На Главную E-mail
   
Федерация Независимых Профсоюзов России - официальный сайт
 
Программа   Устав   Членские организации   История   Персоналии   Контакты   Друзья и партнеры
 
 
Постановления Исполнительного комитета ФНПР    
 
О профсоюзном мониторинге вопросов реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ
21.03.2006  
Постановление Исполкома ФНПР № 1-12 от 21.03.2006 г.


О профсоюзном мониторинге
вопросов реализации Федерального
закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ

В соответствии с постановлением Исполкома ФНПР от 09.02.2005 № 1-3 и решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 11 февраля 2005 года в течение 2005 года ФНПР проводила профсоюзный мониторинг отдельных вопро-сов реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В ходе его проведения анализировалась информация об участии территориальных объединений организаций профсоюзов в работе по реализации закона в части сохранения уровня социальной защиты граждан, членов профсоюзов, ветеранов труда.
Рассмотрев итоги профсоюзного мониторинга вопросов реализации Федерального закона № 122-ФЗ в 2005 году, Исполнительный комитет ФНПР постановляет:
1. Принять к сведению Информацию Отдела социальных гарантий Аппарата ФНПР о профсоюзном мониторинге вопросов реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ (прилагается).
2. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
проанализировать итоги профсоюзного мониторинга реализации Федерального закона № 122-ФЗ в 2005 году, продолжить его проведение в 2006 году в части обеспечения прав и сохранения уровня социальной защиты работающих и членов их семей, пенсионеров, ветеранов труда. Периодически информировать ФНПР о вопросах и проблемах реализации закона;
использовать опыт проведения профсоюзного мониторинга при организации контроля за реализацией приоритетных национальных проектов, систематически вносить на рассмотрение региональных трехсторонних комиссий вопросы обеспечения социальной защиты работающих и их семей;
инициировать принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», добиваться отнесения наград центральных и территориальных профсоюзных органов (почетных грамот, знаков, медалей) к ведомственным знакам отличия в труде, дающим основание штатным работникам профсоюзных органов и подведомственных профорганам организаций и учреждений для присвоения звания «Ветеран труда».
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФНПР Гончарова В.С.


Председатель ФНПР – М.В.Шмаков


Информация
о профсоюзном мониторинге вопросов реализации
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ


Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положил начало проведению широкомасштабной социальной реформы, монетизации льгот, признал утратившими силу отдельные положения и ряд законодательных актов Российской Федерации, пересмотрел порядок и условия социального обеспечения льготных категорий населения в более чем 150 федеральных законах, заменив ранее установленные права и льготы граждан на меры социальной поддержки, определяемые органами власти разных уровней в зависимости от их бюджетных возможностей.
Первоначальный вариант проекта закона вызвал негативную реакцию профсоюзов, связанную в первую очередь с тем, что предлагаемые размеры ежемесячных денежных выплат для льготных категорий были явно недостаточными и не позволяли компенсировать стоимость ранее установленных законами льгот и гарантий.
10 июня 2004 года ФНПР организовала проведение Всероссийской акции протеста, 25 июня законопроект обсуждался на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, на котором были высказаны принципиальные замечания и возражения профсоюзов. В ходе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе была развернута работа по устранению существенных недостатков. По договоренности с фракцией «Единая Россия» профсоюзы внесли многочис-ленные поправки, что позволило существенно переработать законопроект.
После принятия закона ФНПР обращала внимание органов власти на заседании РТК (сентябрь 2004 г.), парламентских слушаниях в Государ-ственной Думе (ноябрь 2004 г.) на проблемы, связанные с поспешной подготовкой законодательной базы, недостаточной продуманностью механизмов, организационной и финансовой необеспеченностью реализации закона. Но предостережения профсоюзов остались не услышанными.
В результате, к началу 2005 года многие органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказались не в полной мере подготовленными к реализации закона в части установления мер социальной поддержки региональным льготникам. Определенные для них механизмы замены натуральных льгот денежными выплатами не обеспе-чивали сохранения уровня социальной защиты. Наиболее острую реакцию вызвала нерешенность проблем льготного проезда на городском пассажир-ском транспорте, задержки выплаты денежных компенсаций.
2005 год начался с протестных выступлений граждан. Свое отношение к проводимой реформе пенсионеры и льготники выразили в форме стихийных митингов, пикетов у зданий администраций, перекрытия главных автомагистралей в Подмосковье, Нижнем Новгороде, Республике Татарстан, Самаре, Саратове и других регионах России.
В связи с недостаточными и неэффективными действиями Правитель-ства Российской Федерации 15 января 2005 года ФНПР приняла Заявление и направила его в федеральные органы законодательной и исполнительной власти, средства массовой информации. Данный вопрос стал предметом обсуждения на заседании Исполкома ФНПР, принявшего постановление от 09.02.2005 № 1-3 «О действиях ФНПР в связи с неудовлетворительной реализацией Федерального закона № 122-ФЗ». В феврале 2005 года ФНПР инициировала рассмотрение указанного вопроса на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с постановлением Исполкома ФНПР и решением РТК в течение 2005 года проводился профсоюзный мониторинг отдельных вопросов реализации Федерального закона № 122-ФЗ.
В ходе мониторинга анализировались и обобщались вопросы степени организованности, боеспособности и заинтересованности участия в этой работе профсоюзных органов, своевременности подготовки необходимых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией закона, достаточности мер социальной поддержки для сохранения уровня социальной защиты отдельных категорий работающих граждан, членов профсоюзов, ветеранов труда.
В начале 2005 года ряд территориальных объединений организаций профсоюзов (Ставропольского и Хабаровского краев, Архангельской, Воло-годской, Воронежской, Кировской, Мурманской, Нижегородской, Пермской, Самарской, Свердловской областей и других) оперативно среагировали на протестные выступления граждан, направили свои обращения и заявления в адрес администраций регионов, федеральных органов власти, в которых выразили отношение к происходящему, предложения по исправлению ситуации. Территориальные профобъединения использовали возможности рассмотрения вопросов и проблем реализации закона через механизм соци-ального партнерства, региональные трехсторонние комиссии, общественные наблюдательные советы, путем переговоров с представителями органов законодательной и исполнительной власти.
Эти меры позволили разобраться в просчетах, переломить негативные тенденции, определить степень ответственности регионов и центра, установить надлежащий государственный и общественный контроль, перевести взаимоотношения в русло конструктивного диалога населения с медицинскими, коммунальными, социальными, транспортными организа-циями и органами власти. Нормализации ситуации способствовала значительная работа внебюджетных социальных фондов по реализации закона. Фонды, их отделения на местах, осваивая новые для них технологии и виды деятельности, наладили практически бесперебойное получение гражданами установленных денежных выплат и услуг социального пакета.
Вмешательство профсоюзов способствовало пересмотру механизмов реализации закона на местах, установлению более высоких размеров денежных выплат и компенсаций для региональных льготников, решению проблем обеспечения льготного проезда на городском пассажирском транспорте, введению мер социальной поддержки в натуральном виде для пенсионеров, ветеранов труда, других льготных категорий населения.
Наиболее активно профсоюзный мониторинг проводился профобъеди-нениями республик Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашия, Красно-дарского и Ставропольского краев, Амурской, Архангельской, Калининград-ской, Кировской, Курской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Свердловской, Томской, Тамбовской, Ярославской областей, Бурятского автономного округа, профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации.
Членские организации ФНПР анализировали вопросы формирования нормативной правовой базы субъектов Российской Федерации, необходимой для реализации Федерального закона № 122-ФЗ, вносили конкретные предло-жения по улучшению социального положения отдельных категорий граждан.
Так, во многом благодаря настойчивости профорганов и профактива непроизводственной сферы Приморского края, в краевой закон «Об оплате труда работников госучреждений, финансируемых их бюджета Приморского края» были включены положения, предусматривающие увеличение с 10 до 25 процентов доплаты к тарифной ставке специалистов бюджетной сферы, работающих в сельской местности. Профсоюзные организации края настояли на установлении выплаты компенсации за жилищно-коммунальные услуги для лиц, проживающих в частном (приватизированном) жилищном фонде, реализовали свои предложения по обеспечению льготного проезда в пригородных поездах для определенных категорий населения.
Специалисты Хабаровского краевого объединения профсоюзов провели большую работу по формированию и принятию краевой целевой программы «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2006 год».
По инициативе профсоюзной стороны Калининградской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в областное трехстороннее соглашение на 2005-2006 годы были включены обязательства, обеспечивающие льготным категориям граждан меры социальной поддержки не ниже уровня 2004 года. На эти цели в областном бюджете было предусмотрено увеличение объема средств: более 440 млн. рублей на 2005 год и свыше 610 млн. рублей на 2006 год.
Комитет профсоюза работников народного образования и науки Республики Карелия посредством обращения в прокуратуру добился восстановления в республиканском законодательстве льгот педагогическим работникам на селе по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Федерация профсоюзов Курганской области подготовила и внесла предложения в виде более чем 70 поправок в проекты областных законно-дательных актов, связанных с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ, участвовала в разработке правовых актов по регулированию оплаты труда работников бюджетных отраслей области. Московское областное объеди-нение организаций профсоюзов периодически рассматривала вопросы реализации закона на заседании Исполкома, подготовило свыше 80 поправок в соответствующие областные законодательные акты.
Вместе с тем, по поступившей в ФНПР информации, в большинстве случаев не представлялось возможным оценить достаточность формируемой в регионах нормативной правовой базы для реализации закона, степень и эффективность участия в этой работе профсоюзных органов в силу того, что простое перечисление принятых нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации не позволяло оценить ситуацию.
Одним из вопросов профсоюзного мониторинга стало изучение проб-лем предоставления гражданам социальных услуг в части дополнительного лекарственного обеспечения, на решение которого были выделены значи-тельные средства из федерального бюджета в размере 50,8 млрд. рублей. С участием представителей профсоюзов на местах проводился мониторинг цен на лекарственные средства, отпускаемые льготникам, принимались дополни-тельные решения по согласованию ценовых позиций на лекарства. В течение 2005 года цены на лекарства снижены по 312 наименованиям.
На первом этапе вопросы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан, оказания им дополнительной медицинской помощи во многих субъектах Российской Федерации были не отрегулированы. Территориальные профобъединения обращали внимание федеральных и региональных органов власти на проблемы льготного зубопротезирования, недостаточность протезно-ортопедических изделий для инвалидов, неуком-плектованность регионов лекарствами из утвержденного на федеральном уровне Перечня, случаи превышения цен на лекарства в розничной торговле по сравнению с ценами в коммерческой продаже. Все это подтверждалось и данными Счетной палаты Российской Федерации: в 1 полугодии 2005 года граждане не получили лекарств по 4,5 миллионам выписанных рецептов.
Исходя из информации членских организаций, в ряде регионов проф-органы глубоко не вникали в проблемы лекарственного обеспечения, не пытались анализировать и вносить предложения по исправлению ситуации, слабо контактировали с территориальными управлениями по здравоохране-нию, не считали необходимым отслеживать вопросы технического обеспе-чения участковых терапевтов и работников аптек, совершенствования их работы, влияющей на качество и оперативность лекарственного обеспечения льготников.
При проведении профсоюзного мониторинга реализации Федерального закона № 122-ФЗ особое внимание уделялось изучению вопроса об уровне оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. В связи с необоснованно высоким ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги 12 апреля 2005 года ФНПР направила Заявление в адрес Правительства Российской Федерации, в котором подчеркивалось, что переход сферы жилищно-коммунального хозяйства на рыночные методы хозяйствования должен сопровождаться опережающими мерами повышения уровня жизни граждан. Этот вопрос также рассматривался на заседании Исполкома ФНПР в апреле 2005 года, по итогам которого профсоюзным организациям были даны соответствующие рекомендации.
Региональный стандарт уровня платежей граждан в среднем по России по сравнению с декабрем 2002 года вырос на 14,3 процентных пункта и достиг 94 процентов. В 68 субъектах Российской Федерации оплата населе-нием жилищно-коммунальных услуг установлена на уровне 90 процентов и выше. Около трети регионов России перешли на стопроцентную оплату услуг ЖКХ. Средний размер субсидий и компенсаций населению за коммунальные услуги в первом полугодии 2005 года вырос на 36 процентов.
Вместе с тем, получаемая информация с мест не всегда давала представление о том, на сколько изменения в оплате жилищно-коммунальных услуг влияли на положение среднестатистических семей и, особенно, семей с иждивенцами, включая детей, пенсионеров и других нетрудоспособных членов семьи. По всей видимости, часть профобъединений такого анализа не проводили.
По итогам 2005 года в 77 регионах России было принято решение о сохранении льготного проезда на городском пассажирском транспорте либо введении единого социального проездного документа. В целом на реализацию закона в 2005 году было выделено почти вдвое больше средств от первоначально запланированных ассигнований. Однако по данным Независимого института социальной политики, увеличенные компенсации не были достаточными для 53 процентов семей, имеющих право на преференции, так как уровень их доходов снизился.
Одним из вопросов, непосредственно затрагивающим интересы работающих граждан в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, стало внесение изменений в статьи 7 и 22 Федерального закона «О ветеранах». Согласно этим изменениям с 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранов труда устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем утратило силу положение, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются Указом Президента Российской Федерации. Образовавшийся в связи с этим правовой вакуум устранил Федеральный закон от 19 декабря 2005 года № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона “О ветеранах”», в соответствии с которым порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Учитывая это, территориальным профобъединениям целесообразно инициировать принятие соответствующих нормативных правовых актов, добиваться отнесения наград ВЦСПС, ФНПР, отраслевых профсоюзов, территориальных профорганов к ведомственным знакам отличия в труде, что позволит штатным работникам профсоюзных органов и подведомственных профорганам организаций и учреждений иметь основание для присвоения звания «Ветеран труда».
Итоги профсоюзного мониторинга вопросов реализации Федерального закона № 122-ФЗ обсуждались на семинаре руководителей и специалистов членских организаций ФНПР по вопросам социально-трудовых отношений и социальных гарантий в январе 2006 года. Отмечалась ограниченность информационного пространства профсоюзов, недостаточное использование территориальными профобъединениями электронной почты, информации и рекомендаций, размещаемых на сайте ФНПР в Интернете. Не прослежива-лась реакция профорганов на многочисленные публикации центральных и региональных средств массовой информации по вопросам реализации закона.
Профсоюзный мониторинг показал разную степень организационной готовности территориальных профобъединений к мобилизации профсоюз-ных организаций на активные действия и акции. Только 11 территориальных профобъединений проинформировали ФНПР о рассмотрении вопросов обеспечения социальной защиты членов профсоюзов на заседаниях коллегиальных профорганов на начальном этапе реализации Федерального закона № 122-ФЗ. Направляемые в ФНПР сведения отдельных террито-риальных профобъединений представляли крайне скудную, не содержащую аналитики информацию, что с достаточной степенью вероятности позволяет сделать вывод об отсутствии заинтересованности и организационной работы по проведению мониторинга.
В этой связи необходимо учесть как негативный, так и позитивный опыт профсоюзного мониторинга, использовать его для решения новых задач в области социальной защиты и социальных гарантий работающих граждан и членов их семей.
С учетом необходимости продолжения работы по реализации Федерального закона № 122-ФЗ, обеспечения контроля за ростом тарифов на оплату жилья, коммунальных услуг, тепловую энергию в условиях перехода на полную оплату коммунальных услуг населением, участия в организации контроля за реализацией приоритетных национальных проектов, представляется целесообразным перевести проведение профсоюзного мониторинга на постоянную основу в части обеспечения прав и сохранения уровня социальной защиты работающих и их семей, пенсионеров, ветеранов труда.

Отдел социальных гарантий Аппарата ФНПР

Распечатать | Комментировать | Послать текст по почте


 
 
 





Социально-трудовые конфликты

Международная работа

ФНПР в федеральных округах

Пенсии и социальные гарантии. Документы и материалы

Молодежный совет ФНПР

Будущее за сильными профсоюзами!

Профсоюз помог
Другие примеры



Поиск по сайту:
Расширенный поиск

 
     
©
Федерация Независимых Профсоюзов России, 1991-2014г.