (Российская Академия Государственной службы при Президенте Российской Федерации, 10-11 ноября 2004 г.);
– парламентских слушаниях «Законодательство Российской Федерации по вопросам привлечения иностранной рабочей силы: состояние и пути совершенствования» (Совет Федерации, 23 ноября 2004 года);
– заседании «круглого стола» «Проблемы и перспективы формирования трудовой юстиции» (Государственная Дума, 30 ноября 2004 г.);
– парламентских слушаниях ««О законодательном регулировании финансирования здравоохранения Российской Федерации» (Государственная Дума, 7 декабря 2004 г.);
– парламентских слушаниях «О концепции проекта федерального закона "Об общественной палате Российской Федерации» (Государственная Дума, 15 декабря 2004 г.).
Информация о мероприятиях вместе с итоговыми документами и выступлениями представителей профсоюзов размещалась на web-сайте ФНПР.

4. О некоторых вопросах участия профсоюзов в законотворческом
процессе на период весенней сессии 2005 года
В течение весенней сессии 2005 года ФНПР будет продолжать взаимодействовать с законодательными органами власти в целях совершенствования законодательства в сфере социально-трудовых отношений. Сегодня в Государственной Думе на рассмотрении находится более тысячи ста законопроектов. Законодательный процесс динамичен, и новые законопроекты от различных субъектов права законодательной инициативы продолжают поступать.
В весеннюю сессию 2005 года правительство планирует внести в Государственную Думу пакет законопроектов, призванный реформировать систему российского здравоохранения. По мнению ФНПР, для успешной модернизации системы здравоохранения при рассмотрении этих законопроектов в Госдуме необходимо настаивать на повышении зарплаты работников здравоохранения, возвращении к страховым принципам финансирования отрасли, решении проблем неравенства регионов по уровню финансирования здравоохранения, регулировании цен на лекарства.
В марте 2005 года планируется рассмотреть также проекты федеральных законов № 183353-3 «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» и № 183365-3 «О страховом взносе на финансирование обязательных профессиональных пенсионных систем», внесенные Правительством Российской Федерации и принятые Государственной Думой в первом чтении 26 июня 2002 года. Свои предложения и замечания ко второму чтению законопроектов правительство пока не выносило на широкое обсуждение.
В первом квартале 2005 года на обсуждение общественности может быть вынесен ряд проектов федеральных законов, регулирующих социально-экономическое развитие регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: «О методике районирования Севера Российской Федерации», «О районировании Севера Российской Федерации» и «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В настоящее время разработка этих законопроектов на базе научно-обоснованных методик ведется рабочей группой, образованной Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока. В состав этой рабочей группы входят представители профсоюзов. Помимо базовых «северных» законов, в весеннюю сессию 2005 необходимо в максимально сжатые сроки рассмотреть внесенные в Государственную Думу законопроекты, направленные на защиту трудовых прав и повышение пенсионного обеспечения граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 г., переносящий значительную часть социальных обязательств государства на уровень субъектов Федерации и муниципальных образований, актуализировал задачу взаимодействия территориальных членских организаций ФНПР с региональными органами законодательной власти. Мониторинг законодательной базы российских регионов показывает, что она еще в недостаточной мере готова к введению в действие с 1 января 2005 года федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. В связи с этим территориальным объединениям организаций профсоюзов предстоит продолжать постоянное взаимодействие с органами законодательной власти по вопросам подготовки и принятия нормативно-правовых актов направленных на реализацию полномочий субъектов Российской Федерации по предоставлению населению гарантий по социальной защите.
Во взаимодействии ФНПР с законодательной властью особая роль отводится стратегическому партнерству с фракцией «Единая Россия» в Государственной Думе. Совместные действия с фракцией, имеющей конституционное большинство в Государственной Думе, могут помочь профсоюзам гармонизировать законодательство в сфере социально-трудовых отношений. Об этом свидетельствуют практика взаимодействия ФНПР и фракции «Единая Россия» в связи с рассмотрением в Государственной Думе законопроекта о монетизации социальных льгот, а также сотрудничество по вопросу о приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму. Позиция фракции по этим и ряду других вопросов свидетельствует, что решение социальных задач, повышение благосостояния людей для фракции является приоритетной задачей.
Закрывая осеннюю сессию Государственной Думы, Председатель Государственной Думы сказал: «Одной из важнейших задач будущего года должен стать мониторинг реализации закона о льготных выплатах на всех уровнях. Хочу напомнить, что данный законопроект был доработан депутатами в сторону повышения социальных гарантий, поскольку первоначальный вариант, предложенный Правительством, в этой части оказался неприемлемым. Теперь необходимо проконтролировать, как эти гарантии, с которыми Правительство, кстати, согласилось, будут работать на практике. К партийному контролю за исполнительной властью мы пока не пришли, но к необходимости эффективного парламентского контроля подошли вплотную. Дважды утвердив кандидатуру Председателя Правительства, одобрив новую структуру федеральных органов исполнительной власти, голосуя в поддержку правительственных законов, мы разделили с Правительством ответственность за осуществляемые в стране преобразования. Депутаты контролируют, как Правительство реализует предложенные им же меры, и формы этого контроля мы намерены совершенствовать. Пример – новый формат планирования и проведения правительственных часов, по итогам которых мы теперь будем принимать постановления. Перечисленные направления деятельности на перспективу актуальны и для исполнительной, и для законодательной власти. Именно по ним предстоит работать в ближайшее время».

28.12.2004
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English