ФНПР
ФНПР
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информационая работа   ФНПР online
Профиль   Официальная хроника   Социальное партнерство   Направления деятельности   Профсоюзы и политика   Информа-
ционая работа
  ФНПР online
Федерация независимых профсоюзов России
 
Официальный сайт
 
Расширенный поиск:
ФНПР    

На главную страницу

Профиль
Ответственность за нарушение трудового законодательства
Официальная хроника
Социальное партнерство
Направления деятельности
Профсоюзы и политика
Информационная работа
Новости
День информации

    

21 января в читальном зале Научной библиотеки ФНПР в рамках празднования очередного дня информации, посвященного 87 годовщине со дня основания библиотеки, прошла выставка-презентация книг  на тему «Социальное страхование в России». Открыло выставку выступление главного библиотекаря С.В. Петровой:

Возникновение социального страхования связывают  с именем канцлера Бисмарка, который добился введения его на территории Германии в 80-х гг. 19 века.  Официальной датой рождения государственного социального страхования в России считается 2 июня 1903 г., когда с высочайшего соизволения императора Николая II  в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

     В истории обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903-1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933-1993 гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям (1993 г. –  по настоящее время). Все этапы наглядно представлены в виде уникального книжного обозрения выставки.

     Наряду с изданиями по социальному страхованию можно ознакомиться с Положением и справочниками по социальному обеспечению трудящихся, которое осуществлялось за счет налоговых поступлений в бюджет.

    Следует отметить, что первые российские законы, принятые Третьей Государственной Думой в 1912 г., были далеки от совершенства, но вместе с тем в определенной степени учитывали страховые принципы, действовавшие в других странах. О сложностях принятия этих законов и повествует редкая, изданная в Петербурге в 1913 г., книга члена Третьей Государственной Думы А.И.Предкальна «Мытарства страховых законов».

    В России социальное страхование зарождалось одновременно с развитием фабричной медицины. Создавались больничные кассы, членство в них было добровольным. Правление состояло из представителей рабочих и работодателей. В 1912 г. было введено обязательное больничное страхование. В 1916 г. насчитывалось более двух тысяч больничных касс. В витринах есть книги Я.Тидемана «Средства страховых касс» и В.Ежова «Больничные кассы и врачебная помощь рабочим», освещающие этот период истории.

     Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 г., а с 1922 г. выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.  В 1929 г. социальное страхование обрело единый бюджет и за счет соцстраховских средств  было начато финансирование санаторно-курортного лечения, отдыха в специализированных учреждениях и детских оздоровительных лагерях.

     С 1933 г. социальное страхование перешло под управление профсоюзов. Вплоть до начала 90-х годов  профсоюзы занимались вопросами пенсионного обеспечения и социального страхования и их деятельность характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет. Например, в 1980 г. на социальное страхование  израсходовано 35, 3 миллиарда рублей, в санаториях отдыхало и лечилось около 38 миллионов человек, выплаты и льготы в расчете на душу населения составляли 438 рублей.

     В настоящее время вопросы социального страхования являются актуальными. Недавно, 4 декабря 2008 г. в Академии труда и социальных отношений состоялось заседание «круглого стола», посвященное вопросам перспектив развития социального страхования в России. Тезисы доклада Председателя ФНПР М.В.Шмакова представлены на выставке. Также представлены журналы «Вестник социального страхования», «Труд и страхование», издания из серий «Библиотечка профсоюзного активиста», «Труд и право». Помимо этого в библиотеку поступили новые книги, освещающие, среди прочих, социальные вопросы. Списки новых книг, полученных библиотекой в 2008 году, будут опубликованы на странице Научной библиотеки профсоюзов на сайте ФНПР.

      Истории развития соцстраха в России было посвящено и  выступление А.Н.Черкасова, руководителя Департамента социального развития Аппарата ФНПР:

     Социальное страхование наемных работников появилось в России         в начале прошлого века. Создаваемые страховые общества стали заключать договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. После принятия 2 июня 1903 года Правил о вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев, предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного  страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по  возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, эту дату можно считать началом государственного социального страхования в России.

     Первые российские законы о социальном страховании не предусматривали всех рисков утраты заработка, они не охватывали наемных  работников отдельных отраслей и целых регионов. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

     Основы обязательного социального страхования в России были  заложены в 1912 г. с принятием Третьей Государственной Думой законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных  случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам  страхования  рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих». Рабочими органами страхования являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах.

      С приходом Советской власти декретом Совета Народных Комиссаров в октябре 1918 года прежние законы были заменены на Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое обозначило круг выплат,  определило размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице, пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

     По декрету СНК от 15 ноября 1921 года  «О  социальном  страховании лиц,  занятых  наемным  трудом»   материальное   обеспечение   трудящихся стало основываться на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК: пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов  средней  зарплаты.  Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с  учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах было установлено, что фонды  социального страхования не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной  нетрудоспособ-ности,  материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим – от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда.

     В 1933 году после ликвидации Наркомтруда (НКТ) СССР функции  государственного социального страхования и пенсионного обеспечения были переданы в ведение профсоюзов. ВЦСПС осуществлял общее руководство, функции контроля, разработки и утверждения сводного бюджета по социальному страхованию. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом территориальными межсоюзными профсоюзными органами. На предприятиях (учреждения, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечения путевками проводили профсоюзные комитеты.

     В этот период для системы соцстраха было характерным всеобщий охват рабочих и служащих, обязанность предприятий, организаций, учреждений финансировать социальное страхование в виде взносов, предоставление отдельным категориям трудящихся ряда льгот.

     Перестройка, начавшаяся в России в конце 80-х годов, принесла кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, включая  изменения в организации и финансировании социального страхования. По постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года «О совершенствовании финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования СССР в ведении ВЦСПС, средства Фонда уже не включались в состав государственного бюджета. Одновременно  постановлением Совета Министров РСФСР и Совета Федерации независимых профсоюзов России был образован Фонд социального страхования РСФСР, который некоторое время функционировал одновременно с союзным Фондом, прекратившим свое существование с распадом СССР. В 1990 г. были созданы сначала союзный, а затем и российский Пенсионный фонд, как отдельные от государственного бюджета автономные системы (финансово-кредитные организации). Система внебюджетных страховых фондов в начале 90-х годов была дополнена фондами обязательного медицинского страхования и Фондом занятости населения.

     В 1993 году Указом Президента Российской Федерации Фонд социального страхования РФ был выведен из-под  управления профсоюзами и стал самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом было возложено на Правительство РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов.

     Новым импульсом для развития социального страхования в России стало принятие в июне 1999 года Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», который закрепил основные принципы функционирования системы обязательного страхования в России.

     Однако этот процесс был заторможен. Несмотря на активное противодействие профсоюзов, государственные органы власти приняли решение о формировании страховых средств с 2001 года в виде единого социального налога, что означало их безвозвратное изъятие в пользу государства, получившего право определять, куда пойдет каждый собранный рубль – на социальные расходы либо другие нужды. Такой подход привел отступлению от принципов социального страхования и обозначил  возвращение модели социальной защиты работника преимущественно на  принципы социального обеспечения на минимальном уровне.

     В отличие от налогов страховой взнос имеет совершенно иную природу - это отложенная часть заработной платы (цены рабочей силы), которая возвращается конкретному человеку при наступлении страхового случая – пенсионного возраста, временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания. Если величину налога устанавливает власть, то определение размера страхового взноса – это предмет договоренности между работником и работодателем исходя из устанавливаемых норм страхового возмещения утраченного работником заработка при наступлении страховых случаев.

     Переход к налоговому механизму сбора страховых средств привел к смешению различных по природе экономических категорий и финансовых механизмов (налогового и страхового), что не только затормозило развитие последнего, но и обезличило сбор страховых средств, лишило их целевой ориентации. Объединение страховых взносов в единый социальный налог подорвало методологическую базу формирования институтов социального страхования, не позволяло реализовать важнейший принцип организации социального страхования – эквивалентности страховых взносов и выплат,   что может быть достигнуто только в рамках отдельных видов страхования, оценивающих риск утраты заработка по различным обстоятельствам.

     То, что единый социальный налог не способен обеспечить надежную социальную защиту работнику, ФНПР, профсоюзы доказывали на протяжении 8 лет (во время и после введения ЕСН). Страховые выплаты перестали иметь индивидуально-возмездный характер, внебюджетные социальные фонды теряли финансовую устойчивость, обременялись нестраховыми функциями и выплатами, ставились в возрастающую зависимость от возможностей федерального бюджета, не обеспечивая при этом компенсацию потери заработка работника соответствующим уровнем страхового возмещения.

     Начиная с 2002 года, по инициативе профсоюзов во всех Генеральных соглашениях между профсоюзами, работодателями и Правительством РФ принимались обязательства по восстановлению системы социальной защиты работающих граждан на страховых принципах, необходимости комплексного подхода к реформированию обязательного социального страхования, ратификации в этих целях Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», которая, по сути, является основополагающим документ и ориентиром для построения национальных систем социального страхования наемного работника.

     Настойчивая и последовательная работа профсоюзов в этом направлении способствовала тому, что в рамках Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Правительством Российской Федерации было принято стратегическое решение о переводе с 2010 года системы пенсионного, медицинского и социального обеспечения работающих граждан на страховые принципы, переходе от обезличенного единого социального налога к страховым взносам.

     Тем самым признано, что ныне действующая система, основанная на налоговом механизме формирования средств социального страхования в виде единого социального налога, является не состоятельной и не эффективной. Эта система, по сути, разрушала институт социального страхования в стране, была направлена на отступление от страховых принципов социальной защиты работающих граждан - от тех принципов, на которых, как следует из международного опыта, строится адресная защита наемного работника от страховых рисков в большинстве стран мира.

     И если мы действительно хотим построить в России эффективную систему обязательного социального страхования работника, то для этого безусловно необходимо использовать более чем столетний опыт работы этих систем, как в России, так и за рубежом.

     Особенности функционирования социального страхования в нефтегазовой отрасли были отражены в выступлении представителя Нефтегазстройпрофсоюза РФ  И.А.Альшановой:

     Структурным организациям профсоюза при проведении реструктуризации предприятий нефтегазовой отрасли и выделении сервисных предприятий из основного производства удалось сохранить ранее достигнутые социальные гарантии членов профсоюза и занятости работников. Среди них: межрегиональные профсоюзные организации «ЛУКОЙЛа», «Газпрома», «Татнефти», объединенная профсоюзная организация «Ноябрьскнефтегаза» и другие.

     Профсоюзные организации большое внимание уделяли оздоровлению работников и членов их семей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Для работников осуществлялось дополнительное медицинское страхование, предоставлялись льготные путевки, возмещались затраты, связанные с лечением, протезированием.

     Нефтегазстройпрофсоюз РФ совместно с менеджментом и профсоюзными организациями предприятий проводил работу по организации летнего отдыха детей. Для их оздоровления были задействованы не только детские стационарные лагеря, санатории «Мать и дитя», санатории-профилактории, но и оздоровительные учреждения Черноморского побережья России, Украины и Дальнего Зарубежья. Продолжалась работа по перепрофилированию детских оздоровительных лагерей на санаторно-оздоровительные. Всеми формами организации отдыха и оздоровления детей ежегодно охвачено более 85 тысяч детей.

      По актуальным и наиболее злободневным вопросам Нефтегазстройпрофсоюз РФ через Ассоциацию профсоюзов базовых отраслей промышленности  и строительства Российской Федерации обращается к Президенту России и Председателю Правительства, систематически выходит с предложениями на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Генсовета ФНПР, Комитета солидарных действий. Представляет заключения по законопроектам в Государственную Думу РФ и Правительство России. Активно работает с Общественной палатой Российской Федерации.

     Презентацию выставки «Социальное страхование в России» завершила информация старейшего работника Научной библиотеки ФНПР М.Н.Пануриной, которая  обобщила предшествующие выступления, обратила внимание на уникальные издания, представленные на выставке, призвала профсоюзных работников активнее использовать возможности Научной библиотеки ФНПР в повседневной работе.

 

Скачать каталог выставки

 

 

21.01.2009
 
 
 
Радио России
Русская служба Новостей
Каталог профсоюзных сайтов
Газета Солидарность
Сайт профсоюзных новостей trud.org
Вести ФНПР
Государственная дума Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации
Старая версия сайта
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
 
Трудовой арбитражный суд   International Labour Organization

газета Трибуна
 
   
    Сайт поддерживается в рамках программы "Профсоюзы России
в Интернете" ©  Дизайн Петрова Д., flash-анимация и программирование
Соловьева И. 2000-2007 г.
  Контактная информация
Information in English